Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала механизма распределения.
Известен привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведомую шестерню распределительного вала, установленного в головке цилиндров, коленчатый вал с ведущей шестерней, устройство фиксации и регулирования, выполненное в виде поворотного рычага с двумя опорами и фиксирующей втулки с болтами. Первая из опор поворотного рычага шарнирно закреплена в головке цилиндров соосно с распределительным валом, а на второй опоре размещена промежуточная шестерня. Кроме того, вторая опора, в которой выполнено отверстие под втулку с радиальным зазором для обеспечения фиксации положения поворотного рычага в пределах допуска межцентрового расстояния между шестернями, с помощью фиксирующей втулки и болта прикреплена к головке цилиндра.
Недостатки известного решения обусловлены необходимостью регулировки бокового зазора в зубчатом зацеплении ведущей и промежуточной шестерен с помощью щупа или иных приспособлений. Для регулировки зазора необходимо ослабить фиксирующий болт, выставить боковой зазор в зацеплении по щупу, т. е. отрегулировать межцентровое расстояние, затем затянуть фиксирующий болт. Это обуславливает трудоемкость сборки, а также трудоемкость регулировки в процессе сборки и технического обслуживания. Кроме того, наличие устройства фиксации и регулирования усложняет конструкцию двигателя.
Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-картер, установленную на нем через прокладку головку цилиндров с размещенным в ней распределительным валом механизма распределения, связанным с коленчатым валом двигателя посредством шестеренного привода. Две паразитные шестерни привода размещены на рычаге, установленном с зазором на двух пальцах, один из которых закреплен на головке цилиндров, а другой - на блок-картере. Кроме того, нормальное зацепление паразитной шестерни, установленной в головке цилиндров, и шестерни распределительного вала обеспечивается механизмом регулировки зазора.
Описанное решение принято за прототип.
Известное решение имеет ряд недостатков. Это необходимость регулировки зазора в зубчатых зацеплениях шестерен, что значительно увеличивает трудоемкость сборки и технического обслуживания двигателя. Так, вначале выставляется боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни, установленной на коленчатом вале, и одной из паразитных шестерен и рычаг с паразитными шестернями фиксируется в этом положении. После этого с помощью механизма регулировки зазора регулируется зазор в зацеплении второй паразитной шестерни и шестерни распределительного вала. Кроме того, наличие механизма регулировки зазора усложняет конструкцию двигателя и снижает его надежность и долговечность.
Целью изобретения является снижение трудоемкости сборки и технологического обслуживания двигателя, а также повышение его надежности и долговечности.
Указанная цель достигается тем, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-картер, головку (головки) цилиндров и верхнерасположенный распределительный вал механизма распределения, размещенный в закрепленном через промежуточные звенья на верхней плоскости блок-картера корпусе и связанный с коленчатым валом двигателя посредством шестеренного привода, в котором палец паразитной шестерни, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала, пропущен через отверстие в стенке корпуса шестеренного привода, снабжен установленным на верхней плоскости блок-картера кронштейном с отверстием для центрирования пальца паразитной шестерни. Причем торцовые поверхности промежуточных звеньев контактируют с корпусом распределительного вала и с верхней плоскостью блок-картера, а корпус распределительного вала расположен над головкой (головками) цилиндров с зазором. Отверстие для центрирования пальца паразитной шестерни может быть выполнено в крайнем со стороны шестеренного привода промежуточном звене.
Введение в описанный двигатель кронштейна, установленного, как и корпус распределительного вала, на верхней плоскости блок-картера и снабженного отверстием для центрирования пальца паразитной шестерни, позволяет за счет базирования всех шестерен привода на блок-картере повысить точность выполнения размера межосевого расстояния шестерен и исключить из конструкции механизмы фиксации и регулировки зазора в зубчатых зацеплениях. Это сокращает трудоемкость сборки и технического обслуживания двигателя, кроме того, упрощает конструкцию двигателя и повышает его надежность и долговечность. Выполнение отверстия для центрирования пальца паразитной шестерни в крайнем со стороны шестеренного привода промежуточном звене упрощает конструкцию двигателя, т. к. для центрирования пальца паразитной шестерни не требуется введение в двигатель дополнительной детали.
Других решений со сходными признаками не обнаружено.
На фиг. 1 изображен двигатель внутреннего сгорания, продольный разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.
Двигатель внутреннего сгорания содержит блок-картер 1, головки цилиндров 2 и верхнерасположенный распределительный вал 3 механизма распределения. Распределительный вал 3 размещен в закрепленном через промежуточные звенья 4 на верхней плоскости 5 блок-картера 1 корпусе 6 и связан с коленчатым валом 7 двигателя посредством шестеренного привода 8, размещенного в корпусе 9. Палец 10 паразитной шестерни 11, входящей в зацепление с шестерней 12 распределительного вала 3, пропущен через отверстие 13 в стенке 14 корпуса 9 и центрируется в отверстии 15, выполненном в кронштейне 16, установленном на верхней плоскости 5 блок-картера 1. При этом палец 10 закреплен через уплотнительную прокладку 17 на стенке 14 корпуса 9. Торцовые поверхности промежуточных звеньев 4 контактируют с корпусом 6 распределительного вала 3 и с верхней плоскостью 5 блок-картера 1, а корпус 6 расположен над головками цилиндров 2 с зазором. Кронштейн 16 может быть выполнен за одно целое с крайним со стороны шестеренного привода 8 промежуточным звеном 4.
Надежная и бесшумная работа шестеренного привода 8 зависит от точности выполнения размера между осями шестерен. В описанном двигателе точность выполнения указанного размера достигается за счет введения кронштейна 16, благодаря чему все шестерни привода 8 базируются на блок-картере 1.
Таким образом, описанный двигатель отличается надежностью, долговечностью и бесшумностью работы шестеренного привода распределительного вала, причем это достигается без регулировочных работ за счет повышения точности выполнения размера между осями шестерен.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2013627C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2194174C2 |
Привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1663212A2 |
Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания | 1984 |
|
SU1262074A1 |
Шестеренный насос | 1990 |
|
SU1807238A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1548487A1 |
Привод распределительного вала | 1982 |
|
SU1075014A1 |
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА ВО ВПУСКНОМ КАНАЛЕ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2179645C2 |
Устройство для привода масляного насоса системы смазки двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU981638A1 |
Механизм газораспределения | 1983 |
|
SU1225901A1 |
Использование: в двигателях внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала (РВ) механизма распределения. Цель: снижение трудоемкости сборки и технического обслуживания двигателя, а также повышение его надежности и долговечности. Сущность изобретения: РВ двигателя размещен в закрепленном через промежуточные звенья на верхней плоскости (ВП) блок-картера (БК) корпусе и связан с коленчатым валом посредством шестеренного привода (ШП), указанный корпус расположен над головками цилиндров с зазором. Палец паразитной шестерни, входящей в зацепление с шестерней - РВ пропущен через отверстия - в стенке корпуса ШП и центрируется в отверстии, выполненном в кронштейне, установленном на ВП БК. Благодаря наличию кронштейна все шестерни ШП базируются на БК. Положительный эффект: двигатель отличается надежностью, долговечностью и бесшумностью работы ШП, причем это достигается без регулировочных работ за счет повышения точности выполнения размера между осями шестерен. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-05-30—Публикация
1990-02-05—Подача