Изобретение относится к области транспортных средств.
Известно устройство для улучшения эксплуатационных характеристик транспортного средства, содержащее механизм увеличения сцепления тягача с поверхностью движения, гидроцилиндры и гидрораспределители, механизм сцепного веса и датчик загрузки прицепа с трехпозиционным гидроклапаном, позволяющие автоматически передавать часть массы прицепа на тягач. Такое устройство фиксирует только изменения массы прицепа и не реагирует на изменения его тягового сопротивления, вызываемые внешними дорожными условиями; изменениями микрорельефа, рыхлости и скользкости поверхности движения, плотности почвы (в случае движения тягача с почвообрабатывающей сельскохозяйственной машиной) и т. д. Кроме того, увеличение сцепления тягача с опорной поверхностью путем использования механизма полугусеничного хода повышает массу и усложняет конструкцию тягового средства.
К предлагаемой системе наиболее близок прототип, 1990), в котором осуществляются периодические изменения сцепных весов тягача и прицепа и согласованная подача дополнительных импульсов скорости к ведомому звену-прицепу, что повышает эффективность движения на скользких участках пути.
Однако использование прототипа при движении по местности с характерным микрорельефом, например, при движении тягово-энергетического средства, состоящего из трактора и сельхозмашины по полю, эффективность движения снижается вследствие силовых воздействий со стороны микрорельефа поля и неравномерной плотности почвы, носящих случайный характер и не совпадающих с заданными колебаниями.
Цель изобретения - повышение эффективности движения двухзвенного тягово-энергетического средства при наличии внешних воздействий со стороны микрорельефа поверхностью движения, а также удельного сопротивления почвы, имеющих случайный характер.
Повышение эффективности движения двухзвенного тягово-энергетического средства осуществляется путем повышения сцепной массы тягача и подачи дополнительных импульсов скорости к прицепу или почвообрабатывающей машине в зависимости от сопротивления прицепа, а значит, и от случайных воздействий со стороны микрорельефа поля и плотности почвы.
На чертеже изображена самонастраиваемая автономная система.
Самонастраиваемая автономная система содержит гидробак 1, гидронасос 2, задатчик режима колебаний 3, делитель потока жидкости 4, обратный клапан 5, соединенные гидромагистралью с гидроцилиндром колебаний 6 подрессоренных масс тягача и гидроцилиндром, установленным на тяге 7, датчик тягового усилия 8 с электрическим выходом, установленный между тягачом 9 и прицепом 10 и соединенный электрически с обмоткой управления реле 11. Датчик 8 через нормально открытые контакты 12 реле связан с обмоткой управления 13 электромагнитного двухпозиционного гидроклапана 14, гидравлический выход которого соединен через магистраль В с гидробаком 1, а вход соединен с одной стороны непосредственно с выходом гидронасоса А, а с другой - через делитель потока жидкости 4 с подпоршневой полостью гидроцилиндра колебаний подрессоренных масс тягача 6 и через распределительный клапан 15 при верхнем положении его плунжера 16 - с подпоршневой полостью гидроцилиндра тяги 7. При нижнем положении плунжера 16 распределительного клапана подпоршневая полость гидроцилиндра тяги соединяется через обратный клапан 5 с входом гидроклапана и далее через гидроклапан на слив в бак.
С целью расширения эксплуатационных возможностей двухзвенного тягово-энергетического средства в систему введены параллельно датчику тягового усилия генератор автоколебаний 17 с задатчиком 3, включаемые в цепь катушку управления реле посредством рычага режима управления 18. Система питается от аккумуляторной батареи 19 или же от генератора тока 20, переключаемых рычагом 21.
Система работает следующим образом.
При движении тягово-энергетического средства, например, по микрорельефу прицеп (сельхозмашина) воспринимает значительные силовые воздействия со стороны микрорельефа, которые аккумулируются в тяге и регистрируются датчиком тягового усилия 8. В случае увеличения тягового сопротивления прицепа выше заданного через датчик 8 и обмотку управления реле 11 пройдет ток, который вызовет замыкание нормально открытых контактов 12 реле и прохождение тока через обмотку 13 гидроклапана 14. В результате плунжер гидроклапана, преодолевая усилие пружины, переместится направо и перекроет напорную магистраль А гидронасоса 2 от сливной магистрали В, т. е. от гидробака 1. В напорной магистрали А перед гидроклапаном давление увеличится, вследствие чего поднимается вверх плунжер 16 распределительного клапана 15 и сообщит напорную магистраль А с подпоршневой полостью гидроцилиндра тяги. В результате поршень втягивается в цилиндр, перемещая прицеп 10 к тягачу 9. Одновременно напор жидкости от гидронасоса 2 подается через делитель потока жидкости 4 и в надпоршневую полость гидроцилиндра 6, что увеличит вертикальную нагрузку на ведущие колеса, а значит, и сцепную массу тягача 9. После преодоления препятствия величина тяги уменьшится, динамометрический датчик 8 приходит в нормальное состояние, ток в датчике и в обмотке управления 11 уменьшится, контакты реле 12 разомкнутся, что обеспечит катушку 13, в результате чего плунжер гидроклапана 14 под действием пружины переместится налево и соединит напорную магистраль А гидронасоса и надпоршневую полость гидроцилиндра 6 со сливным магистралем. С уменьшением давления в напорной магистрали А плунжер 16 распределительного клапана под действием пружины переместится вниз, что соединит подпоршневую полость гидроцилиндра тяги через обратный клапан 5 и гидроклапан 14 на слив. Это приведет работу тягово-энергетического средства в исходное состояние. В системе подпоршневая полость гидроцилиндра подрессоренных масс тягача и надпоршневая полость гидроцилиндра тяги постоянно сообщены с атмосферой. В случае, когда величина тяги не может увеличиваться, например при полном буксовании тягача, самонастраиваемая система рычагом переключения 18 переводится на автономный режим работы.
С помощью генератора колебаний 17 и гидроклапана напорная магистраль А будет периодически соединяться с надпоршневой полостью гидроцилиндра подрессоренных масс тягача и подпоршневой полостью тягового гидроцилиндра, что вызовет циклические увеличения сцепной массы тягача и перемещения прицепа при максимальной сцепной массе тягача. В результате произойдет выход тягово-энергетического средства из состояния полного буксования. Этот режим можно использовать и при других неблагоприятных дорожных условиях, например в гололедицу или при загрязненной мокрой дороге. (56) Авторское свидетельство СССР N 1743972, кл. В 62 D 53/04, 1990.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автономная система для повышения эксплуатационных свойств двухзвенного транспортного средства | 1990 |
|
SU1743972A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1276554A1 |
Автопоезд | 1986 |
|
SU1399207A1 |
Рекуперативный гидропривод лесовозного автомобиля с прицепом | 2019 |
|
RU2714041C1 |
СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ТЯГАЧА И ПРИЦЕПА С МЕХАНИЗМОМ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОЕДИНЕНИЯ ИХ ГИДРОСИСТЕМ | 1995 |
|
RU2088426C1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1985 |
|
SU1298127A1 |
Транспортное средство с активным прицепом | 1986 |
|
SU1456326A1 |
СИСТЕМА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПНОГО ЗВЕНА АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2033361C1 |
Двузвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU765088A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU821278A1 |
Использование: в транспортных средствах. Сущность изобретения: самонастраиваемая автономная система для повышения эксплуатационных свойств двухзвенного тягово-энергетического средства, работающего в условиях случайных внешних воздействий со стороны поверхности движения и удельного сопротивления почвы, содержит гидронасос, делитель потока жидкости, гидроцилиндры и датчик величины тягового усилия с электрическим выходом, установленным между тяговым гидроцилиндром и прицепом. Параллельно датчику величины тягового усилия введен генератор автоколебаний с задатчиком, включаемым в цепь посредством рычага режима управления. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1992-04-09—Подача