Электропневматическая тормозная система транспортного средства Советский патент 1982 года по МПК B60T13/68 

Описание патента на изобретение SU925715A1

Изобретение относится к автотракторостроению, а именно к электропнев матическим тормозным системам транспортных средств.

Наиболее близким из известных технических решений является электропневматическая тормозная система, содержащая установленные на тягаче источник давления, тормозной крав, соединенный с тормозными камерами тягача через электромагнитный клапан последнего и с воздухораспределителем прицепа, подключенным к ресиверу прицепа и имеющим управление от другого электромагнитного клапана, подключенного к элeктpoннo лy блоку управления, включающему в себя ши-ч ротно-импульсный модулятор и устройство сравнения, представляющее собой компаратор с одним пороговым уровнем и сумматор, подключенный в свою очередь к датчикам давления в тормозных камерах тягача и прицепа, установленным соответственно на выходах тормозного электромагнитного клапана тягача, подключенного к электронноглу блоку управления, и воздухораспределителя прицепа l3.

Недостатком известной электропневматической тормозной системы является низкая точность синхронизации вследствие того, что при превышении , давления на выходе тормозного крана тягача над давлением на выходе воздухораспределителя прицепа нет возможности частично стравливать давление из магистрали управления тормозными камерами тягача в атмосферу. Для обеспечения такой возможности

10 принцип сравнения, используемый в известной электропневматической тормозной системе, не подходит, так как он заключается в том, что разность давлений на выходах тормозного

15 крана тягача и воздухораспределителя прицепа сравнивается с одним пороговым уровнем А.

Чтобы определить, до каких пор стравливать давления в атмосферу из

20 магистрали управления тормозными камерами тягача ,необходимо эту разность давлений сравнить со вторым пороговым уровнем Б. В противном cinyчае эта разность давлений может на25столько увеличиться, что тягач перейдет в отторможенное состояние, а прицеп полностью затормозится, вследствие чего в сцепке возникнут большие усилия растяжения, что ве30дет к удлинению тормозного пути. Из

вышеизложенного ясно, что в таком случае точность синхронизации будет низкой.

Цель изобретения - .повышение точности синхронизации торможения звеньев транспортного средства.

Указанная цель достигается тем, что в системе, характеризующейся перечисленными признаками, в электромагнитном клапане тягача выполнены , сообщающие в одном из двух его положений тормозные камеры тягача с ат1«7сферой, а устройство сравнения электромагнитного блока управления снабжено дополнительным компаратором со вторым пороговым уровНем и логическим элементом ИЛИ. При этом выход сумматора подан на вход компаратора со втор«лм пороговым уровнем, выход которого соединен с одним входом логического элемента ИЛИ, другой вход которого связан с выходом компаратора с первым пороговым уровнем, причем выход логического элемента ИЛИ через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном тягача. ,

На фиг.1 изображена схема электропневматической тормозной системы транспортного средства; на фиг.2 приведен алгоритм сравнения- сигналов в электронном блоке.

Электропневматическая тормозная система транспортного средства содержит установленные на тягаче источник 1 давления, тормозной кран 2, управляемый педалью 3 и соединенный с тормозными камерами 4 тягача,черей электромагнитный клапан 5 л с воздухораспределителем 6 прицепа, который соединен с ресивером 7 прицепа и с его тормозными камерами 8, а посредством другого электромагнитного клапна 9 связан с электронным блоком управления. Электронный блок упра зления содержит широтно-импульсный моду-лятор 10 , связанный своим входом с дат-: чикомИ перемещения педали, а выхо- дом - через усилитель мощности 12 с электромагнитным клапаном 9 прицепа. Кроме того, электронный блок содержит устройство сравнения, включающее в себя компаратор 1|з с одним пороговым значением А, сумматор 14, соединенный с датчиками 15 и 16 давления- тягача и прицепа, установленными соответственно на выходах электромагнитного клапана 5 тягача и воз духораспределителя б прицепа, компаратор 17 со вторым пороговым уровнем Д, логический элемент ИЛИ 18 и усилитель мощности 19. При этом выход суи матора 14 соединенсо входа ми компараторов 13 и 17. Выводы компардторов соединены со входами логического элемента ИЛИ 18, йыход которого, в свою очередь, соединен Через усилитель мощности 19 с электромагнитным клапаном 5 тягача. Тормозная педаль 3 связана с контактами выключателя стоп-сигнала (на чертеже не показано).

Электропневматическая тормозная система работает следующим образом. При натяжении на тормозную педаль 3 тормозной кран 2 сообщает источник 1 давления с тормозными камерами 4 тягача и магистраль управления возду хораопределителем 6 прицепа - с атмосферой. Одновременно контактами выключателя стоп-сигнала осуществляется включение электронного блока. Датчик 11 вырабатывает аналоговый электрический сигнал, пропорциональный премещению педали 3, который преобразованный широтно-импульсным модулятором 10 в серию импульсов с переменной длительностью, через усилитель мощности 12 поступает на электромагнитный клапан 9 прицепа, установленный на крышке воздухораспределителя б. Длительность импульсов пропорциональна перемещению педали 3, т.е. интенсивности торможения .

Электромагнитный клапан 9 имеет два положения: когда на его входе импульса Нет, он соединяется с атмосферой; когда на его вход приходит очередной импульс, он соединяется с ресивером 7, и порция сжатого воздуха поступает через крышку в воздухораспределитель 6 и воздействует на его поршень. В результате на выходе воздухораспределителя б обеспечивается широтно-импульсная модуляция давления (фиг.2) в тормозных камерах прицепа.

Таким образом, при нажатии на тормозную педаль 3 сжатый воздух из ресивера 7 через электромагнитный клапан 9 и воздухораспределитель б поступает в тормозные камеры 8 прицепа Величины давлений Р в тормозных камерах тягача и Р на вь ходах электромагнитного клапана 5 тягача и воздухораспределителя б прицепа, преобразованные датчиками 15 и 16 в аналоговые электрические сигналы, сравниваются в устройстве сравнения электронного блока по алгоритму, показанному на фиг.2.

Давление Р, на выходе электромагнитного клапана 5 тягача регулируется в зависимости от заданного давления Р по вышеуказанному алгоритму При этом устройство сравнения работает следующим образом. Электрические сигналы с дат чиков 15 и 1б, пропорциональные давлениям Р, и Р , поступают на вход сумматора 14, на выходе которого получаем напряжение и, пр1опорциональное разности . Это напряжение подается на вход компаратора 13 с одним пороговым значением и на вход компаратора 17 со вто рым пороговым значением Б, Если вышеуказанное напряжение tj,«0, на вых де компаратора 13 формируется урове потенциала, соответствующий логичес кой единице, если Uj.70, то - логическому нулю. В компараторе 17 эт напряжение U сравнивается со вторы пороговым значением В. Если , на выходе компаратора 17 формируется логическая единица, если , н выходе последнего формируется логический нуль. Сигналы с выходов ком(параторов 13 и 17 поступают на вход логического эле мента ИЛИ 18 и с его вылгода через усилитель мощности 19 в виде серии импульсов U - на элек ромагнитный клапан 5 тягача. Если н вход последнего приходит импульс, что соответствует в этом случае логической единице, электромагнитный клапан 5 соединяет магистраль управ ления тормозными камерами 4 тягача с атмосферой. Если импульса нет, вы шеуказанная магистраль через тормоз ной кран 2 и электромагнитный клапан 5 соединяется с источником 1 да ления. Таким образом, при торможении давление Р в магистрали управления тормозными камерами 8 прицепа в любой момент времени больше давления Pj в магистрали управления тормозными камерами 4 тягача или равно ему. Это значит, что торможение прицепа происходит с опережением по отношению к торможению тягача. При обрыве электрической цепи в момент торможения электромагнитный клапан 9. прицепа соединяется q атмосферой, а значит, крышка воздухораспределителя 6 также соединяется с атмосферой, а электромагнитный клапан 5 тягача - с выходной полостью тормозного крана 2, которая в данный момент соединена с источником 1 давления. Сжатый воздух поступает в тормозные камеры 8 прицепа ив тормозные камеры 4 тягача, затормаживая их. в результате повышается надежность электропневматиче кой системы. Отторможивание происходит аналогичным образом, а именно, при опускании тормозной педали 3 тормозной кран 2 через электромаг нитный клапан 5 тягача сообщает тормозные камеры 4 тягача с атмосфе рой, а магистраль управления воздухораспределителем 6 прицепа - с источником 1 давления, чем обеспечивается зарядка ресивера 7 прицепа сжатым воздухом. Воздухораспределитель 6 сообщает тормозные камеры 8 прицепа с атмосферой. Кроме того, приотпускании педали 3 уменьшается величина электрического сигнала от датчика 11, а значит соответственно уменьшается длительность импульсов на выходе широтно-импульсного модулятора 10. Поэтому давление на выходе воздухораспределителя бив тормозных камерах 8 прицепа уменьшается. При оттормаживании также необходимо, чтобы давление в магистрали управления тормозными камерами 8 прицепа было выше, чем давление в магистрали управления тормозными камерами 4 тягача, или равно ему. Поэтому сравнение этих давлений происходит по вышеописанному алгоритму, который реализуется вышеописанным устройством сравн-ения. При полностью отпущенной тормозной педали контакты выключателя стоп-сигнала отключают питание от электронного блока управления. Таким образом, описанная система позволяет повысить точность синхронизации и за счет этого безопасность движения на 10-15%. Формула изобретения Электропневматическая тормозная система транспортного средства, содержащая установленные на тягаче источник давления, тормозной кран, управляемый педалью и соединенный с тормозными камерами тягача через электромагнитный клапан последнего и с воздухораспределителем прицепа, подключенным к ресиверу прицепа и имек)цим управление от другого электромагнитного клапана, подключенного к электронному блоку управления, включаиощему в себя широтно-нмпульсный модулятор и устройство сравнения, представляющее собой компаратор с одним пороговым уровнем и сумматор, подключенный в свою очередь к датчикам давления в тормозных камерах тягача и прицепа, установленным соответственно на выходах электромагнитного клапана тягача, подключенного к электронному блоку управления, и воздухораспределителя прицепа, отличающаяся тем, что,с целью повышения точности синхронизации торможения звеньев транспортного средства, в электромагнитном клапане тягача выполнены каналы, сообщающие в одном из двух его положений тормозные каме- ры тягача с атмосферой, а устройство сравнения электронного блока управления снабжено дополнительным компаратором со вторым пороговым уровнем и логическим элементом ИЛИ, при этом выход сумматора пода.н на вход компаратора с вторым пороговым уровнем, выход которого соединен с одним входом логического элемента ИЛИ, другой вход которого связан с выходом компаратоpa с гтерв№л пороговым уровнем, при.чем выход логического элемента ИЛИ через усилитель мощности соединен с электромагнитным клапаном тягача.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США W 3747992, кл, 303-40, 1973 (прототип).

Похожие патенты SU925715A1

название год авторы номер документа
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1981
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Ивандиков Михаил Петрович
SU998178A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1981
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Романчик Евгений Анатольевич
SU1000320A2
Однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства 1983
  • Бартош Петр Романович
  • Кишкевич Павел Нестерович
  • Костень Петр Евстафиевич
  • Кравцов Юрий Владимирович
  • Метлюк Николай Федорович
  • Резников Геннадий Константинович
  • Сребник Фридрих Вульфович
  • Шишло Виталий Петрович
SU1162647A1
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1984
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
SU1197893A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1979
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
SU854785A1
Электропневматическая тормозная система транспортного средства с тягово-сцепным устройством 1980
  • Богдан Николай Владимирович
  • Кацыгин Виталий Викторович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Саркисян Элла Владимировна
SU925716A1
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1983
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Хиральдо Лондоньо Хайро
  • Расолько Александр Михайлович
SU1134438A2
Электропневматическая тормозная система транспортного средства 1982
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Богдан Николай Владимирович
  • Расолько Александр Михайлович
  • Хиральдо Лондоньо Хайро
SU1090599A2
Электропневматическая тормозная система двухзвенного транспортного средства 1990
  • Киншакова Элла Владимировна
SU1754522A2
Электропневматическая тормозная система двухзвенного транспортного средства 1988
  • Саркисян Элла Владимировна
  • Шипилевский Геннадий Борисович
SU1604645A1

Реферат патента 1982 года Электропневматическая тормозная система транспортного средства

Формула изобретения SU 925 715 A1

НК

нет

SU 925 715 A1

Авторы

Кацыгин Виталий Викторович

Саркисян Элла Владимировна

Расолько Александр Михайлович

Богдан Николай Владимирович

Грибко Геннадий Поликарпович

Даты

1982-05-07Публикация

1980-06-09Подача