Изобретение относится к тормозным системам транспортных средств, а именно к тормозным системам автомобильных и тракторных поездов.
Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства, содержащая источник давления, подключенный через тормозной кран к тормозному контуру тягача и к соединительной магистрали, связанной с управляющей полостью воздухораспределителя прицепа и через его перепускной клапан с тормозными камерами прицепа, электромагнитный клапан в тормозном контуре тягача, датчики давления в тормозных камерах тягача и прицепа, электромагнитный клапан управления воздухораспределителем прицепа, выключатель сигнала «Стоп, и электронный блок управления с двумя каналами, первый из которых включает сумматор, связанный входами с датчиками давления в тормозных камерах тягача и прицепа, а выходом через компаратор - с обмоткой электромагнитного клапана управления воздухораспределителем прицепа 1.
Недостатками .известной электропневматической тормозной системы являются невысокая точность синхронизации работы тормозных приводов тягача и прицепа и повышенный расход сжатого воздуха, особенно при служебных и частичных торможениях из-за работы электромагнитного клапана прицепа в режиме широтно-импульсной модуляции, т. е. вследствие поддержания давления в тормозных камерах прицепа на уровне, заданном перемещением тормозной педали тягача, за счет циклического наполнения и последующего опорожнения в атмосферу полости воздухораспределителя прицепа. Это ведет к нежелательным колебаниям величины давления около требуемого уровня и чрезмерному расходу сжатого воздуха. Кроме того, электромагнитный клапан тягача в процессе торможения при выполнении логических условий также соединяет тормозные камеры тягача с атмосферой, что вызывает дополнительный расход сжатого воздуха.
Целью изобретения является повышение эффективности путем обеспечения синхронности работы тормозов тягача и прицепа и уменьшения расхода воздуха.
Указанная цель достигается тем, что однопроводная электропневматическая тормозная система транспортного средства, содержащая источник давления, подключенный через тормозной кран к тормозному контуру тягача и к соединительной магистрали, связанной с управляющей полостью воздухораспределителя прицепа и через его перепускной клапан с тормозными камерами прицепа, электромаснитный клапан в тормозном контуре тягача, датчики давления в тормозных камерах и прицепа, электромагнитный клапан управления воздухораспредели телем прицепа, выключатель сигнала «Стоп и электронный блок управления с двумя каналами, первый из которых включает в сумматор, связанный входами с датчиками давления в тормозных камерах тягача и прицепа, а выходом через компаратор - с обмоткой электромагнитного клапана управления воздухораспределителем прицепа, снабжена датчиком давления в тормозном контуре тягача, подключенным к входу второго канала электронного блока управления, выполненного аналогично первому, отсеченым электромдгнитным клапаном в соединительной магистрали, обмотка которого подключена к
5 выключателю сигнала «Стоп, а электромагнитный клапан управления воздухораспределителем прицепа встроен в соединительную магистраль между отсечным клапаном и полостью управления воздухорас.. пределителя прицепа.
На фиг. 1 изображена схема электропневматической тормозной системы транспортного средства; на фиг. 2 - алгоритм сравнения сигналов в электронном блоке в процессе его работы.
5 Электропневматическая тормозная система транспортного средства содержит источ ник 1 давления (источник сжатого воздуха), тормозной кран 2, управляемый педалью 3 и соединенный с тормозными камерами 4 тягача через электромагнитный клапан 5 тягача; включатель 6 сигнала «Стоп, соединенный пневматически с тормозным краном 2 и электрическими контактами с источником электрического напряжения U, а также с электромагнитом отсечного элек, тромагнитного клапана 7; электромагнитный клапан 8, соединенный через отсечной клапан 7 и соединительную (управляющую) магистраль 9 с тормозным краном 2 и через трубопровод с управляющей штоковой полостью 10 воздухораспределителя 11 при0 цепа; ресивер 12 прицепа, соединенный через воздухораспределитель 11 и трубопроводы с тормозными камерами 13 прицепа; электронный блок 14 управления, содержащий сумматор 15, соединенный входами с датчиками 16 И 17 давлений в контурах тормозных приводов тягача и прицепа, установленных соответственно на выходах клапана 5 и воздухораспределителя 11, дополнительный сумматор 18, соединенный входами с дополнительным датчиком 19 давления, установленным на выходе тормозного крана 2, и датчиком 17, компараторы 20 и 21, соединенные входами соответственно с сумматорами 15 и 18, причем компаратор 20 функционирует с первым пороговым уровнем Л, а компаратор 21 - со вторым пороговым уровнем Б, усилитель 22 мощности, соединенный входом с компаратором 20 и выходом - с электромагнитным клапаном 5, дополнительный усилитель 23 мощности, соединенный входом с компаратором 21 и выходом - с электромагнитным клапаном 8. Электропневматическая тормозная система работает следующим образом. В статическом положении (фиг. 1), когда водитель не нажимает на тормозную педаль 3, контакты включателя сигнала «Стоп разомкнуты, рабочие полости тормозных камер 4 тягача через электромагнитный клапан 5, трубопроводы и тормозной кран 2 сообщаются с атмосферой. Сжатый воздух из источника 1 через тормозной кран 2, магистраль 9, отсечной клапан 7, клапан 8 и трубопроводы подводится в полости воздухораспределителя 11 и ресивер 12 прицепа. Тормозные камеры 13 прицепа сообщаются с атмосферой. В электронный блок 14 с датчиков 16,17 и 19 не поступают электрические сигналы, электропитание выключено и из бло ка 14 нет команд на включение электромагни тов 5, 7 и 8. Тормозная система автопоезда находится в расторможенном состоянии. В процессе торможения, когда водитель нажимает на тормозную педаль 3, тормозной кран 2 сообщает источник 1 давления с тормозными камерами 4 тягача, а магистраль 9, управляющая воздухораспределителем 11 прицепа, с атмосферой. Одновременно сжатый воздух поступает к включателю 6 сигнала «Стоп через контакты которого осуществляется включение клапана 7. Клапан 7 отсекает (отключает) в этом случае (при торможении) магистраль 9 от электромагнитного клапана 8. Включение или выключение электромагнитных клапанов 5 и 8, а следовательно, включение или выключение наполнения тормозных камер 4 и 13 осуществляется в соответствии с заданным алгоритмом сравнения сигналов в электромагнитном блоке 14 и выработкой в нем сигналов управления электромагнитными клапанами 5 и 8 (фиг. 2). Для этого в электронный блок 14 поступают электрические сигналы из датчиков 19, 17 и 16, которые преобразовывают в электрические напряжения- соответственно величины давлений: Pj - давление на выходе тормозного крана 2, про-порционального перемещению тормозной педали, F - давление на выходе воздухораспределителя 11 и Pj - давление на выходе электромагнитного клапана 5. Если педаль 3 нажата (фиг. 1 и 2) и PJ - PJ Б ( больще порогового значения Б, заданного заранее в электронном блоке), то на электромагнит клапана 8 подается электрический сигнал, последний включается, и через него сжатый воздух из управляющей полости 10 выпускается в атмосферу, а следовательно, сжатый воздух из ресивера 12 через воздухораспределитель 11 подается в тормозные камеры 13, осуществляя интенсивный рост давления Pg . Одновременно, если Ра - РЗ А (меньще порогового значения А, заданного заранее в электронном блоке), то на электромагнит клапана 5 подается электрический сигнал, он включается и прекращает временно подачу сжатого воздуха в тормозные камеры 4,.т. е. осуществляется выдержка давления в камерах 4 на достигнутом к этому моменту уровне. Кроме того, возможны и другие сочетания текущих значений давлений Р , Рг и РЗ (фиг. 2). Например, если PI - Р Б, то выключается электромагнитный клапан 8 и происходит выдержка достигнутой к тому времени величины давления в тормозных камерах 13 прицепа, или если Рг - РЗ А, то выключается эЛектромагнитный клапан 5 и происходит наполнение, а следовательно, и рост давления в камерах 4. Таким образом, происходит процесс нарастания давления в тормозных камерах тягача и прицепа в соответствии с перемещением тормозной педали и без дополнительного сброса сжатого воздуха в атмосферу, При этом электронный блок работает следующим образом. Электрические сигналы из датчиков 19-и 17, пропорциональные давлениям Pj и Pg , поступают на вход сумматора 18, на выходе которого получается напряжение, пропорциональное разности давления P - Pg . Это напряжение подается на вход компаратора 21 с пороговым уровнем Б. Если поступивщее на вход компаратора 21 напряжение больще заданной величины Б, то на выходе компаратора 21 формируется уровень потенциала, соответствующий логической единице, если указанное напряжение меньще величины Б, то формируется логический нуль.-С выхода компаратора 21 электрический сигнал поступает усилитель 23 мощности на электромагнит клапана 8. При подаче напряжения (в случае логической единицы) на электромагнит клапана 8 происходит увеличение давления в тормозных камерах 13 прицепа, а при отсутствии напряжения (в случае логического нуля) на электромагните этого клапана осуществляется выдержка давления в камерах 13 на достигнутом уровне, Таким образом, величины давления в тормозных камерах прицепа устанавливаются В соответствии с давлением на вы-ходе тормозного крана, т. е. в соответствии с перемещением тормозной педали. Одновременно регулируется давление Pj по аналогичному алгоритму. При этом электросигналы из датчиков 17 и 16, пропорциональные давлениям Рг и РЗ , поступают на вход сумматора 15, на выходе которого получается нагфяжение, пропорциональное разности PJ. Это напряжение подается затем на вход компаратора 20 и сравнивается с заданным пороговым уровнем А. Если указанное напряжение больще величины А, то на выходе ко.мпаратора 20 формируется уровень потенциала, соответствующий логиче
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1980 |
|
SU925715A1 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1983 |
|
SU1150129A1 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1981 |
|
SU998178A2 |
Однопроводная электропневматическая тормозная система прицепа | 1985 |
|
SU1271780A1 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1984 |
|
SU1197893A2 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1987 |
|
SU1437273A2 |
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1981 |
|
SU1000320A2 |
Комбинированный тормозной привод транспортного средства | 1986 |
|
SU1316882A1 |
Однопроводная электропневматическая тормозная система прицепа | 1982 |
|
SU1090597A1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ТОРМОЗНОЙ ПРИВОД АВТОТРАКТОРНОГО ПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2009915C1 |
ОДНОПРОВОДНАЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая источник давления, подключенный через тормозной кран к тормозному контуру тягача и к соединительной магистрали, связанной с управляющей полостью воздухораспределителя прицепа и через его перепускной клапан с тормозными камерами прицепа, электромагнитный клапан в тормозном контуре тягача, датчики давления rGIU в тормозных камерах тягача и прицепа электромагнитный клапан управления воздухораспределителем прицепа, выключатель сигнала «Стоп и электронный блок управления с двумя каналами, первый из которых включает сумматор, связанный входами с датчиками давления в тормозных камерах тягача и прицепа, а выходом через компаратор - с обмоткой электромагнитного клапана управления воздухораспределителем прицепа, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности путем обеспечения синхронности работы тормозов тягача и прицепа и уменьшения расхода воздуха, она снабжена датчиком давления в тормозном контуре тягача, подключенным к входу второго канала электронного блока управления, выполненного аналогично первому, отсечным электромагнитным клапаном в соединительной магистрали, обмотка которого подключена к выключателю сигнала «Стоп, а электромагнитный клапан управления воздухораспределителем прицепа встроен в соединительную магистраль между отсечным клапаном и полостью управления воздухораспределителя прицепа.
Электропневматическая тормозная система транспортного средства | 1980 |
|
SU925715A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1985-06-23—Публикация
1983-11-11—Подача