Изобретение относится к очистке газовыпускных трактов и лабиринтовых уплотнений от нагара дизельных турбокомпрессоров в эксплуатационных условиях.
Очистка газовыпускных трактов турбокомпрессоров от нагара путем абразивного воздействия при работающем дизеле является наиболее эффективным способом. Однако из-за отсутствия мероприятий по предотвращению попадания абразивных частичек в лабиринтные уплотнения возможен их задир и выход из строя турбокомпрессора.
Целью изобретения является повышение качества очистки за счет исключения попадания абразивных частичек в лабиринтные уплотнения турбокомпрессора.
Поставленная цель достигается тем, что перед проведением очистки над поверхностью абразивного материала создают избыточное давление воздуха в пределах 1-1,5 кгс/см2, причем в процессе очистки из системы дизеля подают топливо с рабочим давлением 2,5-2,8 кгс/см2, которое дополнительно инжектируют сжатым воздухом с давлением 2 кгс/см2, при этом сжатый воздух для инжектирования абразивного материала подают под давлением 5-6 кгс/см2.
Сопоставительный анализ заявленного способа с прототипом показывает, что он отличается от известного тем, что над поверхностью абразивного материала, например песка, размещенного в герметичной емкости, создают избыточное давление воздуха. Отличительным фактором следует считать и то, что в лабиринтные уплотнения турбокомпрессора из системы дизеля дозированно подводят топливо с рабочим давлением 2,5-2,8 кгс/см2, которое по ходу истечения дополнительно инжектируют сжатым воздухом с давлением 2 кгс/см2.
Таким образом, заявленный способ соответствует критериям "новизна" и "существенные отличия".
На чертеже приведена схема устройства для осуществления способа.
Устройство содержит герметичную емкость 1 с горловиной 2 для заправки отсеенного песка, предохранительный клапан 3, пневмоинжекторный насос 4, редукционные клапаны 5 и 6, гибкие рукава 7-9, перепускные вентили 10 и 11, инжектор 12 с сопловым наконечником 13, сменный патрубок 14 и технологическую крышку 15.
Инжектор 12 подключается к штатной топливной системе дизеля 16, а пневмоинжекторный насос 4 и редукционные клапаны 5 и 6 - к бортовой или стационарной магистрали 17 с рабочим давлением 5-6 кгс/см2.
Способ осуществляют в следующей последовательности.
После замены стационарной крышки выпускного тракта на технологическую крышку 15 и разобщения трубопровода 18 с системой воздухоснабжения дизеля (не показана) подключают гибкие рукава 7-9 к тройнику 19, топливной системе дизеля 16 и пневмомагистрали 17 соответственно. Затем после заправки емкости 1 просеенным песком (18-20 кг) производят запуск дизеля и на номинальных оборотах при холостом режиме вначале открывают вентиль 10, а затем вентиль 11. С этого момента топливо из системы дизеля 16 и песок из емкости 1 поступают в лабиринтные уплотнения 21 и газовыпускной тракт 20 соответственно.
За счет скорости истечения выпускных газов дизеля абразивные частички песка приобретают кинетическую энергию, которая при ударе частичек переходит в потенциальную, в результате обеспечивается удаление нагара с поверхностей газовыпускного тракта 20, соплового аппарата 22 и лопаток турбинного колеса 23. При этом длительность перекачки песка из емкости 1 возможно регулировать за счет изменения давления воздуха над его поверхностью посредством редукционного клапана 5.
Подача топлива и сжатого воздуха в зазоры лабиринтных уплотнений турбокомпрессора осуществляется через инжектор 12, гибкий рукав 7 и тройник 19. При этом давление воздуха возможно изменять за счет редукционного клапана 6, а расход топлива - за счет диаметра отверстия в сопловом наконечнике 13. В частности, при давлении воздуха, равном 2 кгс/см2, топлива 2,8 кгс/см2 и при диаметре отверстия, равном 0,5 мм, расход топлива через лабиринтные уплотнения составляет 40-50 л/ч. При таком расходе обеспечивается эффективная очистка поверхностей уплотнений и исключается скапливание топлива в газовыпускных полостях турбокомпрессора. За счет избыточного давления воздуха в лабиринтных уплотнениях исключается попадание в их зазоры абразивных частичек, что сказывается на эффективности способа очистки.
Перепад давлений между воздухом и топливом в эжекторе 12 предусматривается с целью исключения попадания воздуха (подсоса) в топливную систему дизеля.
После очистки турбокомпрессора, длительность которого составляет 15-20 мин, производится остановка дизеля, замена технологического лючка на штатный и подключение трубопроводов 18 к системе воздухоснабжения дизеля.
Эффективность способа очистки дизельных турбокомпрессоров достигается за счет исключения задиров лабиринтных уплотнений и промывки их дизельным топливом. (56) Безбородов А. И. и др. Очистка турбокомпрессоров дизеля 10Д100. - Электрическая и тепловозная тяга, 1988, N 9, с. 37-38.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ очистки теплообменных поверхностей и труб котлов от нагара | 2018 |
|
RU2709221C1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2353816C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2044929C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2402696C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ЦИЛИНДРЫ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2288372C2 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2300034C1 |
Способ очистки поверхностей деталей машин и газовыхлопных трактов от нагара | 2018 |
|
RU2691350C1 |
Судовая силовая вспомогательная установка | 1985 |
|
SU1286796A1 |
Тепловоз | 1986 |
|
SU1326491A1 |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИВУ | 1999 |
|
RU2159794C1 |
Использование: для очистки газовыпускных трактов и лабиринтных уплотнений от нагара дизельных турбокомпрессоров в эксплуатационных условиях. Сущность изобретения: в газовыхлопной тракт потоком сжатого воздуха из замкнутого объема инжектируют абразивный материал. Перед проведением очистки над поверхностью абразивного материала создают избыточное давление воздуха в пределах 1 - 1,5 кгс/см2. В процессе очистки из системы дизеля подают топливо с рабочим давлением 2,5 - 2,8 кгс/см2 , причем топливо дополнительно инжектируют сжатым воздухом с давлением 2 кгс/см2. Сжатый воздух для инжектирования абразивного материала подают под давлением 5 - 6 кгс/см2. 1 ил.
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРУБОКОМПРЕССОРОВ ОТ НАГАРА, заключающийся в том, что в газовыхлопной тракт потоком сжатого воздуха из замкнутого объема инжектируют абразивный материал, отличающийся тем, что, с целью повышения качества очистки за счет исключения попадания абразивных частичек в лабиринтные уплотнения, перед проведением очистки над поверхностью абразивного материала создают избыточное давление воздуха в пределах 1 - 1,5 кгс/см2, причем в процессе очистки из системы дизеля подают топливо с рабочим давлением 2,5 - 2,8 кгс/см2, которое дополнительно инжектируют сжатым воздухом с давлением 2 кгс/см2, при этом сжатый воздух для инжектирования абразивного материала подают под давлением 5 - 6 кгс/см2.
Авторы
Даты
1994-02-28—Публикация
1991-01-22—Подача