Ё
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 1992 |
|
RU2020955C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ, СЕНСОРНЫХ И РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКИМИ И АТОНИЧЕСКИМИ СИНДРОМАМИ | 1992 |
|
RU2085197C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2000 |
|
RU2188023C2 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ДЕТСКОГО ЦЕРЕБРАЛЬНОГО ПАРАЛИЧА | 1994 |
|
RU2071759C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПЕРИФЕРИЧЕСКИХ НЕРВОВ | 2008 |
|
RU2360688C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПЕРЦЕПТИВНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 1992 |
|
RU2019178C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МОТОРНО-ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ | 2009 |
|
RU2410076C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МОТОРНО-ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ | 2002 |
|
RU2244551C2 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФУНКЦИИ НЕРВОВ | 2017 |
|
RU2662657C1 |
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ С ЦЕНТРАЛЬНЫМ СПАСТИЧЕСКИМ ПАРЕЗОМ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ | 2009 |
|
RU2422167C2 |
Изобретение относится к педиатрии, а именно к способам лечения двигательных нарушений у детей. Целью изобретения является сокращение сроков реабилитации и одновременная коррекция статикомотор- ных функций у детей раннего возраста. Детям с двигательными нарушениями вводят церебролизин путем обкалывания нервных стволов в проекции локтевого сгиба и подколенной ямки через день курсом пять сеансов.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, к способам лечения двигательных нарушений у детей.
Целью изобретения является сокращение сроков двигательной реабилитации и одновременная коррекция статикомотор- ных функций у детей раннего возраста, что имеет решающее значение в реабилитации и бытовой адаптации ребенка с двигательным дефектом.
Цель достигается тем, что церебролизин вводится околоневрально в области магистральных нервных стволов, иннервирующих пораженные мышцы: на руке - в области локтевого, срединного и лучевого нервов, на ноге - бедренного, большеберцового и малобер- цового нервов. Обкалывание нервных стволов осуществляется в наиболее доступных их сегментах: локтевого и срединного - на уровне локтя, лучевого - на уровне средней трети плеча, бедренного - в области паховой складки, большеберцового и малоберцового - в подколенной ямке соответственно их типографии в этой области.
Обкалывание нервных стволов медикаментозными препаратами применяется в клинической практике, например введение кортикостероидов ретробульбарно в глазной практике,а также при туннельных синдромах различной локализации. Око- лоневральное введение церебролизина с целью лечения двигательных нарушений ранее не применялось.
Выбор нервного ствола, подл ежащего обкалыванию церебролизином, в каждом конкретном случае определяется локализацией двигательных нарушений и пораженными мышцами, а также метамерией принадлежностью пораженных мышц к соответствую- мцим сегментам спинного мозга. В связи с этим обкалывание нервов конечностей сочетается с пзравертебральным обкалыванием на уровне нервных корешков сегментов спинного мозга, соответствующих зоне иннервации пораженных мышц. Обкалывание проводится симметрично или односторонне в зависимости от распрсстраненности двигательных нарушений. В каждую точку ввоО
4
оА
СО
00
дится по 0,2 мл церебролизина, всего на сеанс не более 1,0-1,5 мл. Внутримышечного введения церебролизина в период лечения не проводилось. Сеансы осуществляются через день (3 раза в неделю), всего за курс 5-6 сеансов. Повторный курс назначается через 2- 4 мес.
Указанным способом пролечено 44 детей в возрасте 1,5 - 10 лет (39 детей до 2 лет), Преобладали дети с последствиями перинотэльного поражения нервной системы в виде атонических или спастических двигательных синдромов (атонически-астатический синдром, гемипарез, нижний спастический парапарез, спастический тетрапарез), родового травматического плечевого плексита (34). Кроме того, пролечено 2 ребенка с последствиями перенесенного миелита (нижний парапарез и тетрапарез с пре- имущественным поражением ног) и 1 с последствиями оперативного усечения спин- но-мозговой грыжи пояснично-крестцовой локализации в виде нижнего ларапареза и пареза тазовых сфинктеров, а также б детей со спинальной змиотрофией ВерднигаТофф- манна, 1 с врожденной формой миодистрофии. Эффективность лечения оценивалась, по появлению у ребенка новых для него двигательных навыков (опора на ноги, стояние, ходьба, удержание юловы в вертикальном положении, самостоятельное сидение, ползание и т.п.), по восстановлению утраченных или неразвитых движений, увеличению их силы и объема. Положительный эффект достигнут в 38 из 44 случаев (86,4%). Меньшая эффективность или отсутствие положительной динамики отмечены у детей с грубыми спастическими синдромами, а также при выраженной атрофии мозга, верифицированной при компьютерной томографии мозга.
До поступления в отдел клинической психоневрологии Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РСФСР больные получали более или менее продолжительное восстановительное лечение по месту жительства, включавшее массаж и лечебную физкультуру, медикаментозные средства (в том числе и церебролизин в виде внутримышечных инъекций), однако проводившееся лечение было малоэффективным. При применении предлагаемого способа лечения двигательных нарушений у детей путем околоневрального обкалывания нервных стволов, участвующих в иннервации пораженных мышц, эффект наступал после второго или третьего сеанса обкалывания, т.е. на 3 - 5-й день после начала лечения. При последующих сеансах эффект закреплялся и усиливался, В трех
случаях дети поступили повторно через несколько месяцев: достигнутые улучшения в двигательном статусе были стойкими и не только не уменьшались, но, напротив, за
время пребывания дома получали дальнейшее развитие. В этих случаях проведен повторный курс обкалываний.
Таким образом, предлагаемый способ лечения двигательных нарушений у детей путем
0 локального обкалывания церебролизином нервных стволов, участвующих в иннервации пораженных мышц, является эффективным в 86,4% случаев, преимущественно при гипотонических формах парезов скелетных
5 мышц, в меньшей степени при спастических синдромах и выраженном дефиците вещества головного и спинного мозга. Способ лечения эффективен как в качестве реабилитационного, направленного на восстановление утра0 ченных двигательных функций, так и абилитационного, направленного на стимуляцию развития долженствующих двигательных навыков у детей с задержками психомоторного развития.
5 Пример1, Лена Б., 1,5 мес, поступила в клинику с диагнозом: родовой плечевой плексит слева, тотальная форма. Из анамнеза известно, что девочка от второй физиологически протекавшей беременности, вторых
0 родов, сопровождавшихся слабостью родовой деятельности, по поводу которой проводилась медикаментозная родостимуляция, амниотомия, выдавливание в период изгнания плода. При поступлении э неврологиче5 ском статусе отмечалась выраженная гипотония левой руки, рука пассивно свисает вдоль туловища, кисть приведена к предплечью, отмечаются минимальные движения в IY и Y пальцах левой кисти. Выра0 жены вегетативные расстройства: рука бледная, холодная на ощупь, гиперестезия плеча. Сухожильная арефлексия пораженной конечности. Лечение проводилось путем
5 обкалывания церебролизином лучевого, лок-1 тевого и срединного нервов пораженной конечности (доза 1,0 - 1,2 мл препарата на одну процедуру, на курс 6 сеансов через день). Положительная динамика в клинм0 ческой картине отмечалась после каждой процедуры. После проведенного курса терапии в неврологическом статусе: появление активных движений в локтевом и плечевом суставах пораженной конечности, пальцы
5 стали сжимать вложенный в кисть предмет, мышечный тонус с тенденцией к увеличению, исчезла гиперестезия плеча, рука стала теплой. Улучшение статикомоторных функций имело стойкий характер.
П р и м е р 2. Рома Р., 9 мес, поступил в клинику с диагнозом: врожденная миелопатия. У ребенка с рождения отмечалась диф фузная мышечная гипотония, арефлексия, адинамия. По месту жительства дважды получал комплексную медикаментозную и физиотерапию без эффекта.
При поступлении в неврологическом статусе: диффузная мышечная гипотония, арефлексия, атрофия мышц пальцев кистей. Мышечные контрактуры. Голову не держит, не сидит, на ноги не опирается, не перево- рачивается. Активные движения в нижних конечностях отсутствуют, в верхних - минимальные. Сделана электромиография: нельзя исключить спинальную амиотрофию Верднига-Гоффманна. Мальчику наряду с ранее проводившейся медикаментозной и физиотерапией было проведено обкалывание церебролизином (в дозе 1,0 - 1,5 мл на процедуру, 6 сеансов через день) лучевых, локтевых, срединных нервов верхних конеч- ностей, а также бедренных и большеберцо- вых нервов нижних конечностей симметрично. Проводимая терапия дала значительный положительный эффект: ребенок стал держать голову, сидеть самостоятельно придерживаясь ручками за кроватку, объем движений в верхних конечностях увеличился: стал поднимать руки до уровня груди, нижние конечности стал подтягивать к животу, стал пытаться переворачиваться со спины на жи- вот. Ребенок выписан из отделения с улучшением двигательных функций.
Примерз. Максим С., 1 год 5 мес. поступил в клинику с диагнозом: последствия перенесенной перинатальной энцефа- лолатии. Задержка статикомоторных функций. Нижний спастический парапарез.
В анамнезе факторы неблагополучия в перинатальном периоде (артериальная гипотония во время беременности, родостимуляция в родах). Раннее развитие с задержкой статикомоторных функций, При поступлении в клинику в неврологическом статусе: череп гидроцефальной формы, выражен гипертонус нижних конечностей, сухожильные рефлексы в конечностях оживлены, симметричны. Мальчик сам не встает, сидите круглой спиной, опора на полную ступню при поддержке. Психоречевое развитие по возрасту.
Ребенку проведено переневральное введение церебролизинэ в верхние (лучевые, локтевые, срединные нервы) и нижние (бедренные и большеберцовые нервы) конечности в дозе 1,0 - 1,5 мл препарата на одну процедуру, на курс 5 сеансов через день. После проведенной терапии отмечалось улучшение в статикомоторной сфере: спастичность в ногах уменьшилась, стал самостоятельно садиться, стоять без поддержки до 2 мин, ходить при поддержке за одну ручку. Достигнутые положительные результаты были стабильными.
Формула изобретения Способ нарушения двигательных нарушений у детей с атоническими и спастическими синдромами путем введения церебролизина, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков двигательной реабилитации и одновременной коррекции статикомоторных функций у детей раннего возраста, введение церебролизина производят обкалыванием нервных стволов в проекции локтевого сгиба и подколенной ямки через день курсом пять сеансов.
Trojamova M | |||
etal | |||
Устройство для автоматического пуска в ход регистрирующих механизмов в самопишущих приборах | 1925 |
|
SU1954A1 |
Авторы
Даты
1991-04-15—Публикация
1988-04-26—Подача