Изобретение относится к сцепным устройствам, обеспечивающим соединение тракторов с полуприцепами.
Управление трактором и осуществление маневров с такими полуприцепами, которые иногда имеют кузов весьма большой емкости, сопряжены с трудностями, проистекающими из тесноты помещений, в которых они используются.
Система сцепки позволяет сделать более удобным управление транспортным средством подобного типа, в частности посредством облегчения маневров в зданиях, которые иногда бывают узкими и проходы в которых бывают тупиковыми. Она позволяет улучшить управление при маневрах передним ходом и главным образом при маневрах задним ходом.
Устройство сцепки позволяет при нормальном управлении добиться того, чтобы колеса полуприцепа в основном шли по следам задних колес трактора. Радиус поворота сцепленного комплекса уменьшается и транспортные средства становятся более маневренными в узких помещениях.
На фиг. 1 представлены трактор и полуприцеп, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид снизу; на фиг.3 - система сцепки, вид снизу; на фиг.4 - то же, вид сбоку; на фиг.5 - вариант средств управления задвижкой.
В сцепке с трактором 1 находится полуприцеп 2, загружаемый сзади посредством лопаты 3, установленной на рычагах с шарнирными сочленениями. Полуприцеп 2 имеет ось колесной пары 4, расположенную под задней половиной кузова. Система сцепки включает тяговый брус 5, расположенный по оси 6. Этот тяговый брус 5 находится между сцепной поперечиной 7 трактора и передней частью 8 полуприцепа. Сцепная поперечина 7 закреплена на подъемных рычагах 9 трактора (используемых для навесных орудий). Эта поперечина 7 может вращаться вокруг горизонтальной оси 10, которая перпендикулярна продольной оси 6 трактора.
На каждом конце тягового бруса 5 имеется ось шарнирного сочленения (вертикальная), которая образует ось поворота 11. Ось поворота 11 находится в центре передней части 8 полуприцепа 2, и ось поворота 12 находится на сцепной поперечине 7. Эти два шарнирных сочленения позволяют полуприцепу вращаться вокруг то одной, то другой оси 11, 12 в зависимости от желаемого маневра.
Тяговый брус 5 также шарнирно сочленен со сцепной поперечиной 7, вращаясь вокруг горизонтальной оси 13. Тяговый брус 5 вместе со сцепной поперечиной 7 и рычагом 9 подъемной системы трактора образуют сочленение, которое допускает между полуприцепом и трактором достаточную свободу относительного перемещения.
Тяговый брус 5 представлен в форме отрезка трубы квадратного сечения или, например, рамы, сваренной из металлических листов. Брус 5 имеет на своих концах - переднем и заднем - вертикальную втулку 14, которая взаимодействует с осью 15, удерживаемой соответствующим образом в системе вилок 16, одна из которых жестко скреплена с передней частью 8 полуприцепа 2, а другая - с сцепной поперечиной.
При исполнении в том варианте, который представлен на фиг.3 и 4, передний конец тягового бруса 5 со стороны трактора имеет систему вилок 16, снабженную осью 17, которая вращается вокруг оси боковых колебаний 13. Эта ось 17 пересекает сцепную поперечину 7 и установлена во втулке 18, жестко соединенной с упомянутой сцепной поперечиной. Передний конец оси 17 снабжен фиксирующими устройствами в форме кольца (муфты) 19, закрепленного штифтом таким образом, чтобы жестко соединить брус 5 с поперечиной 7.
Сцепная поперечина 7 представлена в форме трубы или удлиненной рамы почти квадратного сечения, образованной сварными металлическими листами. В своей средней части эта рама имеет втулку 18, которая направляет ось 17, находящуюся в передней части тягового бруса 5. Втулка 18 центрирована по продольной оси 13, которая перпендикулярна оси 10.
Поперечина 7 установлена на рычагах подъемной системы 9 (для навесных орудий) трактора.
Длина поперечины 7 может быть различной - от 0,5 м до примерно 1,5 м. Эта длина должна быть совместимой с высотой и размерами используемых транспортных средств, а также должна позволить сохранить достаточный радиус поворота для образованной таким образом сцепки трактора и полуприцепа. Аналогичные устройства, предусмотренные с обоих концов тягового бруса 5, предоставляют указанному брусу две возможности вращения вокруг ранее названных вертикальных осей 11 и 12. Используется альтернативно каждое из шарнирных сочленений 11 и 12, и можно по желанию использовать одно из них. Таким образом, устройство в соответствии с изобретением имеет запорные (блокирующие) средства для каждой из осей.
Блокирующие средства состоят из стержня 20, скользящего по тяговому брусу 5 в двух направляющих 21. Стержень 20 установлен между обеими осями поворота 11 и 12, при скольжении он может войти в гнезда 22, образованные в вилках 16, которые находятся на обоих концах тягового бруса 5.
Попадание стержня 20 в гнездо 22 позволяет блокировать соответствующую ось поворота. Длина стержня 20 такова, что, войдя в одно из гнезд 22, он полностью выходит из противоположного гнезда 22.
Таким образом, в зависимости от маневра положение стержня 20 позволяет задействовать ось 11 или 12.
Стержень 20 перемещается в том случае, когда противоположные гнезда 22 находятся одно против другого по прямой линии. В противном случае особая форма вилок 16 - а они имеют форму дуг окружности - с обеих сторон гнезд 22 препятствует перемещению стержня. Эти дуги окружности центрированы по соответствующим осям поворота 11, 12, они находятся с обеих сторон гнезда 22.
Перемещение стержня 20 может осуществляться различными способами. На фиг.3 и 4 показан возможный способ этого перемещения с помощью соответствующих средств. Эти средства состоят из рукоятки выбора 23, посредством шарнира соединенного с осью 24. Конец рукоятки 23, которому соответствует ручка 25, соединен со стержнем 20 посредством возвратного устройства типа спиральной пружины 26. Два ограничительных штифта (упора) 27 позволяют ограничить сектор маневра рукоятки 23. Они расположены таким образом, чтобы позволить автоматическую блокировку положения указанного рычага под воздействием пружины 26, натянутой между стержнем 20 и ручкой 25.
Тот факт, что рукоятка 23 вращается вокруг своей оси, позволяет осуществить перемещение стержня 20 посредством пружины 26 в том же направлении, в каком перемещается рукоятка 23. На фиг.4 показано направление 27 перемещения стержня 20, которое производится посредством движения рукоятки 23 в направлении, показанном стрелкой 28. Под воздействием пружины 26 стержень 20 быстрым движением, сопровождаемым резким звуком щелчка, автоматически встает в предназначенное ему гнездо 22, как только трактор и полуприцеп выравниваются в одну линию.
Перемещение стержня 20 (фиг.5) по направляющим 21 кулисы производится по команде, передаваемой на расстоянии посредством гидравлического домкрата 29, соединенного предпочтительно с аккумулятором 30. Могут быть предусмотрены другие способы исполнения - механического типа или посредством электромагнитов.
На фиг. 2 трактор 1 представлен в нормальном управлении тягой как в прямолинейном положении с полуприцепом, так и в положении поворота. В этом случае передняя ось 12 блокируется стержнем 20, и задняя вертикальная ось 11 принимает на себя функцию оси поворота. Таким образом, тяговый брус 5 постоянно находится по оси 6 трактора, он образует с поперечиной 7 Т-образную фигуру. На фиг.2 можно заметить, что ось поворота 11 тягового бруса 5 в передней части полуприцепа оказывается в плоскости 31, рассекающей почти на две равные части угол, образуемый осью 32 задних колес трактора и осью 33 колес полуприцепа 2. Это конструктивное расположение позволяет добиться того, что колеса полуприцепа 2 катятся почти по следам задних колес трактора, что существенно облегчает маневры машины такого рода. Соотношение между расстояниями, отделяющими ось 11 от оси 32, с одной стороны, и от оси 32, с другой стороны, близко к единице, находясь в пределах примерно от 0,75 до 1,25.
Если возникнет желание облегчить движение задним ходом, и в частности осуществлять маневры задним ходом, стрела прицепа может быть удлинена, т.е. будет увеличено расстояние между осью поворота и осью 33 колес полуприцепа. Это достигается переводом стержня 20 в заднее положение для блокирования оси 11 и освобождения оси 12.
Эта очень простая операция позволяет существенно облегчить маневры при движении задним ходом и, в частности, регулирование положения прицепа в узких помещениях и местах.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОЛУПРИЦЕП | 2013 |
|
RU2522476C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2081765C1 |
БИМОДАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 1995 |
|
RU2136525C1 |
Землеройно-транспортный агрегат | 1979 |
|
SU787568A2 |
АВТОПРИЦЕП С УПРАВЛЯЕМЫМ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ МОСТОМ | 2013 |
|
RU2616119C2 |
Сцепное устройство сочлененного трактора | 1986 |
|
SU1425098A1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2096190C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2332309C1 |
Способ наклона платформы автопоезда для ее погрузки и разгрузки | 1989 |
|
SU1717434A1 |
ТЕЛЕЖКА ДЛЯ СМЕШИВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОРМОВ | 1992 |
|
RU2093021C1 |
Использование: для соединения тракторов с полуприцепами. Сущность изобретения: устройство для сцепки трактора и полуприцепа содержит тяговый брус, концы которого шарнирно соединены с вилками. Вилки установлены на полуприцепе и на сцепной поперечине трактора. В направляющих установлен стержень, который выборочно может блокировать поворот тягового бруса относительно одной из вилок. 4 з.п.ф-лы, 5 ил.
Патент США N 3536338, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1994-10-30—Публикация
1991-11-06—Подача