САМОНАСТРАИВАЕМАЯ АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВУХЗВЕННОГО ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B62D53/04 

Описание патента на изобретение RU2006406C1

Изобретение относится к области транспортных средств.

Известно устройство для улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства, содержащее механизм увеличения сцепления тягача с поверхностью движения, гидроцилиндры и гидрораспределители, механизм сцепного веса и датчик загрузки прицепа с трехпозиционным гидроклапаном, позволяющие автоматически передавать часть массы прицепа на тягач. Такое устройство фиксирует только изменения массы прицепа и не реагирует на изменения его тягового сопротивления, вызываемые внешними дорожными условиями; изменениями микрорельефа, рыхлости и скользкости поверхности движения, плотности почвы (в случае движения тягача с почвообрабатывающей сельскохозяйственной машиной) и т. д. Кроме того, увеличение сцепления тягача с опорной поверхностью путем использования механизма полугусеничного хода повышает массу и усложняет конструкцию тягового средства.

К предлагаемой системе наиболее близок прототип, 1990), в котором осуществляются периодические изменения сцепных весов тягача и прицепа и согласованная подача дополнительных импульсов скорости к ведомому звену-прицепу, что повышает эффективность движения на скользких участках пути.

Однако использование прототипа при движении по местности с характерным микрорельефом, например, при движении тягово-энергетического средства, состоящего из трактора и сельхозмашины по полю, эффективность движения снижается вследствие силовых воздействий со стороны микрорельефа поля и неравномерной плотности почвы, носящих случайный характер и не совпадающих с заданными колебаниями.

Цель изобретения - повышение эффективности движения двухзвенного тягово-энергетического средства при наличии внешних воздействий со стороны микрорельефа поверхностью движения, а также удельного сопротивления почвы, имеющих случайный характер.

Повышение эффективности движения двухзвенного тягово-энергетического средства осуществляется путем повышения сцепной массы тягача и подачи дополнительных импульсов скорости к прицепу или почвообрабатывающей машине в зависимости от сопротивления прицепа, а значит, и от случайных воздействий со стороны микрорельефа поля и плотности почвы.

На чертеже изображена самонастраиваемая автономная система.

Самонастраиваемая автономная система содержит гидробак 1, гидронасос 2, задатчик режима колебаний 3, делитель потока жидкости 4, обратный клапан 5, соединенные гидромагистралью с гидроцилиндром колебаний 6 подрессоренных масс тягача и гидроцилиндром, установленным на тяге 7, датчик тягового усилия 8 с электрическим выходом, установленный между тягачом 9 и прицепом 10 и соединенный электрически с обмоткой управления реле 11. Датчик 8 через нормально открытые контакты 12 реле связан с обмоткой управления 13 электромагнитного двухпозиционного гидроклапана 14, гидравлический выход которого соединен через магистраль В с гидробаком 1, а вход соединен с одной стороны непосредственно с выходом гидронасоса А, а с другой - через делитель потока жидкости 4 с подпоршневой полостью гидроцилиндра колебаний подрессоренных масс тягача 6 и через распределительный клапан 15 при верхнем положении его плунжера 16 - с подпоршневой полостью гидроцилиндра тяги 7. При нижнем положении плунжера 16 распределительного клапана подпоршневая полость гидроцилиндра тяги соединяется через обратный клапан 5 с входом гидроклапана и далее через гидроклапан на слив в бак.

С целью расширения эксплуатационных возможностей двухзвенного тягово-энергетического средства в систему введены параллельно датчику тягового усилия генератор автоколебаний 17 с задатчиком 3, включаемые в цепь катушку управления реле посредством рычага режима управления 18. Система питается от аккумуляторной батареи 19 или же от генератора тока 20, переключаемых рычагом 21.

Система работает следующим образом.

При движении тягово-энергетического средства, например, по микрорельефу прицеп (сельхозмашина) воспринимает значительные силовые воздействия со стороны микрорельефа, которые аккумулируются в тяге и регистрируются датчиком тягового усилия 8. В случае увеличения тягового сопротивления прицепа выше заданного через датчик 8 и обмотку управления реле 11 пройдет ток, который вызовет замыкание нормально открытых контактов 12 реле и прохождение тока через обмотку 13 гидроклапана 14. В результате плунжер гидроклапана, преодолевая усилие пружины, переместится направо и перекроет напорную магистраль А гидронасоса 2 от сливной магистрали В, т. е. от гидробака 1. В напорной магистрали А перед гидроклапаном давление увеличится, вследствие чего поднимается вверх плунжер 16 распределительного клапана 15 и сообщит напорную магистраль А с подпоршневой полостью гидроцилиндра тяги. В результате поршень втягивается в цилиндр, перемещая прицеп 10 к тягачу 9. Одновременно напор жидкости от гидронасоса 2 подается через делитель потока жидкости 4 и в надпоршневую полость гидроцилиндра 6, что увеличит вертикальную нагрузку на ведущие колеса, а значит, и сцепную массу тягача 9. После преодоления препятствия величина тяги уменьшится, динамометрический датчик 8 приходит в нормальное состояние, ток в датчике и в обмотке управления 11 уменьшится, контакты реле 12 разомкнутся, что обеспечит катушку 13, в результате чего плунжер гидроклапана 14 под действием пружины переместится налево и соединит напорную магистраль А гидронасоса и надпоршневую полость гидроцилиндра 6 со сливным магистралем. С уменьшением давления в напорной магистрали А плунжер 16 распределительного клапана под действием пружины переместится вниз, что соединит подпоршневую полость гидроцилиндра тяги через обратный клапан 5 и гидроклапан 14 на слив. Это приведет работу тягово-энергетического средства в исходное состояние. В системе подпоршневая полость гидроцилиндра подрессоренных масс тягача и надпоршневая полость гидроцилиндра тяги постоянно сообщены с атмосферой. В случае, когда величина тяги не может увеличиваться, например при полном буксовании тягача, самонастраиваемая система рычагом переключения 18 переводится на автономный режим работы.

С помощью генератора колебаний 17 и гидроклапана напорная магистраль А будет периодически соединяться с надпоршневой полостью гидроцилиндра подрессоренных масс тягача и подпоршневой полостью тягового гидроцилиндра, что вызовет циклические увеличения сцепной массы тягача и перемещения прицепа при максимальной сцепной массе тягача. В результате произойдет выход тягово-энергетического средства из состояния полного буксования. Этот режим можно использовать и при других неблагоприятных дорожных условиях, например в гололедицу или при загрязненной мокрой дороге. (56) Авторское свидетельство СССР N 1743972, кл. В 62 D 53/04, 1990.

Похожие патенты RU2006406C1

название год авторы номер документа
Автономная система для повышения эксплуатационных свойств двухзвенного транспортного средства 1990
  • Сураев Николай Гаврилович
SU1743972A1
Двухзвенное транспортное средство 1985
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Винокуров Олег Александрович
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1276554A1
Автопоезд 1986
  • Мартынюк Николай Павлович
  • Мартынюк Людмила Федоровна
  • Мартынюк Сергей Николаевич
  • Мартынюк Елена Николаевна
SU1399207A1
Рекуперативный гидропривод лесовозного автомобиля с прицепом 2019
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Никонов Вадим Олегович
  • Посметьев Виктор Валерьевич
RU2714041C1
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА И ПРИЦЕПА С МЕХАНИЗМОМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ИХ ГИДРОСИСТЕМ 1995
  • Голубь С.А.
  • Блынский Ю.Н.
  • Гуськов Ю.А.
  • Тихонкин И.В.
RU2088426C1
Двухзвенное транспортное средство 1985
  • Глебов Вадим Дмитриевич
  • Иванова Валентина Михайловна
  • Винокуров Олег Александрович
  • Ветлицын Александр Михайлович
SU1298127A1
Транспортное средство с активным прицепом 1986
  • Таяновский Георгий Александрович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Статкевич Александр Михайлович
  • Хомич Иван Александрович
SU1456326A1
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПНОГО ЗВЕНА АВТОПОЕЗДА 1991
  • Гладов Г.И.
  • Макаров М.И.
  • Моторин Ю.Б.
  • Сливинский В.И.
  • Титов А.В.
  • Шведов А.Ю.
RU2033361C1
Двузвенное транспортное средство 1978
  • Жуковский Юрий Михайлович
  • Богдан Николай Владимирович
  • Бойков Владимир Петрович
  • Гуськов Валерий Владимирович
  • Молош Григорий Антонович
  • Расолько Александр Михайлович
SU765088A1
Двухзвенное транспортное средство 1979
  • Бойков Владимир Петрович
SU821278A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 006 406 C1

Реферат патента 1994 года САМОНАСТРАИВАЕМАЯ АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВУХЗВЕННОГО ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА

Использование: в транспортных средствах. Сущность изобретения: самонастраиваемая автономная система для повышения эксплуатационных свойств двухзвенного тягово-энергетического средства, работающего в условиях случайных внешних воздействий со стороны поверхности движения и удельного сопротивления почвы, содержит гидронасос, делитель потока жидкости, гидроцилиндры и датчик величины тягового усилия с электрическим выходом, установленным между тяговым гидроцилиндром и прицепом. Параллельно датчику величины тягового усилия введен генератор автоколебаний с задатчиком, включаемым в цепь посредством рычага режима управления. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 006 406 C1

1. САМОНАСТРАИВАЕМАЯ АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ СВОЙСТВ ДВУХЗВЕННОГО ТЯГОВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА, содержащая гидроцилиндр колебаний масс тягача, соединенный гидромагистралями с насосом и через гидрораспределитель с баком, гидроцилиндр импульса скорости, связанный гидромагистралями через гидроклапан с напорной магистралью и через гидрораспределитель с баком, а также задатчик режима колебаний подрессоренных масс, электрически соединенный с приводом золотника гидрораспределителя, отличающаяся тем, что система снабжена датчиком величины тягового усилия, который расположен между гидроцилиндром импульса скорости и прицепным звеном транспортного средства и электрически соединен с обмоткой управления реле, которое через нормально открытые контакты связано с обмоткой управления привода золотника гидрораспределителя, выход которого связан с баком, а вход которого соединен гидромагистралями с насосом и через делитель потока жидкости с надпоршневой полостью гидроцилиндра колебаний подрессоренных масс тягача и через гидроклапан при его открытом положении со штоковой полостью гидроцилиндра импульса скорости, причем последняя при закрытом положении гидроклапана через обратный клапан связана с входом гидрораспределителя. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что в электросхему введен параллельно датчику величины тягового усилия генератор автоколебаний, включение которого в цепь осуществляется рычагом режима управления.

RU 2 006 406 C1

Авторы

Сураев Николай Гаврилович

Даты

1994-01-30Публикация

1992-04-09Подача