Электропневматическая тормозная система транспортного средства Советский патент 1983 года по МПК B60T13/68 

Описание патента на изобретение SU998178A2

1

Изобретение относится к электропневматическим тормозным системам, используемым преимущественно на автотранспортных средствах.

По основному авт. св. № 925715 известна электропневматическая тормозная система транспортного средства, используемая преимущественно в автотракторостроении.

Устройство содержит установленные на тягаче источник давления, тормозной кран, управляемый педалью и соединенный с тормозными камерами тягача через электромагнитный клапан последнего и с воздухораспределителем прицепа, подключенным к ресиверу прицепа и имеющим управление от другого электромагнитного клапана, подключенного к электронному блоку управления, включающему в себя щиротно-импульсный модулятор и устройство сравнения, представляющее собой компаратор с одним пороговым уровнем и сумматор, подключенный, в свою очередь, к датчикам давления в тормозных камерах тягача и прицепа, установленным соответственно на выходах электромагнитного клапана тягача, подключенного к электронному блоку управления, и воздухораспределителя прицепа 1.

Недостатками известной электропневматической тормозной системы являются понижение эффективности торможения тягача в процессе синхронизации торможения звеньев транспортного средства и наличие колебаний давления в тормозных камерах тягача в установивщейся фазе торможения. Это вызвано тем, что логика, заложенная в устройстве сравнения электронного блока управления известной электропневматической тормозной системы, приводит к тому, что давление в исполнительной магистрали и тормозных камерах тягача оказывается меньще давления в исполнительной магистрали и тормозных камерах прицепа на заданную пороговую величину Б не только во время 15 переходного периода, но и в установившейся фазе торможения. При этом в тормозных камерах тягача происходят колебания давления как в переходном, так и в установивщемся режиме торможения. В результате происходит понижение уровня установившегося давления в тормозных камерах тягача, вследствие чего тормозной момент на его колесах уменьщается, что ведет к понижению эффективности торможения тягача и к увеличению тормозного пути.

Целью изобретения является повышение эффективности торможения тягача путем исключения колебаний давления в его тормозных камерах в установившейся фазе торможения.

Поставленная цель достигается тем, что в электропневматической тормозной системе транспортного средства устройство сравнения электронного блока управления дополнительно снабжено компаратором с третьим пороговым уровнем и логическим элементом И, при этом датчик давления в тормозных камерах прицепа подсоединен к входу дополнительного компаратора с третьим пороговым уровнем, выход которого, в свою очередь, подключен к первому входу логического элемента И, на.второй вход которого подан выход элемента ИЛИ, причем выход логического элемента И через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном тягача.

На фиг. 1 изображена схема электропневматической тормозной системы транспортного средства; на фиг. 2 - динамические характеристики электропневматической тормозной системы транспортного средства.

Электропневматическая тормозная сиетема транспортного средства содержит установленные на тягаче источник 1 давления, тормозной кран 2, управляемый педалью 3 и соединенный с тормозными камерами 4 тягача через электромагнитный клапан 5 и с воздухораспределителем 6 прицепа, который, соединен с ресивером 7 прицепа и с его тормозными камерами 8, а посредством другого электромагнитного клапана 9 - связан с электронным блоком управления. Электронный блок управления содержит широтно-импульсный модулятор 10, связанный своим входом с датчиком 11 перемещения педали, а выходом, через усилитель 12 мощности - с электромагнитным клапаном 9 прицепа. Кроме того, электронный блок содержит устройство сравнения, включающее в себя компаратор 13 с оДннм пороговым значением А, сумматор 14, соединенный с датчиками 15,и 16 давления тягача и прицепа, установленными соответствен-но на выходах электромагнитного клапана 5 тягача и воздухораспределителя 6 прицепа, компаратор 17 с вторым пороговым уровнем Б, логический элемент ИЛИ 18 и усилитель 19 мощности. При этом выход сумматора 14 соединен с входом компаратора 17 и с входом компаратора 13. Выходы компараторов 13 и 17 соединены с входами логического элемента ИЛИ 18, выходы которого соединены с одним- из входов логического элемента И 20. При этом другой вход логического элемента И 20 связан с выходом дополнительного компаратора 21 с третьим пороговым уровнем В, выход которого, в свою очередь, соединен с датчиком 16 давления прицепа, установленным на выходе воздухораспределителя 6 прицепа.

Причем выход логического элемента И 20 через усилитель 19 мощности соединен с электромагнитным клапаном 5 тягача. Тормозная педаль 3 связана с контактами выключателя стоп-сигнала (не показано).

Электропневматическая тормозная работает следующим образом.

При нажатии на тормозную педаль 3 тормозной кран 2 сообщает источник 1 давления с тормозными камерами 4 тягача и магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа с атмосферой. Одновременно контактами выключателя стоп-сигнала осуществляется включение электронного блока. Датчик 11 вырабатывает аналоговый электрический сигнал, пропорциональный перемещению педали 3, который, преобразованный щиротно-импульсным модулятором 10 в серию импульсов с переменной длительностью, через усилитель 12 мощности поступает на электромагнитный клапан 9 прицепа, установленный на крышке воздухораспределителя 6. Длительность импульсов пропорциональна перемещению педали 3, т.е. интенсивности торможения тягача. Электромагнитный клапан 9 имеет два положения: когда на его входе импульса нет, он соединяется с атмосферой, когда на его вход приходит очередной импульс, электромагнитный клапан 9 соединяется с ресивером 7 и порция сжатого воздуха поступает через крышку в воздухораспределитель 6 и воздействует на его поршень. В результате на выходе воздухораспределителя 6 обеспечивается щиротно-импульсная модуляция в тормозных камерах прицепа.

Таким образом, при нажатии на тормозную педаль 3 сжатый воздух из ресивера 7 через электромагнитный клапан 9 и воздухораспределитель 6 поступает в тормозные камеры 8 прицепа. Величины давлений Р,- в тормозных камерах тягача и F на выходах электромагнитного клапана 5 тягача и воздухораспределителя 6 прицепа, преобразованные датчиками 15 и 16 в аналоговые электрические сигналы, сравниваются в устройстве сравнения электронного блока.

Давление Р, на выходе электромагнитного клапана 5 тягача регулируется в зависимости от заданного давления 1 по указанному алгоритму. При этом устройство сравнения работает следующим образом.

Электрические сигналы с датчиков 15 и 16, пропорциональные давлениям Р и Р„ , поступают на вход сумматора 14, на выходе которого получаем напряжение Uc, пропорциональное разности li -РЖ- Этс напряжение подается на вход компаратора 13 с одним пороговым значением А О и на вход компаратора 17 - с вторым пороговым значением Б. Если указанное напряжение Ut О, на выходе компаратора 13 формируется уровень потенциала, соответствующий логической единице, если О, то логическому нулю. В компараторе 17 это напряжение Uc сравнивается с вторым пороровым значением Б. Если Uc Б, на выходе компаратора 17 формируется логическая единица, если Uc Б, на выходе йоследнего фор- мируётся логический нуль. Сигналы с выходов компараторов 13 и 17 поступают на входы логического элемента ИЛИ 18 и с его выхода - на один из входов логического элемента И 20. На другой вход последнего поступает сигнал с выхода дополнительного компаратора 21 стретьим пороговым уровнем В. При этом электрический сигнал с выхода логического элемента И 20 в виде серии импульсов поступает; через усилитель 19 мощности на электромагнитный клапан 5 тягача. Если на вход последнего приходит импульс, что соответствует в данном случае логической единице,-электромагнитный клапан 5 соединяет магистраль управления тормозньши- камерами 4 тягача с атмосферой.Если импульса нет, указанная магистраль через нижнюю секцию тормозного крана 2 и электромагнитный клапан 5 соединяется с источником 1 давления.

При Р В выполняется логика, заданная известным устройством сравнения, в результате которого тормозные камеры 4 тягача периодически соединяются то с атмосферой, то с источником 1 давления. Если Р„ В, выполнение логики сравнения, заданной известным логическим устройством, прекращается, на выходе логического элемента И 20 формируется логический нуль. Значит при Pfl В электрический импульс на входе электромагнитного клапана 5 отсутствует. В таком положении электромагнитный клапан 5 соединяет тормозные камеры 4 тягача через тормозной кран с источником 1 давления. При этом нарастание давления в тормозных камерах 4 тягача происходит как обычно без колебаний и до своего максимального установивщегося уровн$. Если пороговую величину В выбрать минимальной, равной, например, 0,1 МПа, то произойдет только сдвиг во времени динамической характеристики тормозного привода тягача на величину положительной асинхронности At, соответствующей второму пороговому значению Б при полном отсутствии колебаний в тормозных камерах 4 тягача (фиг. 2).

Таким образом обеспечивается опережение торможения прицепа по отнощению к торможению тягача без понижения эффективности торможения последнего. Причем с помощью установки определенного минимального зна:чения порогового уровня В можно добиться исключения колебаний давления в тормозных камерах тягача не только в установивщейся фазе торможения, но и во время переходного периода. . При обрьше электрической цепи в момент торможения электромагнитный клапан 9 прицепа соединяется с атмосферой, а значит крь1шка воздухораспределителя б также соединяется с атмосферой, а электромагнитный клапан 5 тягача - с выходной полостью тормозного крана 2, которая в данный момент соединена с источником 1 давления. Таким образом, сжатый воздух поступает, в тормозные камеры 8 прицепа и в тормозные камеры 4 тягача, затормаживая их. В резуль5 тате повыщается надежность электропневматической тормозной системы. Отгормаживание происходит аналогичным образом, а именно, при отпускании тормозной педали 3 тормозной кран 2 через электромагнитный клапан 5 тягача сообщает тормозные каме ры 4 тягача с атмосферой, а магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа - с источником 1 давления, чем обесг печивается зарядка ресивера 7 прицепа сжатым воздухом. Воздухораспределитель 6 со5 общает тормозные камеры 8 прицепа с атмосферой. Кроме того, при отпускании педали 3 происходит уменьшение величины электрического сигнала от датчика 11, а значит соответственное уменьщение длительности импульсов на выходе щиротно-импульсного

0 модулятора 10, поэтому давление на выход воздухораспределителя бив тормозных камерах 8 прицепа уменьшается.

При оттормаживании также необходимо, чтобы давление в магистрали управления тормозными камерами 8 прицепа было выще, чем давление в магистрали управления тормозными камерами 4 тягача или равно ему. Поэтому сравнение этих давлений происходит аналогично и реализуется указанным логическим устройством электронного блока

0 управления. В режиме отторМаживания, также К1ЙК в режиме торможения, при поступлении на вход электромагнитного клапана 5 тягача очередного импульса, что соответствует логической единице, последний соединяет тормозные камеры 4 тягача с атмосфе5 рой. Когда импульса нет, что соответствует логическому нулю, электромагнитный клапан 5 соединяет тормозные камеры 4 тягача с нижней секцией тормозного крана 2, которая во время оттормаживания соединяется с атмосферой Следовательно, в режиме оттормаживания и при наличии и при отсутствии импульса на входе электромагнитного клапана 5 тягача, последний соединяет тормозные камеры 4 тягача с атмосферой. Таким образом, предлагаемая система

5 Тюзволяет повысить эффективность торможе. ния тягача на 15-20% при осуществлении

синхронного торможения тягача и прицепа

и за счет этого - безопасность движения.

Формула изобретения

Электропневматическая тормозная система транспортного средства rio авт. св. № 925715, отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности торможения тягача путем исключения колебаний давления в его тормозных камерах в установившейся фазе торможения, устройство сравнения электронного блока управления дополнительно снабжено компаратором с третьим пороговым уровнем и логическим элементом И,

при этом датчик давления в тормозных камерах прицепа подсоединен к входу дополнительного компаратора с третьим пороговым уровнем, выход которого, в свою очередь, подключен к первому входу логического элемента И, на второй вход которого подан выход элемента ИЛИ, причем выход

логического элемента И через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном тягача.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР № 925715, кл. В 60 Т 13/68, 1980.

Похожие патенты SU998178A2

название год авторы номер документа
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1981
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1000320A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1982
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Хиральдо Лондоньо Хайро
SU1090599A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1984
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1197893A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1980
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Расолько Александр Михайлович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Грибко Геннадий Поликарпович
SU925715A1
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1979
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
SU854785A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА 1991
  • Рахлей А.И.
  • Богдан Н.В.
  • Садретдинов В.А.
  • Сафонов А.И.
RU2009915C1
Двухпроводная электропневматическая тормозная система прицепа 1990
  • Киншакова Элла Владимировна
SU1754523A2
Однопроводная электропневматическая тормозная система прицепа 1985
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1271780A1
Однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства 1983
  • Бартош Петр Романович
  • Кишкевич Павел Нестерович
  • Костень Петр Евстафиевич
  • Кравцов Юрий Владимирович
  • Метлюк Николай Федорович
  • Резников Геннадий Константинович
  • Сребник Фридрих Вульфович
  • Шишло Виталий Петрович
SU1162647A1
Электропневматическая тормозная система транспортного средства с тягово-сцепным устройством 1980
  • Богдан Николай Владимирович
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
SU925716A1

Реферат патента 1983 года Электропневматическая тормозная система транспортного средства

Формула изобретения SU 998 178 A2

SU 998 178 A2

Авторы

Саркисян Элла Владимировна

Богдан Николай Владимирович

Расолько Александр Михайлович

Ивандиков Михаил Петрович

Даты

1983-02-23Публикация

1981-07-06Подача