Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания (ДВС), в частности к способам их очистки при техническом обслуживании и восстановительном ремонте.
Известно устройство для очистки торцового лабиринтного уплотнения рабочего колеса турбокомпрессора, содержащее подводящую и установленную с возможностью возвратно-поступательного перемещения распределительные трубки с отверстиями для подачи моющего раствора, в которых установлены шарниры с соплами, а отверстия подводящей трубки имеют С-образную форму (SU, патент №1236190, кл. F04D 29/70. 1984 г.).
Недостатками известного устройства для очистки торцового лабиринтного уплотнения рабочего колеса турбокомпрессора являются сложность конструкции и недостаточно высокая эффективность очистки.
Известен способ очистки турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, принятый за прототип, содержащего в газоприемном корпусе дренажный воздушный канал и канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений, заключающийся в попеременной подаче к лабиринтным уплотнениям сжатого воздуха и моющего (очищающего) раствора (состава) при его температуре 80-85°С и работе двигателя в режиме холостого хода (RU, патент №2044929, кл. F04D 29/70, 1995 г.).
Недостатком известного способа очистки турбокомпрессора наддува является возможность попадания очищающего состава из дренажного воздушного канала газоприемного корпуса турбокомпрессора через разрезные уплотнительные кольца на валу турбины в подшипниковую опору и через полость слива масла из подшипниковой опоры в систему смазки тепловоза.
Техническим результатом изобретения является исключение попадания очищающего состава в систему смазки тепловоза при выполнении безразборной очистки лабиринтных уплотнений.
Указанный технический результат достигается тем, что в способе очистки турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, содержащего в газоприемном корпусе дренажный воздушный канал и канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений, заключающемся в попеременной подаче к лабиринтным уплотнениям сжатого воздуха и очищающего состава, очищающий состав подают под давлением в канал подвода сжатого воздуха для наддува «запирания» лабиринтных уплотнений, а сжатый воздух подают под давлением в дренажный воздушный канал газоприемного корпуса одновременно с подачей очищающего состава, причем давление сжатого воздуха, подаваемого в дренажный воздушный канал, выше, чем давление очищающего состава.
При этом в качестве очищающего состава для очистки лабиринтных уплотнений в канал подвода сжатого воздуха, предназначенного для наддува «запирания» лабиринтных уплотнений, подают абразивный материал, смешанный с жидким очищающим составом или сжатым воздухом.
На чертеже представлена схема реализации предлагаемого способа безразборной очистки лабиринтных уплотнений турбокомпрессора тепловозного ДВС, содержащего газоприемный корпус - 1, дренажный воздушный канал - 2, лабиринтные уплотнения - 3, канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений - 4, направляющий аппарат турбины - 5, рабочие лопатки турбины - 6, штуцер подвода масла к подшипниковой опоре из системы смазки тепловоза - 7, подшипниковая опора 8, полость слива масла из подшипниковой опоры, соединенная с системой смазки тепловоза, - 9, разрезные уплотнительные кольца - 10, штуцер для подвода сжатого воздуха - 11, штуцер для подвода очищающего состава - 12.
Способ безразборной очистки лабиринтных уплотнений турбокомпрессора тепловозного ДВС реализуют следующим образом.
При техническом обслуживании и ремонте тепловоза и ДВС для очистки лабиринтных уплотнений 3 от нагара, образовавшегося в процессе эксплуатации тепловоза, в канал 4 газоприемного корпуса 1 через штуцер 12 от устройства для подачи очищающего состава (не показано) подают под давлением очищающий состав, который, проходя по каналу 4, поступает в лабиринтные уплотнения 3, очищает их от нагара и вместе с нагаром, проходя через рабочие лопатки турбины 6, выбрасывается в атмосферу. Для того чтобы очищающий состав через разрезные уплотнительные кольца 10 не попал в подшипниковую опору 8 и далее через полость слива масла из подшипниковой опоры 9 в систему смазки тепловоза (не показана), в дренажный воздушный канал 2 газоприемного корпуса 1 через штуцер 11 одновременно с подачей очищающего состава подают сжатый воздух от автономного источника (не показан), причем давление сжатого воздуха выбирают выше, чем давление очищающего состава, что гарантирует защиту системы смазки от попадания очищающего состава при очистке лабиринтных уплотнений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2353816C1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2300034C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ | 2008 |
|
RU2354855C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2044929C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2009 |
|
RU2405976C1 |
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВС С ДВУМЯ СТЕПЕНЯМИ РЕГУЛИРУЕМОГО НАДДУВА | 2014 |
|
RU2594836C2 |
ТУРБОКОМПРЕССОР С ГАЗОМАГНИТНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ | 2014 |
|
RU2549002C1 |
УСТРОЙСТВО для УПЛОТНЕНИЯ подшипников | 1966 |
|
SU182957A1 |
Турбокомпрессор | 1990 |
|
SU1776885A1 |
СИСТЕМА ТУРБОНАДДУВА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449139C1 |
Способ безразборной очистки лабиринтных уплотнений турбокомпрессора тепловозного двигателя внутреннего сгорания заключается в подаче к лабиринтным уплотнениям сжатого воздуха и очищающего состава. Турбокомпрессор содержит в газоприемном корпусе дренажный воздушный канал и канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений. Очищающий состав подают под давлением в канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений. Сжатый воздух подают под давлением в дренажный воздушный канал газоприемного корпуса одновременно с подачей очищающего состава. Давление сжатого воздуха, подаваемого в дренажный воздушный канал, выше, чем давление очищающего состава. Очищающий состав может содержать абразивный материал, смешанный с жидким очищающим составом или сжатым воздухом. Способ позволяет исключить попадание очищающего состава в систему смазки тепловоза. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
1. Способ безразборной очистки лабиринтных уплотнений турбокомпрессора тепловозного двигателя внутреннего сгорания, содержащего в газоприемном корпусе дренажный воздушный канал и канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений, заключающийся в подаче к лабиринтным уплотнениям сжатого воздуха и очищающего состава, отличающийся тем, что очищающий состав подают под давлением в канал подвода сжатого воздуха для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений, а сжатый воздух подают под давлением в дренажный воздушный канал газоприемного корпуса одновременно с подачей очищающего состава, причем давление сжатого воздуха, подаваемого в дренажный воздушный канал, выше, чем давление очищающего состава.
2. Способ безразборной очистки по п.1, отличающийся тем, что в канал подвода сжатого воздуха, предназначенного для наддува («запирания») лабиринтных уплотнений, подают абразивный материал, смешанный с жидким очищающим составом или сжатым воздухом.
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2044929C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРУБОКОМПРЕССОРОВ ОТ НАГАРА | 1991 |
|
RU2008103C1 |
Лабиринтное уплотнение | 1972 |
|
SU932045A1 |
Торцовое уплотнение | 1989 |
|
SU1687971A1 |
САМОЦЕНТРИРУЮЩЕЕСЯ УПЛОТНЕНИЕ ПОДШИПНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ В ВЫСОКОАБРАЗИВНЫХ СРЕДАХ | 0 |
|
SU184570A1 |
JP 5010454 A, 19.01.1993 | |||
Став скребкового конвейера | 1979 |
|
SU880903A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2006 |
|
RU2300034C1 |
Авторы
Даты
2010-10-27—Публикация
2009-07-09—Подача