Изобретение относится к машиностроению, к устройствам, предназначенным для управления механизмами с поступательным перемещением штоком исполнительных механизмов, более конкретного к электроприводам, управляющим трубопроводной арматурой, например, задвижками.
Известны электроприводы для управления трубопроводной арматурой, содержащие электродвигатель, редуктор, муфту ограничения выходного усилия (крутящего момента), ручной дублер, устройства сигнализации и управления.
Недостатком указанного технического решения является наличие как редуктора, так и преобразования вращательного движения в поступательное.
Известен также электропривод, обеспечивающий поступательное движение элементов исполнительного механизма с помощью винтовой передачи, описанный, например в патенте Франции N 2274851, содержащий двигатель с полым ротором, в котором установлена непроворачиваемая относительно ротора гайка, соединенная резьбой со шпинделем арматуры.
Недостаток указанного электропривода является наличие только преобразования вращательного движения в поступательное без промежуточного редуктора.
Известен также электропривод, принятый за прототип, содержащий корпус со встроенным в нем электродвигателем с полым ротором, в котором размещен планетарно-винтовой редуктор, упругий элемент, ограничивающий осевое усилие, и механизм отключения электродвигателя.
Недостатком этого электропривода является осевое перемещение корпуса электродвигателя относительно корпуса привода в процессе нагружения, что может привести к возникновению опасной ситуации при эксплуатации автоматизированной арматуры, требование подвижного токового подвода, снижающего надежность работы, и значительного усложнения технологии изготовления из-за необходимости обеспечения посадочных поверхностей сравнительно больших диаметров.
Целью изобретения является повышение надежности и безопасности, уменьшение габаритов электропривода и упрощение конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что полый ротор электродвигателя выполнен аксиально подвижным и кинематически взаимодействует с упругим элементом и механизмом отключения электродвигателя. Упругий элемент, размещенный в корпусе электродвигателя, одним торцом взаимодействует через упорный подшипник непосредственно с ротором электродвигателя, с закрепленной относительно его резьбовой втулкой, а другим торцом - с корпусом электродвигателя.
В связи с тем, что указанные признаки в науке и технике не обнаружены, предложенное техническое решение, повышающее надежность работы, обеспечивающее уменьшение габаритов, следует считать обладающим существенными отличиями.
На чертеже представлен предлагаемый электропривод.
В электродвигателе, состоящем из корпуса 1, статора 2, подшипниковых щитов 3, полого ротора 4 и подшипников 5, размещены в подшипниках 6 и 7 резьбовая втулка 8 и винтовой шпиндель 9. Между верхним подшипниковым щитом 3 и упорным подшипником 10 с шайбой 11, ротором 4 размещен упругий элемент 12. Управляющий рычаг 13 размещен между шайбой 11 и выключателем 14.
При включении электродвигателя усилие от ротора 4 через подшипники 7 и резьбовую втулку 8 передается на винтовой шпиндель 9 и запорный орган трубопроводной арматуры. В зависимости от направления вращения ротора 4 происходит открывание или закрывание запорного органа. При превышении осевого усилия на запорном органе выше допустимой величины шпиндель 9 останавливается, а ротор, продолжая вращаться, поворачивает втулку 8, которая по неподвижному шпинделю перемещается в осевом направлении совместно с ротором 4. При этом корпус 1, статор 2 и подшипниковые щиты 3 электродвигателя остаются неподвижны. Перемещаясь в осевом направлении, ротор 4 через упорный подшипник 10 и шайбу 11 сжимает упругий элемент 12, а через управляющий рычаг 13 нажимает на выключатель электродвигателя 14, и электропривод останавливается.
Использование изобретения позволяет повысить надежность работы, уменьшить габариты электропривода, обеспечить технику безопасности при его эксплуатации.
(56) Авторское свидетельство СССР N 1613769, кл. F 16 К 31/04, 1984.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2005946C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ АРМАТУРЫ | 1990 |
|
RU2005945C1 |
ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1991 |
|
RU2020355C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОЕ ВЗРЫВОЗАЩИЩЕННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА | 1992 |
|
RU2035081C1 |
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ЗАДВИЖКА | 1992 |
|
RU2037714C1 |
КЛАПАН С ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ ПРИВОДОМ | 1992 |
|
RU2030671C1 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ДУБЛЕР ПНЕВМО- ИЛИ ГИДРОПРИВОДА | 1991 |
|
RU2011097C1 |
ОБРАТНЫЙ КЛАПАН | 1991 |
|
RU2020349C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ | 1988 |
|
RU2018046C1 |
ОБРАТНЫЙ ПОВОРОТНЫЙ ЗАТВОР | 1990 |
|
RU2020350C1 |
Использование: для управления трубопроводной арматурой. Сущность изобретения: в полом роторе электродвигателя размещен планетарно-винтовой редуктор. Ротор выполнен аксиально подвижным. Упругий элемент кинематически связан с ротором и механизмом отключения электродвигателя. 1 ил.
ЭЛЕКТРОПРИВОД, содержащий корпус, электродвигатель с полым ротором, в котором размещен планетарно-винтовой редуктор, упругий элемент и механизм отключения электродвигателя, отличающийся тем, что полый ротор выполнен аксиально подвижным, а упругий элемент кинематически связан с ротором и механизмом отключения.
Авторы
Даты
1994-01-15—Публикация
1989-10-02—Подача