Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции балластных килей.
Известно балластно-килевое устройство, содержащее размещенные в средней части корпуса судна под его днищем вертикальные кили, связанные внизу с горизонтальным балластным крылом, имеющим привод смещения в горизонтальной плоскости с вертикальным валом и червячной парой, размещенной внутри корпуса судна.
Однако, ширина вертикальных поворотных килей у такого устройства ограничивает уменьшение ходового крена при его использовании, что ограничивает также и скорость хода судна.
Цель изобретения - уменьшение ходового крена парусного судна и увеличение его скорости.
Указанная цель достигается за счет того, что упомянутая связь килей с крылом выполнена в виде крыльевой обоймы, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством вышеупомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически конической, причем, наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом, ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, которая ориентирована по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла.
На фиг. 1 изображено балластно-килевое устройство, смонтированное на корпусе судна; на фиг. 2 - узел А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид со стороны носа на парусное судно с балластно-килевым устройством; на фиг. 4 - вид сверху на горизонтальное балластное крыло.
Балластно-килевое устройство парусного судна 1 содержит поворотные в вертикальной плоскости пустотелые вертикальные кили 2 в средней части судна 1, соединенные с крыльевой обоймой 3, в которой смонтировано с возможностью поступательного движения горизонтальное балластное крыло 4 с зубчатой рейкой 5 на верхней своей стороне, закрепленной заподлицо с этой стороной и зацепленной со сдвоенной цилиндрическо-конической шестерней 6, наружный диаметр конической части 7 которой меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни 6. Сдвоенная шестерня 6 размещена в обтекаемом теле 8 крыльевой обоймы 3 на подшипнике 9 и зацеплена с конической шестерней 10 вертикального вала 11, пропущенного через отверстие 12 полого киля 13. Вал 11 застопорен фиксаторами 14 в корпусе судна 1 и соединен внутри судна 1 с червячной парой 15 в герметичном корпусе 16, рукоятка 17 которой пропущена через сальник 18 корпуса 16. К задней кромке крыльевой обоймы 3 известным крепежом 19 присоединена съемная фиксирующая планка 20 балластного крыла 4.
Балластно-килевое устройство судна 1 работает следующим образом: на курсах фордевинд и бакштаг балластное крыло 4 всегда полностью втянуто в крыльевую обойму 3, что можно видеть по указателю положения крыла 4 (не показан), смонтированному на герметичном корпусе 16, т. к. на этих курсах откренивание не обязательно. На курсах галфвинд и бейдевинд, когда кренящая сила от парусов максимальна, ориентируясь показаниями указателя положения крыла 4, последнее путем вращения рукоятки 17 выдвигается на наветренную сторону так, как показано на фиг. 3 и так, чтобы оставался положительный крен судна 1 в сторону "ветра Б" величиной 5-7о, когда паруса работают наиболее эффективно. При этом, вращение рукоятки 17 передается от червячной пары 15 вертикальному валу 11, проходящему через фиксаторы 14 в корпусе судна 1, через отверстие 12 в полом киле 13 и через коническую шестерню 10 сдвоенной цилиндрически-конической шестерни 6, которая выдвигает зубчатую рейку 5, а значит, и балластное крыло 4 из крыльевой обоймы 3, что резко уменьшает ходовой крен парусного судна 1. При этом, крыло 4 проскальзывает по фиксирующей планке 20 и передней кромке крыльевой обоймы 3, которая с учетом возможных ударов о грунт акваторий может быть усилена. При выходе из строя указателя положения крыла 4 последнее не может утеряться, т. к. его зубчатая рейка 5 имеет ограниченную протяженность, а сдвоенная шестерня 6 при накатке на верхнюю поверхность балластного крыла 4 застопорится. При смене галса во время лавировки против ветра крыло 4 предварительно полностью втягивается в крыльевую обойму 3, затем меняется галс судна 1, после чего балластное крыло 4 снова выдвигается на другой наветренный борт судна 1 с повторением всех выше описанных операций и взаимодействия частей устройст- ва, и ходовой крен судна 1 опять резко уменьшается. Неисправное балластное крыло 4 заменяется путем свинчивания крепежа 19 и снятия фиксирующей планки 20. Известный механизм поворота килей 2 и 13 вокруг своих вертикальных осей не показан. Предложенное балластно-килевое устройство применимо на парусных суднах, имеющих как поворотные в вертикальной плоскости кили, так и неповоротные кили. (56) Авторское свидетельство СССР N 1516425, кл. B 63 B 3/68, 1987.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Балластно-килевое устройство | 1987 |
|
SU1516425A1 |
КОРПУС ПАРУСНОГО СУДНА | 1990 |
|
RU2009065C1 |
Корпус парусного судна | 1984 |
|
SU1232557A1 |
Поворотная направляющая насадка | 1983 |
|
SU1131766A1 |
КОРПУС СУДНА | 1991 |
|
RU2023623C1 |
КРАНОВОЕ СУДНО | 1992 |
|
RU2043291C1 |
СПАСАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1990 |
|
RU2011601C1 |
СУДНО С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ ВАТЕРЛИНИИ | 1990 |
|
RU2011597C1 |
СУДНО | 1990 |
|
RU2009946C1 |
Кормовая оконечность судна с поворотной насадкой движителя | 1987 |
|
SU1481142A1 |
Изобретение относится к парусному судостроению, а конкретно к конструкции балластных килей. Сущность: кили судна соединены с балластным крылом через крыльевую обойму, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством вышеупомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически-конической, причем наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, которая ориентирована по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла. 4 ил.
БАЛЛАСТНО-КИЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее размещенные в средней части корпуса судна под его днищем вертикальные кили, связанные внизу с горизонтальным балластным крылом, имеющим привод смещения в горизонтальной плоскости с вертикальным валом и червячной парой, размещенной внутри корпуса судна, отличающееся тем, что связь килей с крылом выполнена в виде крыльевой обоймы, в которой размещено указанное крыло с возможностью его поступательного выдвижения из этой обоймы от диаметральной плоскости судна посредством упомянутого привода, а последний выполнен с конической передачей, первая коническая шестерня которой закреплена в нижней части упомянутого вала, который зафиксирован в корпусе судна и размещен в герметичной полости, выполненной в одном из указанных килей, а вторая шестерня выполнена цилиндрически-конической, причем наружный диаметр ее конической части меньше внутреннего диаметра цилиндрической части этой шестерни, при этом ее цилиндрическая часть выполнена в зацеплении с горизонтальной зубчатой рейкой, ориентированной по размаху балластного крыла и выполненной заподлицо с поверхностью этого крыла.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1991-05-16—Подача