Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки курсантов авиационных училищ и летчиков строевых частей, а также для переучивания летного состава на новую авиационную технику.
Известен способ обучения летчиков выполнению фигур пилотажа путем формирования пространственных представлений с использованием опорных точек. Он позволяет ознакомить курсантов в каждой опорной точке фигур пилотажа с показаниями пилотажно-навигационных приборов (слайды, фотографии приборной доски самолета с изображением на них конкретных показаний приборов), с положением видимых частей самолета относительно видимых ориентиров (слайды, фотографии), неинструментальной информацией, поступающей к летчику (вербальные характеристики ощущения усилий на органах управления, перегрузки, шумы и вибрации) и на этой основе сформировать представление о месте летательного аппарата на траектории полета и его положение в пространстве, материализовав их выставлением модели летательного аппарата в соответствующее полученной информации положение.
Недостатком известного способа обучения является неполная информация о траектории движения летательного аппарата, что снижает достоверность представлений о пространственном положении при выполнении фигур пилотажа.
Цель изобретения - повышение полноты предъявляемой информации и формирование у летчиков пространственных представлений, более адекватных задачам пилотирования, при выполнении фигур пилотажа.
Цель достигается тем, что в способе обучения летчиков выполнению фигур пилотажа, заключающемся в предъявлении информации пространственного положения летательного аппарата на траектории полета, отображают траекторию движения летательного аппарата на дисплее по принципу "вид со стороны" сначала в реальном масштабе времени и высоты полета на подвижных шкалах, затем последовательно по опорным точкам - количественные значения параметров фигуры, подлежащие контролю и запоминанию. Траекторию полета летательного аппарата на экране дисплея отображают с изменением азимута, угла места и удаления.
Реализуют этап самоконтроля, заключающийся в последовательном воспроизведении летчиком значений параметров в опорных точках фигуры пилотажа и фиксации ошибок летчика и времени, затраченного на обдумывание.
На экране дисплея отображают траекторные отклонения, появляющиеся в случаях характерных ошибок летчика в технике пилотирования, предлагают варианты решения на исправление отклонения и отображают выбранный для этого маневр.
Способ осуществляется следующим образом.
Тренировка подразделяется на шесть упражнений. В первом упражнении предусмотрено знакомство обучаемого летчика с пространственно-временной траекторией фигуры пилотажа и местами опорных точек. Последовательно могут быть отображены фигуры простого и сложного пилотажа: виражи с увеличением крена до предельного по тяге, пикирование с углами 30, 45, 45 и 60о, горка с углами 30, 45 и 60о, переворот, петля Нестерова, полупетля, косая петля, боевой разворот. Фигуры пилотажа отображаются в диапазоне высот и скоростей, установленных тактико-техническими характе- ристиками летательного аппарата. Компьютерная графика строится на математических моделях динамики полета конкретных летательных аппаратов. Траекторное движение самолета происходит в реальном масштабе времени. Для усиления связи пространственного восприятия с временным в верхней части экрана расположен таймер, с левой стороны экрана - подвижная шкала высоты полета. Кроме этого, обеспечивается возможность смены точки наблюдения фигур пилотажа изменением угла места, азимута и удаления, что позволяет увидеть фигуру пилотажа не в плоскостном, а пространственном виде. Второе упражнение предназначено для знакомства с количественными значениями параметров в каждой опорной точке фигуры пилотажа и запоминания этих значений. Для этого в местах опорных точек траектории делается остановка и предъявляются соответствующие значения параметров. Перемещение самолета по траектории от одной опорной точки к другой выполняется каждым обучаемым произвольно в зависимости от скорости усвоения параметров, тем самым включается элемент адаптивности в данный способ обучения.
Третье упражнение предусматривает самоконтроль обучаемым усвоения параметров полета в опорных точках фигуры. Траекторное перемещение самолета от одной опорной точки к другой происходит только в том случае, если обучаемый летчик правильно набрал с помощью клавиатуры значения соответствующих параметров. В противном случае фиксируется ошибка. Допускается три ошибки. Если их количество превышено, обучаемый летчик автоматически переключается на второе упражнение и должен повторить всю фигуру для лучшего запоминания показателей, характеризующих ее правильное выполнение. Фиксируются и сохраняются в памяти машины ошибки, время, затрачиваемое обучаемым на обдумывание. По окончании тренировки (серии тренировок) эти данные предъявляются летчику в суммированном виде.
Четвертое упражнение знакомит с изменениями в траектории фигуры пилотажа при характерных ошибках в технике пилотирования. Для этого обучаемому летчику предъявляется их перечень при выполнении конкретной фигуры пилотажа. Он выбирает характерную ошибку и величину вводимого отклонения. После этого на экране на фоне эталонной траектории отображается траектория с введенной ошибкой, которая прерывается в месте выхода на опасный режим. Таким образом, обучаемому летчику демонстрируется ситуация, недопустимая в реальном полете по соображениям безопасности.
Пятое упражнение предполагает знакомство с приборными параметрами при характерных ошибках в технике пилотирования. К информации, предьявляемой в предыдущем упражнении, добавляются количественные значения параметров, соответствующие опорным точкам в случае допущенной ошибки.
Шестое упражнение включает тренировку в принятии решения на исправление отклонений и в формировании представлений о траектории вывода самолета в горизонтальный полет. Для этого в местах остановки траекторий движения самолета обучаемому летчику задается вопрос как нужно действовать. Представляется несколько вариантов, один из которых наиболее оптимальный. В случае его выбора демонстрируются эволюции самолета и траектория выводов в горизонтальный полет. Неправильный выбор блокируется красным цветом, принятым в авиации для аварийного кодирования. Таким образом, у обучаемого летчика формируются стереотипы правильных умственных действий при принятии решения на исправление отклонений.
В заключение тренировки обучаемый может осуществить самоконтроль и извлечь из банка данных результаты тренировки. В табличном виде предъявляются количество ошибок в определении параметров в опорных точках и время, затраченное на обдумывание, на каждой фигуре пилотажа, включенной в тренировку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПИЛОТОВ | 2011 |
|
RU2484534C2 |
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС АВИАЦИОННЫЙ | 2004 |
|
RU2250511C1 |
Интегральная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов, комплексных испытаний и видеоконференцсвязи | 2018 |
|
RU2703325C1 |
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ДАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ПИЛОТИРОВАНИЯ | 2001 |
|
RU2179744C1 |
АВИАЦИОННЫЙ ТРЕНАЖЕР МОДУЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ | 2004 |
|
RU2247430C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА | 1991 |
|
RU2008802C1 |
ТРЕНАЖЕР | 1992 |
|
RU2037209C1 |
КОМПЛЕКСНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ | 2002 |
|
RU2267163C2 |
Комплексная система дистанционного обучения пилотированию летательных аппаратов | 2016 |
|
RU2647345C1 |
КОМАНДНО-ПИЛОТАЖНЫЙ ИНДИКАТОР | 2011 |
|
RU2474862C1 |
Изобретение относится к авиации и предназначено для обучения и подготовки курсантов авиационных училищ и летчиков строевых частей, а также для переучивания летного состава на новую авиационную технику. Цель изобретения - повышение полноты предъявляемой информации и формирование у летчиков пространственных представлений, более адекватных задачам пилотирования при выполнении фигур пилотажа. Сущность изобретения состоит в том, что на экране дисплея в реальном масштабе времени отображают движение летательного аппарата на траекториях фигур пилотажа. Одновременно на подвижных шкалах индицируются текущие значения времени и высоты полета. В опорных точках фигур последовательно отображают количественные значения параметров, подлежащих контролю. Повышение наглядности и пространственной объемности отображенных фигур пилотажа достигается произвольным изменением азимута, угла места и удаления. В тренировке, построенной по принципу постепенного усложнения, предусмотрен этап самоконтроля, результаты которого регистрирутся, а затем могут быть предъявлены обучаемому летчику для анализа и коррекции. Для повышения надежности обучения и безопасности полетов способ обучения предусматривает ознакомление летчиков с траекторными отклонениями при характерных ошибках в технике пилотирования и способам их исправления. 3 з.п. ф-лы.
Обучение курсантов технике пилотирования с использованием опорных точек | |||
М.: Воениздат, 1989, с.21-27. |
Авторы
Даты
1994-08-30—Публикация
1991-06-17—Подача