Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения нерегулярного блочного нагружения зубьев исследуемого колеса.
На Фиг. 1 показано испытательное колесо передачи; на фиг. 2 - развертка боковой поверхности зубьев испытательного колеса.
На фиг. 1 обозначены диаметры вершин зубьев 1, делительный 2, впадин зубьев 3 Радиальные отрезки 4, соединяющие диаметры вершин и впадин зубьев, обозначают переход ширины зубчатого венца от одного значения к другому. На фиг 1 этих отрезков 6. Испытательное колесо передачи имеет передаточное отношение ,0. Число зубьев исследуемого колеса равно числу зубьев испытательного колеса одной ширины, т.е.
числу зубьев в любом из секторов этого колеса.
На фиг. 2 представлена развертка боковой поверхности испытательного колеса. В И секторах колеса зубья имеют ширины bi. b2,...bu. такие что ...bu.
Исследуемое зубчатое колесо выполнено с числом зубьев ZL испытательное зубчатое колесо - с числом зубьев Z2. кратных числу zi и длиной зубьев о.
Длина зубьев на отдельных секторах окружности испытательного колеса через каждые zi зубьев ступенчато изменена так, что в U Z2/Z1 секторах длины зубьев b; не равны между собой и меньше длины зубьев исследуемого колеса, где Iе 1... U.
Контактные нагружения зубьрв аи зависят от оборотов п исследуемого колеса. При первом обороте исследуемого колеса будет значение 71, при втором обороте (fz.
Зубчатая передача работает следующим образом.
ч о ю
о
w CJ.
К валу испытательного колеса подводят постоянный вращающий момент. При первом его обороте зубья будут находиться в зацеплении с zi зубьями первого сзктора испытательного колеса, ширина которых со- ставляетЬг Поскольку длина контактной линии в зацеплении зубьев будет определяться значением bi, а контактное напряжение в зацеплении составит о. При втором обороте исследуемого колеса его зубья будут контактировать с зубьями колеса шириной D2. Так как . напряжение в зацеплении изменится и составит величину (ц - а Vbi/ba . Напряжение в контакте во время всего второго оборота исследуемо- го колеса будет отличаться от напряжения при первом обороте. Такое явление (изменение напряжения в контакте после каждого полного оборота исследуемого колеса) будет наблюдаться вплоть до И-того оборо- та колеса, во время которого при длине контактной линии Ьи. где bu ширина зубьев колеса, напряжение составит ои. Таким образом, за один оборот испытательного колеса зубья исследуемого колеса будут подвергнуты нагружению одним блоком напряжений с U ступенями. Нагружению вторым блоком напряжений зубья исследуе-- мого1 колеса будут подвергнуты при (U+1)- вом - 2 И-том ее оборотах.
При вращении зубчатых колес только участки зубьев исследуемого колеса, которые находятся в зацеплении и при контактировании испытательного колеса минимальной ширины, будут постоянно находиться в зацеплении. Поэтому при обработке результатов испытаний учитывают контактное разрушение активной боковой поверхности зубьев только этих участков зубьев исследуемого колеса.
Формула изобретения Испытательное зубчатое колесо для испытания устройств, содержащее зубья, число которых выбрано кратным числу зубьев исследуемого колеса, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей, испытательное колесо разделено на сектора с числом зубьев в каждом секторе, выбранным кратным числу зубьев исследуемого колеса, длина зубьев в каждом секторе постоянна, отлична от длин зубьев других секторов и выбрана меньше длины зубьев исследуемого колеса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ испытания зубчатых колес на контактную усталость | 1989 |
|
SU1721458A1 |
ИСПЫТАТЕЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2017041C1 |
Стенд В.А.Стадника для испытания зубчатых передач по замкнутому силовому контуру | 1988 |
|
SU1700385A1 |
Зубчатая передача для усталостных испытаний | 1986 |
|
SU1432366A1 |
Зубчатое колесо для испытаний на контактную усталость | 1988 |
|
SU1608450A1 |
Зубчатая передача для усталостных испытаний | 1988 |
|
SU1580204A1 |
Стенд для испытания зубчатых колес по замкнутому силовому контуру | 1989 |
|
SU1746240A1 |
УЗЕЛ ТРЕНИЯ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ ЗУБЧАТЫХ ПЕРЕДАЧ НА КОНТАКТНУЮ ПРОЧНОСТЬ | 1990 |
|
RU2044299C1 |
Способ испытания зубчатых колес на контактную выносливость зубьев | 1986 |
|
SU1435982A1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2520612C2 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при испытаниях зубчатых колес на контактную усталость. Целью изобретения является расширение эксплуатационных возможностей за счет обеспечения нерегулярного блочного нагружения зубьев исследуемого колеса Зубья испытательного колеса, число которых Z2 кратно числу zi зубев исследуемого колеса, выполняют с переменной длиной, изменяющейся вдоль окружности колеса ступенчато через каждые zi зубьев так. что в U Z2/zi секторах колеса длины зубьев не равны между собой и меньше длины зубьев исследуемого колеса. 2 ил.
Ц-тыа сектор 1-ыи сектор
Фиг.1
Фиг.2
Устройство для исследования распределения нагрузки в зубчатых передачах | 1986 |
|
SU1330490A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-12-30—Публикация
1989-10-03—Подача