РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B61F1/00 

Описание патента на изобретение RU2015047C1

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается конструкции рам грузовых вагонов, платформ и других единиц подвижного состава.

Известна конструкция рамы железнодорожного подвижного состава, состоящая из продольных балок, передних и задних упорных угольников, лобовых листов, шкворневых балок, боковых кронштейнов, обносных элементов, листов настила, пятников, скользунов, опор под домкрат. Передние и задние упорные угольники предназначены для передачи сил от автосцепки через поглощающий аппарат или упорную плиту на раму. Сила, приложенная к каждому из упорных угольников, постоянна по направлению. Передние и задние упорные угольники крепятся к продольным балкам рамы заклепками.

Недостатком этой конструкции рамы является нерациональное использование сечения продольной балки, так как в вертикальных стенках, ослабленных отверстиями под заклепки, возникают высокие напряжения, а горизонтальные полки включены в работу недостаточно. Кроме того, в процессе эксплуатации происходит ослабление заклепок, связанное с увеличением заклепочных отверстий и сопровождаемое значительной пластической деформацией смятия их кромок и постоянным увеличением хрупкости металла.

Известна конструкция рамы, в которой передние и задние упорные угольники привариваются к стенкам балки швами, наложенными по их периметру.

Недостатком этой конструкции рамы является то, что такая конструкция применима только к рамам, продольные балки которых выполнены из швеллеров. Для продольных балок, изготовленных из Z-образных профилей, которые применяются практически на всех грузовых вагонах, рефрижераторных секциях, цистернах и т.д. обварка упоров по периметру конструктивно невозможна.

Известна конструкция рамы, где передние и задние упорные угольники крепятся к продольным балкам рамы посредством дуговой точечной сварки. Эта конструкция принята за прототип.

Недостатком этой рамы является наличие повышенной концентрации напряжений в крайних точках первого со стороны действия силы ряда сварных соединений, что заставило для снижения общего уровня напряжений изменить конструкцию серийных упорных угольников и соединить их точечной сваркой не только с вертикальными стенками Z-образного профиля продольной балки, но и с его горизонтальными полками.

Целью изобретения является повышение долговечности и эксплуатационной надежности рамы за счет стабилизации распределения напряжений и снижения их концентрации при сохранении серийной конструкции упорных угольников.

Указанная цель достигается тем, что в раме единицы подвижного состава, состоящей из продольных балок с приваренными передними и задними упорными угольниками, лобовых листов, шкворневых балок, боковых кронштейнов, обносных элементов, листов настила, пятников, скользунов и опор под домкрат, в вертикальных стенках продольных балок на месте крепления упорных угольников выполнен ряд отверстий, образующих контур приварки, ориентированных удлиненной стороной в направлении действия силы и имеющих местное уширение с прямолинейным участком, расположенным перпендикулярно направлению действия этой силы со стороны ее приложения.

Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что заявляемая рама отличается тем, что в вертикальных стенках продольных балок в месте крепления упорных угольников выполнен ряд отверстий, образующих контур приварки, ориентированных удлиненной стороной в направлении действия силы и имеющих местное уширение с прямолинейным участком, расположенным перпендикулярно направлению действия этой силы со стороны ее приложения. Таким образом, предлагаемая рама соответствует критерию изобретения "новизна".

Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, аналогичные признакам, отличающим заявляемое решение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 показан один из концов рамы; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - узел I на фиг. 1 (вариант 1); на фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 4; на фиг. 6 - узел I на фиг. 1(вариант 2).

Рама состоит из продольной балки 1 с передним 2 и задним 3 упорными угольниками, лобовых листов 4, шкворневых балок 5, боковых кронштейнов 6, обносных элементов 7, листов настила 8, пятников 9, скользунов 10, опор под домкрат 11.

В вертикальных стенках продольных балок выполнены отверстия, ориентированные удлиненной стороной в направлении действия силы, имеющие местное уширение с прямолинейным участком, расположенным перпендикулярно направлению действия этой силы со стороны ее приложения. Передние 2 и задние 3 упорные угольники привариваются к продольной балке сварными швами, наложенными по контуру этих отверстий, например на фиг. 4 - по Т-образному контуру, на фиг. 6 - по треугольному контуру. Размеры и число отверстий обеспечивают наиболее полное и равномерное включение в работу вертикальных стенок продольной балки.

Сила, приложенная к автосцепке, через поглощающий аппарат или упорную плиту передается на передний или задний упорный угольник и через сварные швы приварки упорных угольников на раму, при этом вследствие постоянства направления сил, приложенных к каждому из упорных угольников, сила всегда действует на сварные швы со стороны уширения контура.

Предлагаемая рама обеспечивает получение положительного эффекта за счет исключения местных концентраторов и стабилизации распределения напряжений и вследствие этого повышение долговечности и эксплуатационной надежности. Это подтверждается результатами экспериментальных исследований. На стенде для натурных испытаний рам подвижного состава было проведено испытание приварных упорных угольников автосцепки при продольном сжатии 2500 кН. После 10 тысяч нагружений, соответствующих 30-летнему сроку эксплуатации вагона, на опытной раме не появилось трещин и остаточных деформаций. Конструкция рамы с приварными упорными угольниками автосцепки рекомендована к внедрению в серийное производство.

Похожие патенты RU2015047C1

название год авторы номер документа
РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Игнатенков Геннадий Иванович
  • Слесарев Сергей Иванович
  • Тихоненков Анатолий Петрович
  • Арбузов Анатолий Яковлевич
  • Ойя Владимир Иванович
RU2104893C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН КУПЕЙНОГО ТИПА 2001
  • Плютин Иван Иванович
  • Приходько Владимир Иванович
  • Можейко Екатерина Витальевна
  • Прохоров Владимир Михайлович
  • Воронович Виктор Петрович
  • Шкабров Олег Анатольевич
  • Филипп Петр Петрович
  • Андрюшина Любовь Кузьминична
  • Ермаков Виталий Викторович
  • Кирпа Георгий Николаевич
RU2182090C1
ШКВОРНЕВОЙ УЗЕЛ РАМЫ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2020
  • Чернова Татьяна Михайловна
  • Галиева Ирина Витальевна
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Тиссен Александр Иванович
  • Баранов Александр Николаевич
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Чирков Александр Валерьевич
RU2741853C1
Рама вагона-платформы 2018
  • Мачульский Владислав Николаевич
  • Осыка Виктор Валерьевич
  • Денисенко Сергей Анатольевич
  • Пиковцев Артем Олегович
  • Мишин Вячеслав Михайлович
RU2717408C2
ШКВОРНЕВОЙ УЗЕЛ РАМЫ ГРУЗОВОГО ВАГОНА 2020
  • Ходжаева Ирина Николаевна
  • Галиева Ириина Витальевна
  • Тептина Юлия Ивановна
  • Васильева Людмила Михайловна
  • Курочкин Александр Сергеевич
  • Пакулин Артем Сергеевич
RU2739404C1
РАМА ВАГОНА-ЦИСТЕРНЫ 1994
  • Лашков В.Г.
  • Соловьев В.И.
  • Балашов А.В.
  • Никитин С.В.
RU2081017C1
РАМА ТЕЛЕЖКИ ЭЛЕКТРОВОЗА 1997
  • Лялин М.З.
RU2131366C1
ПОЛУВАГОН ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ 2007
  • Конюхов Александр Дмитриевич
  • Журавлева Лариса Владимировна
  • Краснобаев Александр Михайлович
  • Шаринов Илья Львович
  • Саликов Вячеслав Алексеевич
  • Рощупкин Александр Николаевич
  • Корольков Владимир Иванович
  • Чернов Владислав Михайлович
RU2345918C1
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ПОДВЕШИВАНИЕ ДВУХОСНОЙ ТЕЛЕЖКИ ТЕПЛОВОЗА 2000
  • Цыкин П.К.
RU2193501C2
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ СИЛЫ ТЯГИ С РАМЫ ЛОКОМОТИВА НА АВТОСЦЕПКУ 2005
  • Никифоров Николай Иванович
  • Белова Людмила Александровна
  • Манахова Лилия Петровна
RU2289523C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 015 047 C1

Реферат патента 1994 года РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: железнодорожный транспорт, в частности конструкции рам грузовых вагонов, платформ, других единиц подвижного состава. Сущность изобретения: в вертикальных стенках продольных балок в месте крепления упорных угольников выполнен ряд отверстий, образующих контур приварки, ориентированных удлиненной стороной в направлении действия силы и имеющих местное уширение с прямолинейным участком, расположенным перпендикулярно направлению действия этой силы со стороны ее приложения. Положительный эффект: повышение долговечности и надежности. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 015 047 C1

РАМА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая продольные балки с приваренными к ним передними и задними упорными угольниками, лобовые и шкворневые балки, боковые кронштейны, обвязочные элементы, листы настила, пятники, скользуны, опоры под домкрат, отличающаяся тем, что в вертикальных полках продольных балок в зоне крепления упорных угольников выполнен ряд горизонтальных профилированных удлиненных отверстий, которыми образован контур приварки и которые ориентированы удлиненной стороной в направлении действия силы от поглощающего аппарата и имеющих местное уширение с прямолинейным участком, расположенным перпендикулярно направлению действия этой силы со стороны ее приложения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015047C1

Крылов С.В
и др
Дуговая точечная сварка несущих рамных конструкций в северном исполнении
- Автоматическая сварка, 1990, N 9, с.58-59.

RU 2 015 047 C1

Авторы

Лялин М.З.

Мовель М.С.

Беликов Г.С.

Никифорова Э.М.

Дедков Е.К.

Даты

1994-06-30Публикация

1991-10-14Подача