Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в зубчатых передачах.
Известно зубчатое колесо, зубья которого имеют кольцевые канавки, которые по сути являются кольцевыми проточками, выполненными на всю высоту зуба и глубже, что резко снижает прочность зубчатого колеса. Такое решение приемлемо только для зубчатых передач, работающих с малыми нагрузками и малыми скоростями. Уже при средних нагрузках, а тем более при больших, происходит выкрашивание зубьев. Это недопустимо для коробок перемены передач автомобилей, а также других механизмов с зубчатыми передачами.
Цель изобретения - повышение нагрузочной способности зубчатых колес.
Поставленная цель достигается тем, что в зубчатом колесе, зубья которого имеют кольцевые канавки, глубина последних не превышает высоту головки зуба колеса.
Конструкция зубчатого колеса представлена на чертеже.
Колесо содержит основание 1, ступицу 2 и зубчатый венец 3. На зубчатом венце по всей ширине выполнены кольцевые канавки 4. Количество канавок, их ширина а, глубина h, а также место на ширине b зубчатого венца определяется экспериментально и зависит от модуля, ширины зубчатого венца и конструкции зубчатого колеса. С увеличением количества канавок повышаются требования к их ширине и точности монтажа зубчатого колеса. Целесообразно выполнять не более двух-трех канавок на зубчатом колесе. Варьируя количество, ширину, глубину и место проточек по ширине зубчатого венца, можно направленно уменьшать вибрации и шум зубчатой передачи.
Эксперимент проводился на зубчатом колесе со ступицей:
m = 3 мм, Z = 25, степень точности 8-7-6, ширина венца b - 16,5-0,24, диаметр делительный - 85,812 мм.
Экспериментальные замеры уровня шума показали, что для данной конструкции зубчатого колеса две проточки, расположенные симметрично по ширине зубчатого венца шириной a = 1,5 мм на глубину до делительного диаметра d наиболее благоприятны. Уровень шума такого зубчатого колеса 79 - 80 дБ. При работе зубчатого колеса благодаря выполнению канавок достигается взаимная компенсация источников вибраций.
Кроме этого, был проведен эксперимент на зубчатом колесе с теми же параметрами, но без ступицы. Наименьший уровень шума 80,5 - 81,5 дБ был получен на зубчатом колесе, имеющем одну проточку по центру зубчатого венца шириной a = 1,5 мм, на всю высоту зуба, т. е. до диаметра впадин. Значительно повышается нагрузочная способность зубчатых колес, особенно работающих на средних и больших нагрузках. (56) Авторское свидетельство СССР N 1414995, кл. F 16 H 55/14, 1988.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Косозубое зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1813944A1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU627281A1 |
КОСОЗУБАЯ ШЕСТЕРНЯ | 2008 |
|
RU2381401C1 |
ЗУБЧАТЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ УПРОЧНЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470731C2 |
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС | 2011 |
|
RU2468881C2 |
Зубчатое колесо | 1989 |
|
SU1703901A1 |
ЗУБЧАТЫЙ АЛМАЗНО-АБРАЗИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ С ИМПРЕГНАТОРОМ | 2004 |
|
RU2273552C1 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
Зубчатое колесо | 1990 |
|
SU1795208A1 |
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU796563A1 |
Использование: в зубчатых передачах. Колесо содержит основание 1, ступицу 2 и зубчатый венец 3. На зубчатом венце по всей ширине выполнены кольцевые канавки 4, глубина которых не превышает высоту головки зуба колеса. 1 ил.
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО , зубья котоpого имеют кольцевые канавки, отличающееся тем, что, с целью повышения нагpузочной способности, глубина кольцевых канавок не пpевышает высоту головки зуба колеса.
Авторы
Даты
1994-03-30—Публикация
1991-01-22—Подача