3-9 поверхности сголика, ось шарнира звеньев, ра мещена на расстоАши номинальной величины положения дорожки качения от базовой по верхности столика, а устройство снабжено Г-обр 13ным штоком, установленным соосно измерительному штоку отсчетного узла и пре назначенным для попеременного вза модействня с плечами рычага. На чертеже схематически представлено устройство для измерения геометрических, параметров дорожки качения колец радиально-упорных шарикоподшипников общий вид. Устройство содержит станнну 1, столик 2 с базовой поверхностью 3 н упором 4, двуплечий рычаг S, отсчетный узел 6 с измерительным штоком 7, Г-образный шток 8, установленный соосно измерительному штоку 7, механизм 9 взаимного перемещения рычага 5 и столика 2. Одно плечо рычага 5 выполнено из даух шарннрно-соединенных звеньев 10 и II, ось шарннра 12 которых размещена на расстоянии номинальной величины положения дорожки качения от базовой плоскости столика. Ггобразный шток 8 установлен с возможностью попеременного взаимодействия с плечом 13 и звеном 11 рычага S. На звене 11 закреплен сферический щуп 14. Контролируемое кольцо 15 поднимается к упору 4 пружиной 16. Устройство работает следующим образом. Предварительно производят настройку прибора. Для этого вводят набор плоскопараллельных мер длины, размер которых равен алгебраической разности номинальной величины положения дорожки качеаля h и радиуса сферического щупа 14, между базовой поверхностью 3 столика 2 и сфе{Я{ческим щупом 14. Г-образный шток 8 опускают на шу 14, н стрелку отсчетного узла 6 устанавливают в среднее фиксированное положенне. Шток 7 приподнимают на величину зазора Д и вводят Г-образный выступ штока в контакт с плечом 13. Величина зазора А равна максимальному расстоянию между экстремаль ными точками дорожки качения в осевом направлении. Набор плоскопараллельных мер длины снимают и устанавливают контролируемое кольцо 15. При измерении величины замка дорожкй качения производят перемещение звена 11 с щупом 14 механизмом 9. Щуп 14 скользит по дорожке качения контролируемого кольца. 4 Радиальное перемещение щупа 14 передается на вено 10. Рычаг 5 поворачивается и через плечо 13 перемещает Г-образный шток 8. Таким образом находят экстремальные точки дорожки качения в радиальном направлении, которые фиксируют по отсчетному узлу .6. После измерения замка Г-образный шток 8 поворачивают и выводят из контакта с плечом 13, при этом шток опускается на щуп 14. Производят отсчет отклонения-стрелки отсчетного узла от среднего фиксированного положения. Величина положения дорожки качения контролируемого кольца равна алгебраической сумме величнн отклонения стрелки отсчетного узла 6 и номинальной величины положения. Таким образом предлагаемое устройство позволяет расширить номенклатуру контролируемых параметров. Формула изобретения Устройство для измерения геометрических параметров дорожки качения колец радиально-упорных шарикоподшипников, содержащее стаиину, столик с базовой поверхностью и упором, дауплечий рычаг, механизм взаимного перемещения рычага и столика и отсчетный узел с измерительным штоком, о тличающееся тем, что, с целью расширения. номенклатуры контролируемых параметров, одно плечо рычага, предназначенное для взаимодействия с контролируемой поверхностью, выполнено из двух шарнирно соединенных звеньев, расположенных в плоскости,, перпендакулярной базовой поверхности столика, ось шарнира звеньев размещена на расстоянии номинальной величины положения дорожки качения от базовой поверхности столика, а устройство снабжено Г-образным штоком, установленным соосно измерительному штоку отсчетного узла н предназначенным для попеременного взаимодействия с плечами рычага. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 24lV02, кл. G 01 В 3/22, 1968. 2.Контрольно-измерительные приборы, применяемые в производстве приборных подшипников, изготавливаемых по ГОСТ 520-71 и специальным техническим условиям. Каталог. ЗФВНИПП, 1979, с. 40-42 (прототип).
Авторы
Даты
1983-02-15—Публикация
1980-09-29—Подача