Осветительное устройство транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60S1/60 

Описание патента на изобретение SU998169A1

(54) ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Похожие патенты SU998169A1

название год авторы номер документа
Осветительное устройство транспортного средства 1983
  • Егин Николай Леонидович
SU1154130A1
СПОСОБ ОЧИСТКИ НАРУЖНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ СТЕКОЛ И ЗЕРКАЛ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2017
  • Симдянкин Аркадий Анатольевич
  • Успенский Иван Алексеевич
  • Бышов Николай Владимирович
RU2669148C1
Фароочистительное устройство транспортного средства 1984
  • Кокотов Борис Семенович
SU1199678A1
СИСТЕМА ОЧИСТКИ СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Рогачев В.Д.
  • Гармаш Ю.В.
  • Дмитриев В.В.
RU2127676C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Бушуев А.Б.
  • Литвинов Ю.В.
RU2022836C1
Неослепляющая автомобильная фара 2015
  • Сенько Василий Данилович
RU2608203C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОЧИСТКИ ВЕТРОВОГО СТЕКЛА В АВТОМОБИЛЕ 1995
  • Иванов В.Ф.
  • Панферов Ф.К.
RU2145554C1
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ И ОМЫВАНИЯ БОКОВЫХ СТЕКОЛ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2013
  • Малаховецкий Антон Андреевич
  • Малаховецкий Андрей Федорович
  • Малаховецкий Алексей Андреевич
  • Малаховецкая Ольга Николаевна
  • Малаховецкая Антонина Николаевна
RU2540296C2
СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ 1991
  • Балакишеев Валерий Ибрагимович
  • Балакишеев Вячеслав Валерьевич
RU2020092C1
Устройство для очистки фар транспортного средства 1975
  • Михайлов Владимир Леонидович
  • Попов Павел Николаевич
  • Малах Валерий Федорович
SU550306A1

Реферат патента 1983 года Осветительное устройство транспортного средства

Формула изобретения SU 998 169 A1

1

Изобретение относится, к оборудованию транспортных средств, в частности к устройствам очистки стекол фар транспортных средств для улучшения видимости во время туманов, дождей, снегопадов и при сильном забрызгивании стекол фар грязью.

Известны осветительные устройства .со стеклоочистителем фар транспортных средств содержащее фару с рассеивателем света, подвижную щетку, закрепленную на держателе, который посредством шарнирно-рычажного механизма соединен с электродвигателем через понижающий редуктор 1.

Однако это устройство не позволяет полностью очистить рассеиватель света фары при сильном его загрязнении, так как щетка имеет малую площадь контакта с рассеивателем, замедленное действие и недостаточное усилие прижима. Поскольку рассеиватель имеет выпуклую, форму и неподвижен, то трудно добиться точного сопряжения профиля плоской резиновой щетки с всей поверхностью рассёивателя фары, что приводит к образованию неочищенных зон на поверхности рассёивателя. Кроме того, срокслужбы щеток незначителен из-за их абразивного износа. Качество очистки ухудщают

вибрации щеток при движении автомобиля по неровностям.

Шарнирно-рычажные механизмы привода щеток имеют небольщой ресурс, в них быстро появляются люфты, уменьшающие

5 площадь очистки рассёивателя фар. При наличии на автомобиле дополнительных фар невозможно использование известных устройств для одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия

л Q места для их установки, а использование только основных фар с фиксированными рассеивателями не обеспечивает изменения степени освещения при различных погодных условиях и режимах движения.

Наиболее близким к изобретению по тех15нической сущности является осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыва тель рассёивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействуюшей с поверхностью рассёивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем 2.

Однако указанное устройство обеспечивает неполную очистку поверхности рассеивателя фары из-за малой площади контакта щетки с рассеивателем, недостаточной скорости перемещений и слабого прижима щетки.

Низкие технико-эксплуатационные качества указанного устройства вызываются вибрациями, возникающими при движении транспортного средства и при перемещении щеток по рассеивателю; незащищенностью щеток и их привода от внешних механических воздействий; возникновением перед водителем мельканий и теней при работе, а также невозможностью одновременной очистки основных и дополнительных фар из-за отсутствия места для установки. В результате этого не обеспечивается изменение степени освещения профиля дороги при различных погодных условиях и режимах движения.

Существенным недостатком известного устройства является также нарущение работы устройства вследствие обледенения рассеивателей и щеток.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освещения для различных погодных условий эксплуатации, и повышения эффективности очистки рассеивателя.

Поставленная цель достигается тем, что в осветительном устройстве транспортного средства, содержащем фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверхностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, рассеиватель выполнен из нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикально, при этом устройство снабж-ено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических элементов и блоком управления, связанным с датчиками и омывателем.

Рассеиватель с несколькими кинематически связанными с электродвигателем оптическими элементами, обеспечивает регулировку степени освещения при различных погодных условиях, например, во время тумана или дождя, за счет автоматической установки нужного рассеивателя в фаре. Кроме того, он расширяет функциональные возможности устройства за счет изменения диаграммы и расстояния освещенности в зависимости от скорости движения автомобиля путем использования датчиков скорости транспортного средства и датчиков положения оптических элементов, связанных с блоком управления. Использование подвижного рассеивателя повыщает эффективность его очистки щеткой.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Осветительное устройство состоит из цилиндрического рассеивателя 1, выполненного из прозрачного материала и содержащего несколько оптических элементов, например, типа прожекторного, полупрожекторно5 го, универсального и противотуманного, выполненных, например, из стекла, и связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрической контур рассеивателя 1, сверху герметично закрытого крышкой 2. В нижней части к рассеивателю 1 прикреплена

О ведомая шестерня 3 привода его вращения, которая входит в зацепление с ведущей щестерней 4, установленной на дополнительной оси электромагнитной муфты 5. Последняя расположена в замедляющем редукторе 6

, с приводом от вала 7 электродвигателя 8. Рассеиватель 1 установлен на диске 9, по боковой поверхности которого он скользит опорным кольцевым фланцем 10, и зафиксирован запорным пружинящим кольцом 11. В нижней части диска 9 установлены электро0 двигатель 8 и редуктор б, а в верхней части диска на кронщтейне 12 установлен рефлектор 13 с лампой 14 накаливания. Кронштейн 12 с рефлектором 13 крепятся к диску 9 регулировочными винтами 15. Диск 9 установлен на шарнире 16 кронштейна 17

крепления устройства к корпусу автомобиля и зафиксирован регулировочными винтами 18. С обратной стороны рефлектора 13 установлена объемная, профилированная, волокнистая щетка 19, смонтированная на ос.. новной оси 20 редуктора 6 и связанная через коническую передачу 21 с валом 7 электродвигателя 8. Омыватель 22 рассеивателя связан с блоком 23 управления и подает жидкость по шлангу 24 в жиклер 25, расположенный между щеткой 19 и рассеива5 телем 1. Щетка 19 закрыта кожухом 26, установленным на корпусе редуктора 6. Кожух 26 защищает щетку 19 от попадания на нее и на рассеиватель 1 грязи и препятствует разбрызгиванию щеткой влаги по уже очищенной поверхности рассеивателя 1. Жид0 кость с грязью стекает с рассеивателя 1 и щетки 19 через зазор а между кожухом 26 и корпусом редуктора 6, причем зазор выполнен в виде прорези и расположен только с задней стороны кожуха 26.

Внутри рассеивателя 1 на кольцевых кронштейнах 27 установлены постоянные магниты 28. Количество их равно количеству оптических элементов в цилиндрическом рассеивателе 1. Они расположены на разQ личных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя 1 и под центрами оптических элементов таким образом, что напротив каждого оптического элемента расположен один из магнитов 28 на заданном расстоянии. На диске 9 установлены датчики 29 положения оптических элементов. Эти датчики расположены на указанных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Они помещены под центром рефлектора 13 в количестве, равном числу оптических элементов рассеивателя 1, и подключены к блоку 23 управления, к которому также подключены датчики 30 скорости движения автомобиля. В качестве датчиков 29 положения оптических элементов используются, например, герметизированные контакты-герконы.

Устройство может работать как в ручном, так и в автоматическом режимах. В ручном режиме управления водитель может включить электродвигатель 8, электромагнитную муфту 5 и омыватель 22 при помощи тумблеров в блоке 23 управления вручную при необходимости очистки рассеивателя 1 от загрязнений, или для установки нужного оптического элемента перед рефлектором 13 фары.

В автоматическом режиме управления включение электродвигателя 8, омывателя 22 и муфты 5 производится блоком 23 управления, который автоматически устанавливает нужный оптический элемент перед рефлектором 13 за счет поворота рассеивателя 1 в нужное положение, в зависимости от скорости движения автомобиля, например, прожекторный оптический элемент, предназначенный для максимальных скоростей движения автомобиля, полупрожекторный и универсальный - для средних, а противотуманный - для малых скоростей движения. При этом значения действительной скорости вводятся в блок управления при помощи сигнала с датчика 30 скорости движения автомобиля, а положения оптических элементов вводятся в блок 23 управления с датчиков 29 положения оптических элементов.

При включении электродвигателя 8 вращающий момент с его вала 7 передается через замедляющий редуктор 6 на дополнительную ось электромагнитной муфты 5 и через коническую передачу 21 - на основную ось 20 приводд щетки 19, приводя ее во вращательное движение относительно цилиндрической поверхности рассеивателя 1. При вращении объемной, профилированной, волокнистой щетки 19, соприкасающейся с рассеивателем 1, последний очищается от загрязнений. Для равномерной очистки всей поверхности рассеивателя 1 включается электромагнитная муфта 5, через которую вращающий момент передается ведущей шестерне 4, а от нее на ведомую шестерню 3, запрессованную в рассеиватель 1. Рассеиватель начинает поворачиваться относительно диска 9 скользя по нему опорным фланцем 10. Для предохранения от перекосов и соскальзывания с диска 9 рассеиватель 1 фиксируется запарным пружинящим кольцом 11, установленным в кольцевой проточке рассеивателя 1, расположенной под диском 9. Регулировочные винты 15 служат для изменения горизонтального положения рефлектора 13 за счет перемещения кронщтейна 12 с винтами 5 в нужном направлении в прорезях диска 9. Вертикальное положение осветительного устройства регулируется винтами 18, установленными в кронщтейне 17 крепления устройства к корпусу автомобиля.

Одновременно с включением двигателя 8, блок 23 управления включает омыватель 22, который подает жидкость по шлангу 24 че5 рез жиклер 25 между щеткой 19 и рассеивателем 1, что значительно повыщает качество очистки и сокращает ее сроки.

При положении любого оптического элемента рассеивателя 1 перед рефлектором 13 и при несоответствии положения этого оп0 тического элемента скорости движения автомобиля в данное время, с датчиков 29 поступает сигнал на включение муфты 5, что приводит к вращению рассеивателя 1. При его вращении перемещаются кронштейны 27 с магнитами 28, расположенными на различных радиальных расстояниях от вертикальной оси рассеивателя. Каждый магнит находится против одного оптического элемента, поэтому взаимодействует лишь с одним из датчиков 29 положения оптических

0 элементов при соответствии положения рассеивателя данной скорости движения автомобиля. Тогда контакты заданного датчика 29 замыкаются и подают управляющее напряжение на блок 23 управления, который выключает муфту 5 и прекращает вращение

5 рассеивателя до следующего момента несоответствия положения оптического элемента скорости движения автомобиля.

Устройство обеспечивает повышение эффективности очистки рассеивателей света

Q при неблагоприятных атмосферных условиях и автоматическое регулирование степени освещения в различных условиях эксплуатации. Это повышает безопасность движения транспортных средств и устраняет необходимость установки дополнительных осветитель5 ных устройств при снижении их веса и повыщении технико-эксплуатационных показателей.

Формула изобретения

0 Осветительное устройство транспортного средства, содержащее фару с рассеивателем света, омыватель рассеивателя, связанный с источником жидкости, при этом рассеиватель связан с очистителем, выполненным в виде взаимодействующей с поверх5ностью рассеивателя щетки, установленной на основной оси, связанной с электродвигателем, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем обеспечения регулировки степени освеQ щения для различных погодных условий эксплуатации и повышения эффективности очистки рассеивателя, рассеиватель выполнен из. нескольких оптических элементов, связанных между собой, образуя замкнутый цилиндрический контур, и снабжен вертикальной дополнительной осью, связанной с электродвигателем, а основная ось установлена вертикально, при этом устройство снабжено датчиком скорости транспортного средства, датчиком положения оптических эле

SU 998 169 A1

Авторы

Егин Николай Леонидович

Даты

1983-02-23Публикация

1981-03-26Подача