УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1994 года по МПК B60J3/00 

Описание патента на изобретение RU2022817C1

Изобретение относится к устройствам для защиты от солнечной радиации и может быть использовано на транспортных средствах, строительных, дорожных машинах, а также в кабинах сельскохозяйственных машинно-тракторных агрегатах, используемых в условиях с жарким климатом для снижения освещенности и теплопритоков, поступающих в кабину транспортного средства.

Известно устройство для защиты от солнечного излучения кабины транспортного средства (авт.свид. СССР N 1606358, кл. B 62 D 33/03), которое содержит пластины жалюзи, установленные на раме оконного проема кабины транспортного средства, причем пластины жалюзи, установленные шарнирно, жестко соединены между собой и кинематически связаны с сиденьем водителя. Таким образом, при вертикальных перемещениях сиденья вместе с водителем (при движении) - шарнирные тяги воздействуют на поворотные пластины жалюзи и обеспечивают хороший обзор из кабины транспортного средства.

К недостаткам можно отнести низкую надежность конструктивного решения, так как при заклинивании шарнирных тяг или поворотных пластин жалюзи снижается эффективность защиты от солнечного излучения.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому устройству является остекление кабины транспортного средства с использованием тонированных стекол, получаемых путем окраски стекла в массе или тонкого слоя, наносимого на него электрохимическим способом.

Но и это устройство не лишено недостатков:
1. Наблюдается искажение цветности внешних объектов при их просматривании через тонированное (окрашенное) стекло.

2. Непросматриваемость салона кабины снаружи связано со свойствами тонированного стекла и затемненного пространства за ним отражать свет (снижена прозрачность), что объясняется его низким светопропусканием.

3. Ухудшение светопропускания в темное время суток связано со свойствами тонированного стекла задерживать световые лучи во всех направлениях.

4. Ухудшение условий труда объясняется большой нагрузкой на органы зрения.

5. Существует возможность травмирования водителя за счет низкой прочности стекла, которое может расколоться на мелкие части и разлететься в разные стороны.

6. Большие теплопритоки, поступающие в кабину транспортного средства, являются отрицательным фактором, особенно в областях с жарким климатом (например, Ташкент, Душанбе и т.п.).

Целью изобретения является нормализация освещенности в кабине, улучшение условий труда за счет создания эффективной защиты от солнечных лучей и, как следствие, снижение нагрузки на органы зрения с одновременным исключением отрицательных факторов, связанных с тонированным искажением цвета внешних объектов и увеличение светопропускания в темное время суток, а также предотвращение возможности травмирования водителя при аварийной ситуации за счет повышения прочности остекления оконного проема.

Указанная цель достигается тем, что остекление кабины транспортного средства выполнено трехслойным таким образом, что наружная и внутренняя пластины оконного проема выполнены из стекла (например, незакаленного силикатного), а между ними размещена (например, путем клеющего соединительного слоя поливинилбутираля в вакуумной камере) - перфорированная фольга темного цвета, диаметр перфорационных отверстий которой (например, 0,2-0,3 мм) вдвое превышает ее толщину, при этом застекленный оконный проем кабины транспортного средства выполнен с возможностью его поворота (например, шарнирного) относительно вертикальной оси на некоторый угол.

Применение предлагаемого технического решения дает возможность:
1. Снизить теплопритоки и нормализовать освещенность в кабине транспортного средства, что является важным обстоятельством в условиях осуществления земледелия с жарким климатом, что приводит к улучшению условий труда. За счет того, что перфорированная фольга выполнена темного цвета - исключаются "блики", мешающие работе и утомляющие органы зрения водителя.

Снижение светопропускания может быть осуществлено за счет уменьшения диаметра перфорационных отверстий d, а также путем установки стекол с наклоном, где угол наклона α застекленного оконного проема относительно вертикальной оси даже при небольших значениях (например, 10о) - дает достаточно ощутимый эффект:
за счет наклона остекления возрастает эффективность солнцезащиты, например, при угле наклона α = 10о достигается полное затемнение салона, а угол наклона α = 35о применяется соответственно в утренние часы - когда активность солнца незначительна.

Кроме того, за счет того, что диаметр перфорационных отверстий вдвое превышает толщину фольги, то исключается затенение пространства между стеклами.

2. Улучшить восприятие внешних объектов по цвету, так как исключается искажение цветности объектов, ввиду того, что стекла не окрашены ни в какой цвет, что повышает их прозрачность.

3. Улучшить восприятие объектов в темное время суток, так как световые лучи не задерживаются стеклом оконного проема.

4. Улучшить просматриваемость кабины извне, так как повышается прозрачность стекол оконного проема. Кроме того, за счет наклона оконного проема относительно вертикальной оси на некоторый угол - увеличивается площадь просматривания, а также снижается степень затемнения со стороны объектов наблюдения (например, со стороны растений, со стороны рабочих органов или со стороны дороги).

5. Повышается прочность стекла за счет того, что склеенные с перфорированной фольгой стекла при аварийном раскалывании не рассыпаются на мелкие кусочки, что, как следствие, исключает возможность травмирования водителя.

6. Кроме того, улучшение условий труда достигается за счет исключения травмирования водителя. Это достигается еще за счет того, что застекленный оконный проем кабины выполнен с возможностью его поворота (например, шарнирного) относительно вертикальной оси на некоторый угол, а так как максимальная амплитуда раскачивания приходится на верхнюю часть его тела (т.е. на голову), то увеличение расстояния от стеклянных стенок кабины в верхней части предотвращает получение травм при соударениях.

Анализируя новые существенные признаки по критерию "существенные отличия", а также изобретательский уровень, можно сделать следующий вывод: применение поворотного оконного проема, остекление которого выполнено трехслойным, в котором наружная и внутренняя пластины выполнены из стекла, в промежутке между которыми размещена перфорированная фольга дает возможность улучшить условия труда за счет снижения нагрузки на органы зрения, а также снизить теплопритоки, поступающие в кабину транспортного средства и позволит повысить зрительную информацию при одновременной защите глаз от чрезмерной освещенности. Кроме того, учитывая особенность работы механизатора, которая характеризуется вынужденными колебаниями его тела, увеличенное расстояние от стеклянных стенок (согласно предусмотренному наклону, например 10о) дает положительные результаты, так как способствует предотвращению получению травм при соударениях.

Предлагаемое устройство является новым, отличается неочевидностью, так как имеет изобретательский уровень, обладает существенными отличиями, дает экономический эффект, а также имеет промышленную применимость.

На фиг.1 изображено предлагаемое устройство, общий вид; на фиг.2 - стекло оконного проема в разрезе (узел I на фиг.1).

Предлагаемое устройство (см. фиг.1) содержит кабину транспортного средства 1, в которой размещено рабочее место водителя 2. Остекление кабины 1 состоит из наружной пластины 3, выполненной из стекла, и внутренней пластины 4 - тоже из стекла (например, незакаленного силикатного), между которыми размещена (например, путем клеющего соединительного слоя 5 поливинилбутираля в вакуумной камере) перфорированная фольга 6, диаметр перфорированных отверстий 7 которой вдвое превышает ее толщину. При этом, оконный проем 8 выполнен с возможностью его поворота (например шарнирного 9) относительно вертикальной оси на некоторый угол.

Устройство работает следующим образом.

Утром, когда активность солнца незначительна, оконные проемы 8 раскрыты на угол α, равный 35о. По мере усиления солнечного излучения - уменьшается угол α наклона оконного проема 8 и становится равным 10о. Оконные проемы поворачиваются относительно шарнира 9, закрепленного на кабине транспортного средства 1. За счет того, что перфорированная фольга 6 выполнена темного цвета, исключаются "блики", мешающие работе и утомляющие органы зрения водителя.

Похожие патенты RU2022817C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КАБИНЫ ПОДЪЕМНО-ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Шкрабак В.В.
  • Голдобина Л.А.
RU2139201C1
КАБИНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Шкрабак В.С.
  • Юрков М.М.
  • Копылов Г.Н.
  • Шкрабак Р.В.
  • Шкрабак В.В.
RU2043234C1
КАБИНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Копылов Г.Н.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2029686C1
КАБИНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2045436C1
ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Шкрабак В.С.
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.В.
  • Супрун А.С.
  • Шкрабак Р.В.
RU2033932C1
КАБИНА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Полишко Г.Ю.
  • Юрков А.М.
  • Шкрабак В.В.
RU2106277C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭРГОНОМИЧНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1995
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Копылов Г.Н.
  • Полишко Г.Ю.
  • Бочаров Л.Н.
  • Юрков А.М.
RU2133019C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЗОРНОСТИ ОПЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1996
  • Юрков М.М.
  • Шкрабак В.С.
  • Полишко Г.Ю.
  • Юрков А.М.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2129261C1
СВЕТОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЛОБОВОГО СТЕКЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Зубков А.С.
RU2145553C1
КАБИНА БАШЕННОГО КРАНА 1998
  • Шкрабак В.С.
  • Голдобина Л.А.
  • Голдобин Н.Д.
  • Шкрабак В.В.
  • Шкрабак Р.В.
RU2175946C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 022 817 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Использование: в устройствах для защиты от солнечной радиации и может найти применение на транспортных средствах, строительных, дорожных машинах, а также в кабинах сельскохозяйственных машино-тракторных агрегатов при работе в условиях жаркого климата. Сущность изобретения: остекление кабины транспортного средства выполнено трехслойным таким образом, что наружная и внутренняя пластины оконного проема выполнены из стекла, и в промежутке между ними размещена перфорированная фольга темного цвета, диаметр перфорационных отверстий которой вдвое превышает ее толщину, при этом застекленный оконный проем кабины транспортного средства выполнен с возможностью поворота его верхней части относительно вертикальной оси на некоторый угол. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 022 817 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ СОЛНЕЧНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ КАБИНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащее застекленные оконные панели, расположенные в стенках кабины транспортного средства, остекление которых выполнено трехслойным из связанных между собой двух пластин незакаленного силикатного стекла и металлического солнцезащитного слоя, отличающееся тем, что металлический солнцезащитный слой расположен в промежутке между пластинами стекла и выполнен в виде перфорированной фольги темного цвета с диаметром отверстий перфорации 0,2 - 0,3 мм, вдвое превышающим толщину фольги, связанной со стеклами посредством кипящего соединительного слоя поливинилбутираля, образованного в вакуумной камере, а застекленные оконные панели кабины транспортного средства установлены с возможностью отклонения их верхних частей от вертикали с образованием углов со стенками кабины путем их поворота на шарнирах, размещенных у основания панелей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2022817C1

Михайлов М.В., Гусева С.В
Микроклимат в кабинах мобильных машин, М.: Машиностроение, 1977, с.112, 113, 116.

RU 2 022 817 C1

Авторы

Юрков М.М.

Шкрабак В.С.

Копылов Г.Н.

Шкрабак В.В.

Ковалев А.В.

Даты

1994-11-15Публикация

1992-04-20Подача