Изобретение относится к машиностроению, в частности к механизмам переключения передач в коробках, Например, тракторов.
Известны коробки передач с переключаелвлми зубчатыми колесами, содержащими аксиально подвижные и неподвижные колеса, торцы зубьев которых округляют или скашивают 1.
Недостатком этих механизмов является преждевременный выход из. строя зубчатых колес из-за прогрессирующего разрушения и износа торцов зубьев при их интенсивном соударении и момент включения передачи.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является механизм переключения зубчатых передач, содержащий цилиндрические колеса с торцовыми криволинейными поверхностями зубьев г убтановЛенные на параллельных осях с возможностью осевого перемещения. Тосяювые крнволинейныеповерхности зубьев обоих колес выполнены выпуклыми 2}.
Недостатком данного устройства является невысокая надежность работы и увеличенный износ.
Цель изобретения - повыиение надежности работы и уменьшение износа.
Указанная цель достигается тем, что в механизме, содержащем цилиндри ческие колеса с торцовыми криволинейными поверхностями зубьев, установленные на параллельных осях с возможно стью осевого перемещения, торцовые криволинейные поверхности зубь10ев одного колеса выполнены выпуклыми, а другого - вогнутыми. : На фиг. 1 показана кинематическая схема механизма; на фиг. 2 - осевое сечение колес механизма; на фиг. 3 15разрезы Л-А,и Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 3.
Механизм состоит из подвижного зубчатого колеса 1, установленного на валу 2. Колеdo 3 имеет торец 5
20 зубьев, а колесо 4 - торец б зубьев. Профили торцов в сечении очерчены участками окружности радиуса R.
Механизм работает следующим обра зом.
25
При включении передачи, т.е. при перемещении вращающегося зубчатого колеса 1 по валу- 2 осевым усили« 1 .перед зубьев в зацепление с неподвижна колесом 3, происходит
30 соударение торцов 5 и 6 их зубьев.
Торцовые поверхности зубьев колеса 1 выполнены выпуклыми, а колеса 3 вогнутыми.
Так как описанная форма наилучшим образом отвечает кинематической связи торцов зу.бьев переключаемых зубчатых колес в момент включения передачи, то даже в самом неблагоприятном случае при расположении торцов друг против друга, когда интеисивность удара наибольшая, контактные напряжения равномерно распределены по поверхности (вместо линейного или точечного контакта при других формах). Вследствие этого значительно уменьшаются нагрузки в зоне контакта торцов зубьев.
Формула изобретения
Механизм переключения зубатых передач, содержащий цилиндрические колеса с торцовыми криволинейными поверхностями зубьев, установленные на параллельных осях с возможностью осевого перемещения, о т л и ч а ющ и и с я тем, что, с целью повышеJ ния надежности работы и уменьшения износа, торцовые криволинейные поверхности зубьев одного колеса выполнены выпуклыми, а другого - вогнутыми.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Азаревич Г.М. Выбор рациональной форчиы закругления торцов зубчатых
5 колес. - Станки и инструмент, 1956, 10, с. 1-7.
2.Авторское свидетельство СССР 602714, кл. F 16 Н 1/00, 1973 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм переключения зубчатых передач | 1983 |
|
SU1151733A1 |
ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1992 |
|
RU2071575C1 |
Механизм переключения передач | 1981 |
|
SU991092A1 |
Переключаемая зубчатая передача | 1986 |
|
SU1580094A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ В МНОГОСТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКЕ ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2268162C1 |
Зубчатая переключаемая передача | 1988 |
|
SU1567826A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ | 1971 |
|
SU314410A1 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2020337C1 |
Механизм блокировки коробки передач транспортного средства | 1984 |
|
SU1220951A1 |
4
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1981-01-27—Подача