ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ Российский патент 1994 года по МПК G01C19/00 

Описание патента на изобретение RU2020415C1

Изобретение относится к техническим средствам управления летательными аппаратами и может быть использовано при создании управляемых противоградовых ракет со стабилизированными в пространстве головными частями.

Известна инерциальная система управления подвижным объектом, содержащая корпус, свободный гироскоп с ротором в кардановом подвесе с внутренней и наружной рамками, руль управления, с которым связана наружная рамка.

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции.

Целью изобретения является упрощение конструкции инерциальной системы.

Цель достигается тем, что в известной инерциальной системе управления подвижным объектом, содержащей свободный гироскоп с ротором в кардановом подвесе с внутренней и наружной рамками, руль управления, с которым связана наружная рамка, наружная рамка выполнена в виде цилиндра, установленного в корпусе с возможностью вращения вокруг продольной оси объекта, и связана с рулем управления через вновь введенную зубчатую передачу, выполненную в виде зубчатой рейки, расположенной на наружной цилиндрической поверхности наружной рамки и зубчатого колеса, установленного на оси вращения руля управления, при этом ротор гироскопа выполнен с пороховым зарядом и тангенциальными соплами.

На фиг. 1 представлен приборный отсек головной части ракеты с инерциальной системой управления, разрез; на фиг. 2, 3 - ротор гироскопа.

Инерциальная система управления ракетой содержит размещенный в приборном отсеке 1 корпуса 2 головной части ракеты быстровращающийся ротор 3 на кардановом подвесе, состоящем из наружной 4 и внутренней 5 кольцевых рамок. Наружная кольцевая рамка 4 выполнена в виде втулки и размещена в приборном отсеке 1. При этом кольцевая рамка 4 прикреплена к корпусу 2 с возможностью свободного вращения вокруг продольной оси на подшипниковых опорах 6. На боковой поверхности кольцевой рамки 4 размещена зубчатая рейка 7, связанная через зубчатое колесо 8 на оси 9 с поворотной аэродинамической плоскостью 10, являющейся рулем. Аэродинамическая плоскость 10 прикреплена шарнирно к стабилизатору 11. Оси вращения ротора 3 и внутренней кольцевой рамки 5 размещены взаимно перпендикулярно и лежат соответственно в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Ротор 3 содержит полость 12, внутри которого размещен пороховой заряд 13. На боковой поверхности ротора 3 размещены тангенциальные сопла 14, связанные с полостью 12. Внутри ротора 3 на уровне сопел 14 размещены перфорированные перегородки 15, исключающие попадание крупных частиц заряда 13 в сопла 14. Между перфорированными перегородками 15 размещен воспламенитель 16. На поверхности ротора 3 размещена защитная сгораемая пленка 17, перекрывающая отверстия сопел 14. На уровне сопел 14 в корпусе 2 предусмотрено отверстие 18, под которым размещено запальное устройство 19. Корпус 2 головной части с инерциальной системой управления прикреплен к корпусу ракеты 20 (на фиг. 1 показан фрагмент корпуса) с возможностью свободного вращения вокруг продольной оси.

Инерциальная система управления ракетой работает следующим образом.

Перед запуском ракеты включают запальное устройство 19, форс огня от которого прожигает пленку 17, а затем воспламеняет состав воспламенителя 16. Последний, сгорая, воспламеняет пороховой заряд 13. При сгорании порохового заряда 13 возникает реактивная сила, раскручивающая ротор 3 до скоростей порядка 30 тыс. об./мин, что обеспечивается соответствующей массой ротора 3, скоростью его вращения и скошенными тангенциальными соплами 14. При этом на внутреннюю кольцевую рамку 5 действует гироскопический момент, удерживающий наружную кольцевую рамку 4, а следовательно, и аэродинамическую плоскость 10 в первоначальном положении. При возникновении крена корпуса головной части ракеты относительно продольной оси в ту или другую сторону начинает действовать на плоскость 10 гироскопический момент от ротора 3, возвращающий корпус 2 головной части в исходное положение.

В сравнении с известными техническими решениями предложенная инерциальная система управления ракетой выгодно отличается простотой конструкции. При этом обеспечивается пространственная стабилизация крена головной части (при вращающемся корпусе ракеты), что позволяет осуществлять направленный отстрел реактивных снарядов от корпуса ракеты вбок, которые в свою очередь позволяют осуществлять выброс элементов воздействия на облачную среду на траектории их полета.

Похожие патенты RU2020415C1

название год авторы номер документа
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР 1996
  • Горин В.И.
  • Нехаев Д.Н.
  • Анисимова Н.А.
  • Алехин А.В.
  • Кирилин В.В.
RU2123170C1
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР (ВАРИАНТЫ) 1998
  • Горин В.И.
  • Нехаев Д.Н.
  • Анисимова Н.А.
  • Алехин А.В.
  • Кирилин В.В.
RU2155324C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ И СТАБИЛИЗАЦИИ ПОДВИЖНОГО НОСИТЕЛЯ, ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА, УСТРОЙСТВО ПРИВЕДЕНИЯ ЗЕРКАЛА АНТЕННЫ В ПОВОРОТНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДВУХ ВЗАИМНО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫХ ПЛОСКОСТЯХ И УСТРОЙСТВО ПРИВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ РУЛЕЙ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2009
  • Бердичевский Герман Ефимович
  • Блинов Валерий Анатольевич
  • Воробьёв Юрий Александрович
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2423658C2
ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОТИВОГРАДОВОЙ РАКЕТЫ 1989
  • Байсиев Х.-М.Х.
SU1751878A1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПОДШИПНИКОВЫХ ОПОР РОТОРА ПОРОХОВОГО ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ПРИБОРА И ПОРОХОВОЙ ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР 1999
  • Бабахин В.Н.
  • Пушкин Н.М.
  • Алешичев И.А.
  • Горин В.И.
RU2163711C1
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР 1998
  • Горин В.И.
  • Алехин А.В.
  • Анисимова Н.А.
  • Кирилин В.В.
RU2141623C1
СПОСОБ ЗАПУСКА ПРОТИВОТАНКОВОЙ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТЫ И ПРОТИВОТАНКОВАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2006
  • Пушкин Николай Михайлович
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Пальцев Михаил Витальевич
  • Алешичев Иван Афанасьевич
  • Сегал Захарий Маримович
RU2331041C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ СТАБИЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ ЗЕРКАЛА АНТЕННОГО УСТРОЙСТВА НА ОБЪЕКТ ВИЗИРОВАНИЯ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ СИГНАЛОВ ТОРМОЖЕНИЯ ВРАЩЕНИЯ ПО КРЕНУ ПОДВИЖНОГО НОСИТЕЛЯ ПРИ КРУГОВОМ ВРАЩЕНИИ ОСНОВАНИЯ АНТЕННОГО УСТРОЙСТВА, УСТАНОВЛЕННОГО ЖЕСТКО ВНУТРИ КОРПУСА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПО КРЕНУ ПОДВИЖНОГО НОСИТЕЛЯ, И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Беляев Павел Николаевич
  • Бердичевский Герман Ефимович
  • Блинов Валерий Анатольевич
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2336611C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛОВ ИНЕРЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЕМ ЗЕРКАЛА АНТЕННОГО УСТРОЙСТВА НА НЕПОДВИЖНЫЙ ОБЪЕКТ ВИЗИРОВАНИЯ С ОДНОВРЕМЕННЫМ ФОРМИРОВАНИЕМ СИГНАЛОВ АВТОНОМНОГО САМОНАВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНОГО НОСИТЕЛЯ НА НЕПОДВИЖНЫЙ ОБЪЕКТ ВИЗИРОВАНИЯ ПРИ КРУГОВОМ ВРАЩЕНИИ ОСНОВАНИЯ АНТЕННОГО УСТРОЙСТВА, УСТАНОВЛЕННОГО ЖЕСТКО ВНУТРИ КОРПУСА ВРАЩАЮЩЕГОСЯ ПО КРЕНУ ПОДВИЖНОГО НОСИТЕЛЯ, И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Беляев Павел Николаевич
  • Бердичевский Герман Ефимович
  • Блинов Валерий Анатольевич
  • Шестун Андрей Николаевич
RU2387056C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ ОСИ РОТОРА ГИРОСКОПА И ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ПРИБОР 2000
  • Горин В.И.
  • Нехаев Д.Н.
  • Алехин А.В.
  • Анисимова Н.А.
  • Кирилин В.В.
RU2175113C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 020 415 C1

Реферат патента 1994 года ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ

Изобретение относится к трубостроению и может быть использованно для управления управляемых летательных аппаратов. Целью изобретения является упрощение конструкции инерциальной системы управления подвижным объектом. Выполнение наружной рамки гироскопа в кардановом подвесе в виде цилиндра, установленного в корпусе с возможностью вращения вокруг продольной оси объекта, и соединение ее с рулем управления через зубчатую передачу обеспечивает значительное упрощение конструкции системы. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 020 415 C1

ИНЕРЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ОБЪЕКТОМ, содержащая корпус, свободный гироскоп с ротором в кардановом подвесе с внутренней и наружной рамками, руль управления, с которым связана наружная рамка, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции инерциальной системы, наружная рамка выполнена в виде цилиндра, установленного в корпусе с возможностью вращения вокруг продольной оси объекта, и связана с рулем управления через вновь введенную зубчатую передачу, выполненную в виде зубчатой рейки, расположенной на ружной цилиндрической поверхности наружной рамки, и зубчатого колеса, установленного на оси вращения руля управления, при этом ротор гироскопа выполнен с пороховым зарядом и тангенциальными соплами.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2020415C1

Браславский Д.А
и др
Авиационные приборы, М.: Машиностроение, 1964, с.647-649.

RU 2 020 415 C1

Авторы

Байсиев Х.-М.Х.

Даты

1994-09-30Публикация

1989-11-09Подача