(54) ШИП ПЮТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ
V -,
Изобретение относится к автомобильной промышленности и касается средств повышения проходимости колесных транспортных средств, в частности, шипов противоскольжения, устанавливаемых в протекторе колеса транспортного средства.
Известен шип противоскольжения, преимущественно для автомобильной шины, содержащий разъемный корпус с внутренней полостью охватывающей сердечник, рабочий конец ко- ю торого обращен из корпуса наружу, упругий злемент, размещенный между стенкой полости я противоположным указанному концом сердечника 1.
Однако известный шип при зксплуатации is на дорогах с частичным обледенением разрушает дорожное покрытие в местах, не покрытых льдом или снегом, и интенсивно истирается сам.
Целью изобретения является расширение 20 функциональных возможностей.
Для достижения поставленной цели в шипе противоскольжения, характеризующимся вьпиеуказанной совокупностью существенных признаков, упругий элемент выполнен из материа- , ла, ступенчато меняющего свою жесткость в зависимости от температуры.
Причем упругий злемент выполнен из биметалла .
Упругий злемент выполнен из резины, имеющей температуру стеклования в пределах минус 10 - плюс 60С.
Кроме того, упругий злемент выполнен из сплава с термической памятью.
На фиг. 1 изображен шип противоскольжения, у которого упругий злемент из биметаллической пружины; на фиг. 2 - то же, вьшолненный из резины, имеющий , температуру стеклования в пределах минус 10 плюс 60°С; на фиг. 3 - то же, упругий злемент которого выполнен из сплава с термической памятью.
Износостойкий сердечник 1 установлен в полости разъемного корпуса, образованной деталями 2 и 3, соединенными, например, с помощью резьбы. Внутри полости размещен упругий элемент 4, выполненный в соответствии с фиг. 1 из биметаллической пружины.
3998
изготовленной, например, из латуни (на фиг. темная часть) и стали (светлая часть). Возможна установка нескольких таких пружин в различных плоскостях. В соответствии с фиг. 2 из резины с температурой стекло-, вания в интервале минус 10 - плюс 60°С. В соответствии с фиг. 3 упругий элемент 4 из сплава с термической памятью, например, из сплава 54-56 мас.% никеля и 44-46 мас.% титана.
Кроме того, в полости .корпуса установлены регулировочные шайбы 5.
При вьшолнении упругого элемента из резины (фиг. 2) в полости корпуса выполяют кольцевые проточки 6, а зшругий элемент 4 изготовлен с некоторым зазором между ее боковыми поверхностями и деталью 2.
Шип противоскольжения работает следующим образом.
В соответствии с фиг. 1 в биметаллической пружине при снижении температуры наружный латунный слой уменьшается в длине в больше степени, чем внутренний стальной. Возникающие .термические напряжен1яя разгибают пружин и поднимают сердечник, вытгшкивая его , часть из корпуса шипа, обеспечивая соприкосг;с вение сердечника с дорогой. Причем при более низких температурах усилие распрямления пружины увеличивается и тем выше, чем ниже температура, т. е. предложенная конструкция обеспечивает незначительное .давление сердечника на дорогу при 0°С, когда лед, снег прочны. Следовательно, .шип сам выбирает величину давления шипа на дорогу с учетом ее состояния.
В соотве тствии с фиг. 2 сердечник 1 в свободном от контакта с дорогой состоянии, выдвинут из корпуса шипа. Во время движения автомобиля при температу| е воздуха +20° С и вьпие упругий элемент 4 сжимается сердечником 1, заполняет зазор в полости и кольцевые проточки 6, которые обеспечивают вытеснение резины КЗ-под сердечника 1 при его входе в полость корпуса.
При снижении температуры окружающей среды до 0° С шип работает аналогичным образом, т. е. сердечник 1 утапливается в корпус при контакте с дорогой, чго обеспечивает низкое удельное давление сердечник.а. 1 на дорожное покрытие и обуславливает малое истирание шипа и дорожного покрытия при движении автомобиля при отсутствии снега и льда на поверхности дороги.
При температуре окру сающей среды 0° С и ниже в зоне установки ишша температура протектора составляет для легковой покрьпики и ниже, вследствие чего элемент 4 теряет эластичность, застекловьюается, становится твердой (так как имеет температуру стеклования 20° С) и жестко 4 иксирует сердечник 1 в рабочем, положении: сердечник 1 выступает из корпуса и обеспечивает надежное сцепление колеса с обледеневшей дорогой. Шайбы 5 обеспечивают регулировку положения сердечника 1 после износа рабочей части.
Поскольку размеры покрышки определяют величину температуры развивающейся в протекторе, то в покрышках большого размера, для грузовых автомобилей, например, в зоне установки шипа температура поднимается до 60° С. В покрьпяках малого размера, в условиях движения на пониженных скоростях при снеге, гололеде температура в зоне установки шипа может составлять 0°С и даже минус1П°С Поэтому для каждого вида покрышек необходимо выбирать резиновый элемент 4 с требуемой температурой стеклования.
В соответствии с фиг. 3, внутри полости устанавливают упругий элемент 4, изготовленный из сплава 55 мас.% никеля и 45 мас.% титана, обладающий термической памятью: увеличивающийся по длине при температуре ниже 10° С и уменьшающийся по длине при температуре выще 10° С. Получают такую вставку путем отжига в штампе и охлаждения до 10° С плоской пластинки удлиненной формы и отямгом в штампе и охлаждением до 0°С изогнтой в виде дуги пластинки укороченной формы Вставка запомнила, что при телшературе ниже -1.0° С она плоская, удлинена, а при температуре выше 10° С - изогнута, укорочена Шайбы 5 обеспечивают регулировку размеров выступающей части сердечника.
Шип может выбирать автоматически два режима эксплуатации - холостой и рабочий.
В рабочем режиме при температуре окружающей среды 0°С и ниже элемент 4 удлинен поднимает сердечник 1 вверх, вь1Двигая его рабочий конец из корпуса шипа, увеличивая сцепление колеса с обледенелой дорогой. Длина выступающего рабочего конца сердечника регулируется шайбами 5.
В холостом режиме эксплуатации (показано штрихами) при температуре окружающей среды выше 0° С температура протектора в зон шипа при движении повышается до 10° С и более, элемент 4 изгибается, уменьшается по длине. Пружина утапливает сердечник в полост шипа, выводя его из контакта с дорогой.
Таким образом, сердечник шипа противоскольжения во всех трех случаях не соприкасается с дорожным покрытием, при температур выше 0°С дорожное покрытие очищается от льда и снега, а следовательно не истирается и не разрушает дорогу.
Предлагаемый шип противоскольжения сам выбирает наиболее экономичный режим эксплуатации, что позволяет увеличить срок его службы и снизить износ дорожного покры
Авторы
Даты
1983-02-23—Публикация
1981-02-11—Подача