СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2009 года по МПК F04D29/08 

Описание патента на изобретение RU2353816C1

Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям ротора турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам предотвращения утечек газа через лабиринтные уплотнения.

Известен способ сокращения утечек газа через лабиринтные уплотнения, использованный в одной из модификаций турбокомпрессора типа ТК 34 тепловозного дизеля, который заключается в том, что при работе турбокомпрессора сжатый воздух из напорного патрубка компрессора поступает по каналу к полости между секциями лабиринтных уплотнений ротора со стороны турбинного колеса и создает противодавление, препятствующее попаданию газа из проточной части турбины в лабиринтные уплотнения и далее в систему смазки подшипников турбокомпрессора (книга А.Г.Аврунина «Тепловозные дизели 2Д100, 10Д100». М., «Транспорт», 1970 г, стр.78-81).

Недостатком известного способа защиты лабиринтных уплотнений от попадания газа из проточной части турбины является его неэффективность из-за низкого давления сжатого воздуха в напорном патрубке компрессора при низких оборотах ротора турбокомпрессора в случае работы тепловозного дизеля в режиме холостого хода и на промежуточных режимах (Труды ЦНИИ МПС, ВНИИЖТ, вып.359, 1968 г «Исследование и усовершенствование тепловозных дизелей и холодильников», таблица 2 в статье «Результаты испытаний дизеля 10Д100 и его охлаждающих устройств»).

Известен способ ручной безразборной промывки лабиринтных уплотнений различными моющими средствами, в том числе дизельным топливом. (RU, патент №2044929, кл. F04D 29/70, 1995 г.).

Недостатком указанного способа является то, что он не защищает лабиринтные уплотнения ротора турбокомпрессора от нагара, а позволяет лишь удалить нагар, накопившийся в лабиринтных уплотнениях при функционировании турбокомпрессора.

Известен способ повышения эффективности лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, принятый за прототип, заключающийся в том, что сжатый воздух к лабиринтным уплотнениям подают от автономного источника через канал, сечение которого обеспечивает максимально возможное давление сжатого воздуха в секциях лабиринтных уплотнений (RU, патент №2300034, кл. F16J 15/447, 2007 г.).

Недостатком известного способа повышения эффективности лабиринтных уплотнений является необходимость обеспечения значительного расхода сжатого воздуха от автономного источника, который необходимо подавать к лабиринтным уплотнениям для обеспечения высокого давления в их секциях при относительно большом зазоре между лабиринтными уплотнениями и корпусом турбокомпрессора.

Техническим результатом изобретения является снижение расхода сжатого воздуха от автономного источника для защиты лабиринтных уплотнений от нагара.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе защиты от нагара лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора наддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания сжатый воздух от автономного источника подают к лабиринтным уплотнениям через управляемый пневмораспределитель импульсами заданной длительности в заданные отрезки времени, причем для повышения эффективности защиты лабиринтных уплотнений путем дополнительной очистки их воздушной эмульсией топлива выход управляемого пневмораспределителя могут подключать к лабиринтным уплотнениям через активное сопло эжектора, а к пассивному соплу эжектора при этом подключают выход управляемого гидрораспределителя, к входу которого подводят топливо из топливной системы тепловоза.

На фиг.1 представлена схема устройства для реализации предлагаемого способа защиты от нагара лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора с помощью сжатого воздуха от автономного источника. На фиг.2 показана схема устройства для реализации предлагаемого способа защиты лабиринтных уплотнений от нагара с помощью сжатого воздуха с одновременной очисткой лабиринтных уплотнений от нагара с помощью воздушной эмульсии топлива, подаваемого из топливной системы тепловоза.

Устройство для реализации предлагаемого способа защиты от нагара лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора наддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания (фиг.1) состоит из блока управления 1, управляемого пневмораспределителя 2, вход которого подключен к автономному источнику сжатого воздуха 3, например, к пневмосистеме тепловоза, а выход - к полостям 4 между секциями лабиринтных уплотнений 5 ротора 6, установленного в корпусе турбокомпрессора 7.

Для повышения эффективности защиты лабиринтных уплотнений от нагара устройство, показанное на фиг.1, может быть дополнено (фиг.2) эжектором 8, через активное сопло 9 которого выход управляемого пневмораспределителя 2 подключен к полостям 4 лабиринтных уплотнений, при этом пассивное сопло 10 эжектора через управляемый от блока управления 1 гидрораспределитель 11 (например, клапан с электромагнитным управлением) подключено к топливной системе тепловоза 12.

Способ защиты от нагара лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора наддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания реализуется следующим образом.

Сжатый воздух от автономного источника 3 подают в полости 4 между секциями лабиринтных уплотнений 5 через управляемый пневмораспределитель 2 импульсами заданной длительности и в заданные отрезки времени, формируемыми с помощью блока управления 1, который, включаясь, например, по сигналу с контроллера в кабине тепловоза, формирует электрические импульсы, поступающие на управляемый пневмораспределитель 2, в котором они преобразуются в соответствующие импульсы давления сжатого воздуха, поступающего в полости 4 между секциями лабиринтных уплотнений 5.

При этом уровень давления сжатого воздуха в полостях 4 не будет зависеть от режима функционирования двигателя внутреннего сгорания и определится только уровнем давления в автономном источнике сжатого воздуха 3, например, в пневмосистеме тепловоза, а импульсное потребление сжатого воздуха из автономного источника 3 не отразится на других подключенных к нему потребителях сжатого воздуха.

Для повышения эффективности способа защиты одновременно со сжатым воздухом от автономного источника к лабиринтным уплотнениям могут дополнительно подводить топливо из топливной системы тепловоза с образованием воздушной эмульсии топлива, для чего выход управляемого пневмораспределителя 2 подсоединяют к активному соплу 9 эжектора 8, а к пассивному соплу 10 эжектора через управляемый гидрораспределитель 11 подают топливо из топливной системы тепловоза 12, при этом в полости 4 лабиринтных уплотнений будет в заданные с помощью блока управления 1 промежутки времени импульсами поступать воздушная эмульсия топлива, образовавшаяся на выходе эжектора 8, которая эффективно защитит и дополнительно очистит секции лабиринтных уплотнений от нагара, по каким-либо причинам осевшего на их поверхностях.

Похожие патенты RU2353816C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Оленцов Александр Анатольевич
  • Гвардин Дмитрий Викторович
RU2300034C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Созаев В.Т.
  • Калько В.А.
RU2044929C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ОЧИСТКИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
RU2402696C1
ТУРБОКОМПРЕССОР НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2009
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
RU2405976C1
СПОСОБ ОЧИСТКИ ДИЗЕЛЬНЫХ ТРУБОКОМПРЕССОРОВ ОТ НАГАРА 1991
  • Данковцев В.Т.
RU2008103C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАБОТОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2000
  • Фурман В.В.
  • Кирьянов А.Н.
  • Лобанов С.В.
  • Коссов Е.Е.
RU2182086C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ ТУРБОКОМПРЕССОРОВ ТЕПЛОВОЗНЫХ ДИЗЕЛЕЙ 2008
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Добашин Сергей Анатольевич
  • Власов Виктор Семенович
RU2354855C1
Устройство для наддува двигателя внутреннего сгорания 1974
  • Жан Мельшиор
SU1087085A3
СИСТЕМА УПРАВЛЯЕМОГО ТУРБОНАДДУВА 2001
  • Потанин В.А.
  • Павлов М.И.
RU2193673C2
УСТРОЙСТВО для УПЛОТНЕНИЯ подшипников 1966
  • Н. П. Синенко, Мац, М. А. Фаин, А. М. Скаженник, В. А. Рйавл
  • Л. Е. Рубинфайн
SU182957A1

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ НАГАРА ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА ТЕПЛОВОЗНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к лабиринтным уплотнениям ротора турбокомпрессора наддува двигателя внутреннего сгорания, в частности к способам предотвращения утечек газа через лабиринтные уплотнения. Техническим результатом изобретения является снижение расхода сжатого воздуха от автономного источника питания для защиты лабиринтных уплотнений при одновременном удалении нагара из секций лабиринтных уплотнений путем автоматической подачи импульсов сжатого воздуха высокого давления или воздушной эмульсии дизельного топлива. Указанный технический результат достигается тем, что сжатый воздух от автономного источника питания, например, пневмосистемы тепловоза, подают к лабиринтным уплотнениям импульсами заданной длительности в заданные отрезки времени через управляемый пневмораспределитель и подключенное к нему активное сопло эжектора, а к пассивному соплу эжектора через дополнительное управляемое устройство также кратковременными импульсами подводится топливо из топливной системы тепловоза. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 353 816 C1

Способ защиты от нагара лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора наддува тепловозного двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что в полости между секциями лабиринтных уплотнений ротора турбокомпрессора подают сжатый воздух от автономного источника, причем сжатый воздух подают к лабиринтным уплотнениям через управляемый пневмораспределитель импульсами заданной длительности в заданные отрезки времени, выход управляемого пневмораспределителя подключают к лабиринтным уплотнениям через активное сопло эжектора, а к пассивному соплу эжектора подключают выход управляемого гидрораспределителя, к входу которого подводят топливо из топливной системы тепловоза.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2353816C1

СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛАБИРИНТНЫХ УПЛОТНЕНИЙ РОТОРА ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2006
  • Комаров Евгений Ефимович
  • Кабанов Анатолий Андреевич
  • Оленцов Александр Анатольевич
  • Гвардин Дмитрий Викторович
RU2300034C1
US 6109868 A, 29.08.2000
СПОСОБ ОЧИСТКИ ТУРБОКОМПРЕССОРА НАДДУВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Созаев В.Т.
  • Калько В.А.
RU2044929C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ТИТАНОСОДЕРЖАЩЕЙ ЛИГАТУРЫ 2002
  • Коршунов Е.А.
  • Тарасов А.Г.
  • Лисиенко В.Г.
  • Арагилян О.А.
  • Третьяков В.С.
RU2228967C2
Предохранительный клапан 1979
  • Галич Игорь Иванович
  • Кононенко Александр Григорьевич
  • Чугунов Эдуард Георгиевич
  • Кармугин Борис Владимирович
  • Гринберг Иосиф Семенович
SU916850A1
Дорожная спиртовая кухня 1918
  • Кузнецов В.Я.
SU98A1

RU 2 353 816 C1

Авторы

Комаров Евгений Ефимович

Добашин Сергей Анатольевич

Власов Виктор Семенович

Даты

2009-04-27Публикация

2008-01-30Подача