1
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для повьлиения тяговых качеств тягача при агрегатировании его с прице- 5 пом.
Известно двухзвенное транспортное средство, содержащее связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, на ко-tO тором шарнирно установлен упругодефЬрмируемый элемент, одним своим концом опирающийся на дышло,прицеп,снабженный двумя гидроцилиндрами,шарнирно установленными на поворотном устрой- 15 стве прицепа, один из которых соединен с дышлом, а другой присоединен ко второму концу упругодеформируемого элемента, при этом гидроцилиндры связаны маслопроводом ij . 20
Недостатком его является то, что автоматический увеличитель сцепного веса работает при достаточно больших сопротивлениях движению прицепа и больших значениях силы тяги тя- 25 гача. При низких сцепных качествах грунта, когда необходимо повысить гягоаые качества тягача, автоматический увеличитель сцепного веса не работает.30
Известно и другое двухзвенное транспортное средство, содержащее тягач,оборудованный гидросистемой, муфтой блокировки дифференциала ведущих колес и маятником, связанное с тяпачом дьшшо, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, выполненный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опиракнцегося на дьшшо, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным маятником 2j. Это устройство является наиболее близким техническим решением к изобр етению.
Недостатком этого двухзвенного транспортного средства является то, что при низком коэффициенте сцепления ведущих колес тягача с грунтом и при их буксовании не происходит догружения ведущих колес тягача.
Цель изобретения - повышение тяговых качеств тягача при низком коэффициенте сцепления его ведущих колес с опорной поверхностью. Для этого магистраль управления муфтой блокировки дифференциала ведущих колес соединена с упомянутым распределителем гидросистемы тягача. На чертеже схематически изображено предлагаемое двухзвенное транст портное средство. Двухзвенное транспортное средство содержит тягач 1, оборудованный гидр системой, связанное с тягачом дышло шарнирно закрепленное на поворотном устройстве 3 прицепа 4, автоматический увеличитель сцепного веса тягача выполненный в виде упругодеформируемого элемента 5, одним концом опираю щегося на дышло 2, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром б,установленным на поворотном устройстве 3 прицепа 4, маятник 7, закрепленный на тягаче 1, причем штоковая 8 и бес штоковая 9 полости гидроцилиндра б с единены с гидросистемой тягача посре ством распределителя 10, золотник ко торого кинематически связан с маятни ком 7; муфту 11 блокировки дифференциала (на.чертеже не показан) и датчик 12 блокировки дифференциала. Муф та 11 блокировки дифференциала соеди нена с датчиком 12 блокировки дифференциала магистралью 13. Магистраль 13 управления муфтой блокировки дифференциала соединена с распределителем 10 магистралью 14. Двухзвенное транспортное средство работает следующим образом. При низком коэффициенте сцепления ведущих колес тягача с грунтом включается датчик 12 блокировки дифференциала (водителем или автоматически). Через датчик 12 блокировки дифференциала жидкость из гидросистемы тягача 1 поступает под давлением по магистрали- 13 в муфту 11 блокировки дифферен циала, вследствие чего ведущие колеса тягача 1 блокируются между собой. По. магистрали 14 давление жидкости передается на золотник распределител 10 и смещает его вперед по ходу транспортного средства. При этом про исходит включение автоматического увеличителя сцепного веса тягача, что вызывает снятие части нагрузки с передних колес прицепа 4 и нагруже.ние ею задних (ведущих) колес тягача 1,, вследствие чего тяговые качест ва тягача повышаются по сравнению со случаем включения одной лишь блокировки дифференциала. При выключении датчика 12 блокировки дифференциала давление жидкости в муфте 11 и магистралях 13 и 14 падает. Ведущие колеса тягача разблокируются. Под действием маятника 7 золотник распределителя 10 займет положение, соответствующее режиму движения двухзвенного транспортного средства (торможению, разгону, движению по наклонной поверхности) и автоматический увеличитель сцепного веса тягача будет работать в соответствии с положением золотника распределителя 10, задаваемым маятником 7. При торможении двухзвенного транспортного средства происходит перераспределение веса с оборудованных тормозными механизмами задних колес тягача на передние колеса тягача, которые тормозных механизмов не имеют. При этом вследствие возникающего замедления маятник 7 перемещается вперед по ходу транспортного средства, смещает золотник распределителя 10 влево и автоматический увеличитель сцепного веса стремится повернуть дышло 2 прицепа 4 против часовой стрелки, что вызывает догружение задних колес .тягача и приводит к увеличению эффективности торможения. Аналогично работает двухзвенное транспортное средство на спуске, однако в этом случае маятник 7 отклоняет золотник распределителя от среднего положения под действием силы тяжести. При резком разгоне двухзвенного транспортного средства может произойти отрыв передних управляемых колес тягача 1 от грнута или нагрузка на передние колеса станет такой малой, что произойдет потеря управляемости движения. Возникающее при разгоне ускорение вызывает отклонение маятника назад по ходу транспортного средства вследствие чего золотник распределителя 10 переместится вправо и автоматический увеличитель сцепного веса будет стремиться повернуть дышло 2 прицепа 4 по часовой стрелке, что вызовет снятие нагрузки с задних колес тягача 1 и догружение передних колес. Аналогично работает двухзвенное транспортное средство при движении на подъем, однако в этом случае маятник 7 отклоняет золотник распределителя 10 от среднего положения под действием силя тяжести. Следует отметить, что введение гидравлического управления золотником распределителя 10 по магистрали 14 сгладит вибрации золотника от маятника 7, в свою очередь, наличие маятника 7 уменьшит колебания золотника распределителя 10, вызываемые пульсацией давления в гидросистеме -тягача 1.Таким образом ,гидрав-лическое и механическое управления взаимно улучшают друг друга, что повышает качество работы автоматического увеличителя сцепного веса тягача и всего двухзвенного транспортного средства в целом. Дополнительное нагружение ведущих колес тягача при срабатывании блокировки диффер нцисша позволяет значительно повысить тяговые качаетва тягача (до 40-60% в зависимости от марки тягача и агрегатируемого с ним прицепа), что обеспечит высокую проходимость двухзвенного транспортного средства при низких коэффициентах сцепления ведущих колес тягача с грунтом, вследствие чего производительность повысится на 20-30%, Формула изобретения Двухзвенное транспортное средство содержащее тягач, оборудованный гидросистемой, муфтой блокировки дифференциала ведущих колес и маятником, связанное с тягачом дышло, шарнирно закрепленное на поворотном устройстве прицепа, и автоматический увеличи тель сцепного веса тягача, выполнен-ный в виде упругодеформируемого элемента, одним концом опирающегося на дышло, а другим шарнирно соединенного с гидроцилиндром,, установленным на поворотном устройстве прицепа, причем штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра соединены с гидросистемой тягача посредством распределителя, золотник которого кинематически связан с указанным маятником, отличающееся тем, что, с целью повышения тяговых качеств тягача при низком коэффициенте сцепления его ведущих колес с опорной поверхностью, магистраль управления муфтой блокировки дифференциала ведущих колес соединена с упомянутым распределителем гидросистемы тягача. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР № 545504, кл. В 62 D 53/04, 1975. 2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2541581/11, кл. В 62 О 53/04,-1977 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU880847A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1979 |
|
SU948738A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU734052A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1982 |
|
SU1022854A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1980 |
|
SU935363A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1011398A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1984 |
|
SU1232532A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1978 |
|
SU785099A1 |
Двухзвенное транспортное средство | 1981 |
|
SU1044538A2 |
Двухзвенное транспортное средство | 1977 |
|
SU725940A1 |
Авторы
Даты
1980-09-23—Публикация
1978-11-30—Подача