ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1994 года по МПК F02B77/14 

Описание патента на изобретение RU2013612C1

Изобретение относится к области двигателестроения, в частности к двигателям внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала механизма распределения.

Известен привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания, содержащий ведомую шестерню распределительного вала, установленного в головке цилиндров, коленчатый вал с ведущей шестерней, устройство фиксации и регулирования, выполненное в виде поворотного рычага с двумя опорами и фиксирующей втулки с болтами. Первая из опор поворотного рычага шарнирно закреплена в головке цилиндров соосно с распределительным валом, а на второй опоре размещена промежуточная шестерня. Кроме того, вторая опора, в которой выполнено отверстие под втулку с радиальным зазором для обеспечения фиксации положения поворотного рычага в пределах допуска межцентрового расстояния между шестернями, с помощью фиксирующей втулки и болта прикреплена к головке цилиндра.

Недостатки известного решения обусловлены необходимостью регулировки бокового зазора в зубчатом зацеплении ведущей и промежуточной шестерен с помощью щупа или иных приспособлений. Для регулировки зазора необходимо ослабить фиксирующий болт, выставить боковой зазор в зацеплении по щупу, т. е. отрегулировать межцентровое расстояние, затем затянуть фиксирующий болт. Это обуславливает трудоемкость сборки, а также трудоемкость регулировки в процессе сборки и технического обслуживания. Кроме того, наличие устройства фиксации и регулирования усложняет конструкцию двигателя.

Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-картер, установленную на нем через прокладку головку цилиндров с размещенным в ней распределительным валом механизма распределения, связанным с коленчатым валом двигателя посредством шестеренного привода. Две паразитные шестерни привода размещены на рычаге, установленном с зазором на двух пальцах, один из которых закреплен на головке цилиндров, а другой - на блок-картере. Кроме того, нормальное зацепление паразитной шестерни, установленной в головке цилиндров, и шестерни распределительного вала обеспечивается механизмом регулировки зазора.

Описанное решение принято за прототип.

Известное решение имеет ряд недостатков. Это необходимость регулировки зазора в зубчатых зацеплениях шестерен, что значительно увеличивает трудоемкость сборки и технического обслуживания двигателя. Так, вначале выставляется боковой зазор в зацеплении ведущей шестерни, установленной на коленчатом вале, и одной из паразитных шестерен и рычаг с паразитными шестернями фиксируется в этом положении. После этого с помощью механизма регулировки зазора регулируется зазор в зацеплении второй паразитной шестерни и шестерни распределительного вала. Кроме того, наличие механизма регулировки зазора усложняет конструкцию двигателя и снижает его надежность и долговечность.

Целью изобретения является снижение трудоемкости сборки и технологического обслуживания двигателя, а также повышение его надежности и долговечности.

Указанная цель достигается тем, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок-картер, головку (головки) цилиндров и верхнерасположенный распределительный вал механизма распределения, размещенный в закрепленном через промежуточные звенья на верхней плоскости блок-картера корпусе и связанный с коленчатым валом двигателя посредством шестеренного привода, в котором палец паразитной шестерни, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала, пропущен через отверстие в стенке корпуса шестеренного привода, снабжен установленным на верхней плоскости блок-картера кронштейном с отверстием для центрирования пальца паразитной шестерни. Причем торцовые поверхности промежуточных звеньев контактируют с корпусом распределительного вала и с верхней плоскостью блок-картера, а корпус распределительного вала расположен над головкой (головками) цилиндров с зазором. Отверстие для центрирования пальца паразитной шестерни может быть выполнено в крайнем со стороны шестеренного привода промежуточном звене.

Введение в описанный двигатель кронштейна, установленного, как и корпус распределительного вала, на верхней плоскости блок-картера и снабженного отверстием для центрирования пальца паразитной шестерни, позволяет за счет базирования всех шестерен привода на блок-картере повысить точность выполнения размера межосевого расстояния шестерен и исключить из конструкции механизмы фиксации и регулировки зазора в зубчатых зацеплениях. Это сокращает трудоемкость сборки и технического обслуживания двигателя, кроме того, упрощает конструкцию двигателя и повышает его надежность и долговечность. Выполнение отверстия для центрирования пальца паразитной шестерни в крайнем со стороны шестеренного привода промежуточном звене упрощает конструкцию двигателя, т. к. для центрирования пальца паразитной шестерни не требуется введение в двигатель дополнительной детали.

Других решений со сходными признаками не обнаружено.

На фиг. 1 изображен двигатель внутреннего сгорания, продольный разрез; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1.

Двигатель внутреннего сгорания содержит блок-картер 1, головки цилиндров 2 и верхнерасположенный распределительный вал 3 механизма распределения. Распределительный вал 3 размещен в закрепленном через промежуточные звенья 4 на верхней плоскости 5 блок-картера 1 корпусе 6 и связан с коленчатым валом 7 двигателя посредством шестеренного привода 8, размещенного в корпусе 9. Палец 10 паразитной шестерни 11, входящей в зацепление с шестерней 12 распределительного вала 3, пропущен через отверстие 13 в стенке 14 корпуса 9 и центрируется в отверстии 15, выполненном в кронштейне 16, установленном на верхней плоскости 5 блок-картера 1. При этом палец 10 закреплен через уплотнительную прокладку 17 на стенке 14 корпуса 9. Торцовые поверхности промежуточных звеньев 4 контактируют с корпусом 6 распределительного вала 3 и с верхней плоскостью 5 блок-картера 1, а корпус 6 расположен над головками цилиндров 2 с зазором. Кронштейн 16 может быть выполнен за одно целое с крайним со стороны шестеренного привода 8 промежуточным звеном 4.

Надежная и бесшумная работа шестеренного привода 8 зависит от точности выполнения размера между осями шестерен. В описанном двигателе точность выполнения указанного размера достигается за счет введения кронштейна 16, благодаря чему все шестерни привода 8 базируются на блок-картере 1.

Таким образом, описанный двигатель отличается надежностью, долговечностью и бесшумностью работы шестеренного привода распределительного вала, причем это достигается без регулировочных работ за счет повышения точности выполнения размера между осями шестерен.

Похожие патенты RU2013612C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Богатов В.А.
RU2013627C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Андреев Ю.В.
  • Бояркин М.В.
  • Нугис Г.А.
  • Чемерис А.И.
RU2194174C2
Привод распределительного вала двигателя внутреннего сгорания 1988
  • Дмитриев Владимир Павлович
  • Седько Виктор Васильевич
  • Колосов Александр Анатольевич
SU1663212A2
Бесшатунный двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Скороходов Владимир Сергеевич
SU1262074A1
Шестеренный насос 1990
  • Тихомиров Анатолий Александрович
SU1807238A1
Двигатель внутреннего сгорания 1988
  • Дмитриев Владимир Павлович
  • Седько Виктор Васильевич
  • Колосов Александр Анатольевич
SU1548487A1
Привод распределительного вала 1982
  • Григорьев Анатолий Петрович
  • Седько Виктор Васильевич
  • Драган Юрий Евгеньевич
  • Тихомолов Александр Сергеевич
SU1075014A1
УСТРОЙСТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА ВО ВПУСКНОМ КАНАЛЕ ГОЛОВКИ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Клоков Г.В.
  • Пяткин Г.А.
RU2179645C2
Устройство для привода масляного насоса системы смазки двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Овчинников Юрий Алексеевич
  • Михайлов Александр Николаевич
SU981638A1
Механизм газораспределения 1983
  • Скороходов Владимир Сергеевич
SU1225901A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 013 612 C1

Реферат патента 1994 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Использование: в двигателях внутреннего сгорания с верхним расположением распределительного вала (РВ) механизма распределения. Цель: снижение трудоемкости сборки и технического обслуживания двигателя, а также повышение его надежности и долговечности. Сущность изобретения: РВ двигателя размещен в закрепленном через промежуточные звенья на верхней плоскости (ВП) блок-картера (БК) корпусе и связан с коленчатым валом посредством шестеренного привода (ШП), указанный корпус расположен над головками цилиндров с зазором. Палец паразитной шестерни, входящей в зацепление с шестерней - РВ пропущен через отверстия - в стенке корпуса ШП и центрируется в отверстии, выполненном в кронштейне, установленном на ВП БК. Благодаря наличию кронштейна все шестерни ШП базируются на БК. Положительный эффект: двигатель отличается надежностью, долговечностью и бесшумностью работы ШП, причем это достигается без регулировочных работ за счет повышения точности выполнения размера между осями шестерен. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 013 612 C1

1. ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий блок-картер, головку цилиндров и верхнерасположенный распределительный вал механизма распределения, размещенный в закрепленном через промежуточные звенья на верхней плоскости блок-картера корпусе и связанный с коленчатым валом двигателя посредством шестеренного привода, в котором палец паразитной шестерни, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала, пропущен через отверстие в стенке корпуса шестеренного привода, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости сборки и технического обслуживания, а также повышения надежности и долговечности, двигатель снабжен установленным на верхней плоскости блок-картера кронштейном с отверстием для центрирования пальца паразитной шестерни, причем торцевые поверхности промежуточных звеньев контактируют с корпусом распределительного вала и с верхней плоскостью блок-картера, а корпус распределительного вала расположен над головкой цилиндров с зазором. 2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что отверстие для центрирования пальца паразитной шестерни выполнено в крайнем со стороны шестеренного привода промежуточном звене.

RU 2 013 612 C1

Авторы

Скороходов В.С.

Даты

1994-05-30Публикация

1990-02-05Подача