СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 1994 года по МПК B63C9/00 

Описание патента на изобретение RU2011601C1

Изобретение относится к области водного транспорта, а конкретно к конструкции спасательных концов и оборудования к ним.

Известно спасательное устройство, содержащее гибкую связь, одним концом закрепленную на лебедку, установленной на судне (а. с. СССР N 180494, кл. В 63 С 9/00, 1964). Такое спасательное устройство не имеет электрической связи с судном и не может воздействовать на судовой двигатель.

Цель изобретения - повышение надежности спасательной операции при падении человека за борт.

На фиг. 1 схематически изображена кормовая оконечность судна с вытравленным за борт спасательным устройством; на фиг. 2 - плавучий щиток с частью гибкой связи, разрез; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 2.

Спасательное устройство судна 1 с главным судовым двигателем и гребным винтом (не показаны) и открытыми с боков помещениями 2, содержит лебедки с бесконтактными электробарабанами 3, снабженными конечными выключателями (не показаны), на которые намотаны спасательные гибкие связи 4 из синтетического волокна легче воды, окрашенного светящейся яркой краской, заключающего в себе однофазные электрокабели 5 и скрепленные на своих с обтекаемыми плавучими щитками 6 с рукоятками 7, 8, 9, окрашенными светящейся краской, и с герметичными контактами 10, 11, обозначенными спереди светящимися пятнами 12, 13, выполненными из эластичного материала. Горизонтальные задние рукоятки 9 соединены с пружинами 14, скрепленными со щитками 6, и снабжены герметичными контактами 15. Светящиеся контакты 10, 11, 15 щитков 6 замыкают электроцепи, в которые включены сигнальные лампы и звуковые сигнализации, расположенные в ходовой рубке судна 1, и силовые реле, механически соединенные с органом управления судовым двигателем (для дизеля - с рейкой топливного насоса). В цепи контактов 10, 11, 15 находятся реле, механически связанные с размыкающими контактами в линиях управления, идущих из ходовой рубки на элементы, представляющие собой непосредственные преобразователи частоты переменного тока, питающего электродвигатели, снабженными плавкими предохранителями и тепловыми, реле, а также пускателями "вперед" и "назад" с размыкающими контактами. На линиях "вперед" и "назад" имеются замыкающие контакты, находящиеся в ходовой рубке, параллельно которым включены датчики осевого смещения органа управления судовым двигателем (для реверсивного дизеля - распределительного вала). В ходовой рубке находятся общие рубильники электродвигателей.

Спасательное устройство эксплуатируется следующим образом. При нормальной работе судна 1 размыкающий контакт линии управления все время замкнут, а из ходовой рубки по линии управления на элемент управления электродвигателем, например, правого борта (фиг. 1), подан сигнал "повышенная скорость" двигателя. После включения судового двигателя на минимальную нагрузку вперед датчик "назад" осевого смещения органа управления судового двигателя - распределительного вала дизеля замыкает цепь пускателя электродвигателя и его контакты 33 замыкаются, а контакт в цепи пускателя 23 "вперед" размыкается, тем самым исключая короткое замыкание в обмотках электродвигателя, который еще не работает. После выхода судна 1 на открытую акваторию в ходовой рубке включают рубильник, электродвигатель начинает вращать бесконтактный электробарабан 3 назад, гибкая связь 4 вместе с электрокабелем 5 сматывается с барабана 3, плавучий щиток 6 касается воды и вместе со связью 4 отбрасывается струей воды от гребного винта от кормовой оконечности судна 1 назад по ходу. После размотки всей гибкой связи 4 с электробарабана 3 конечные выключатели отключают энергию на электромотор, тормоза которого срабатывают и стопорят барабан 3. Точно так же поступают с гибкой связью 4 левого борта, ибо ширина современных судов достигает 30-50 м. Гибкая связь 4 в своей концевой части провисает и касается воды, а герметичные светящиеся контакты 10, 11 щитка 6 отрегулированы так, что срабатывают только от нажатия пальцем руки человека, но не срабатывают от ударов волн. При падении за борт человек сначала отталкивается от борта судна 1, чтобы не попасть на гребной винт, а после прохода кормовой оконечности судна 1 подплывает под гибкую связь 4 данного борта и ждет, когда к нему приблизится провисшая задняя часть этой связи 4. Затем человек хватается за гибкую связь 4, перебирая ее руками или скользя по ней, приближается к плавучему щитку 6 и нажимает пальцем на одно из светящихся пятен 12 или 13 тем самым замыкая герметичные контакты 10 или 11. Сигнал от щитка 6 поступает на бесконтактный электробарабан 3, а с него - на звуковую сигнализацию, сигнальную лампу в ходовой рубке и на силовое реле, которое передвигает рейку топливного насоса дизеля на нулевую подачу топлива. Судовой двигатель останавливается, судно 1 замедляет ход и человек перехватывается по рукояткам 7, 8 и берется двумя руками за горизонтальную рукоятку 9, разжимая пружины 14 и подтверждая путем замыкания контактов 15 сигнал бедствия в ходовую рубку. Этот сигнал поступает также на реле, размыкающее контакт на линии управления на непосредственный преобразователь частоты, который тем самым переключается на пониженную частоту питающего электродвигатель тока. Вахтенный в ходовой рубке по сигнальной лампе определяет, с какого борта пострадавший ухватился за гибкую связь 4, и замыкает соответствующий контакт "вперед" электродвигателя, который запускается как описано выше. При непрерывном замедлении хода судна 1 электробарабан 3 замедленно выбирает гибкую связь 4 и подтягивает щиток 6 вместе с пострадавшим к кормовой оконечности судна 1, после чего человеку за бортом из помещения 2 сбрасывают штормтрап. Если пострадавший не может самостоятельно взобраться в помещение 2 по штормтрапу, то его поднимают сеткой-ловушкой или спускают дежурную шлюпку. Одновременно к помещению 2 на другом борту подтягивается и вторая связь 4 с пустым щитком 6, чтобы их не намотать на гребной винт при пуске судового двигателя. После спасения пострадавшего сигнал со щитка 6 больше не поступает на реле, и контакт на линии управления замыкается, а рейка топливного насоса судового двигателя освобождается от воздействия силового реле, и гибкие связи обоих бортов спускают на воду при запуске судового двигателя как описано выше. Если рейс закончен без происшествий, вахтенный в ходовой рубке включает контакт "вперед", и гибкие связи 4 выбираются своими электробарабанами 3 с повышенной скоростью, что исключает их наматывание на вращающийся гребной винт. Плавучие щитки 6 для отпугивания хищных рыб снизу могут быть покрыты слоем меди.

Использование спасательного устройства резко повышает надежность спасательной операции, так как судну не надо маневрировать в поисках пострадавшего, а достаточно застопорить судовой двигатель. Использование спасательного устройства повышает надежность спасительной операции, так как гибкая связь имеет электрокабели, по которым пострадавший может передать на судно сигнал бедствия, и плавучий обтекаемый щиток, защищающий человека от воздействия потока воды.

Похожие патенты RU2011601C1

название год авторы номер документа
СУДОВОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1990
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2013304C1
СУДНО 1990
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2009946C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СМЕЩЕНИЯ ПАКЕТИРОВАННЫХ И СЫПУЧИХ ГРУЗОВ В ТРЮМЕ СУДНА 1991
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2007325C1
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО СУДНА 1990
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2009071C1
БАЛЛАСТНО-КИЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 1991
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2007324C1
ШВАРТОВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СУДОВ 1992
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2029822C1
КРАНОВОЕ СУДНО 1992
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2043291C1
САМОПОДЪЕМНАЯ ПЛАТФОРМА 1991
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2010916C1
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ 1990
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2011597C1
НАЛИВНОЕ СУДНО 1992
  • Мороцкий Ор Александрович
RU2077449C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 601 C1

Реферат патента 1994 года СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Использование: спасательные средства на воде. Сущность изобретения: спасательное устройство судна с помещениями в кормовой своей оконечности, открытыми с боков, содержит спасательное устройство в каждом помещении, состоящее из лебедки с электробарабаном, на который намотана гибкая связь 4 из волокна легче воды, окрашенного светящейся краской, содержащего внутри электрокабели 5 и скрепленного на конце с обтекаемым плавучим щитком 6 с рукоятками 7, 8 , 9, окрашенными светящейся краской и с герметичными контактами 10, 11, 15, обозначенными светящимися пятнами. При нормальной работе судна контакт в ходовой рубке замкнут, а по линии управления на элемент управления электродвигателем лебедки подается сигнал "повышенная скорость", с которой разматывается гибкая связь 4 с электробарабана, когда судовой двигатель включается на номинальную мощность и включается в ходовой рубке рубильник электродвигателя. При падении за борт человек хватается за гибкую связь 4 и, достигнув щитка 6, нажимает на одно из пятен, замыкает контакт 10 или 11. После этого в ходовой рубке срабатывают звуковая и световая сигнализации, а в машинном отделении - силовое реле, передвигающее рейку топливного насоса дизеля на нулевую подачу. Судно постепенно останавливается, реле размыкает контакт, электродвигатель переключается на пониженную скорость и с помощью контакта "вперед" включается выбирание гибкой связи 4. Пострадавший подтягивается к помещению и поднимается на судно по штормтрапу или сеткой-ловушкой. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 011 601 C1

СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее гибкую связь, одним концом закрепленную на лебедке, установленной на судне, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности спасательной операции, устройство снабжено плавучим щитком, закрепленным на другом конце гибкой связи, сигнальной лампой, звуковой сигнализацией и силовым реле, установленными на судне, при этом гибкая связь выполнена в виде электрокабеля, заключенного в синтетическую оплетку, а упомянутый щиток выполнен с рукоятками, покрытыми светящейся краской и светящимися контактами, причем все контакты соединены с сигнальной лампой, звуковой сигнализацией и силовым реле, выполненным с возможностью взаимодействия с органом управления судовым двигателем.

RU 2 011 601 C1

Авторы

Мороцкий Ор Александрович

Даты

1994-04-30Публикация

1990-04-09Подача