СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК-ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК B23P6/00 

Описание патента на изобретение RU2025246C1

Изобретение относится к восстановлению и ремонту изделий и может быть использовано при восстановлении втулок-вкладышей подшипников скольжения с многослойным покрытием на рабочей поверхности.

Известен способ восстановления цилиндрических рабочих поверхностей деталей подшипника скольжения, включающий подачу дополнительного материала на изношенную поверхность, пластическую деформацию детали и калибровку рабочей поверхности [1].

Однако известный способ не может быть использован для восстановления втулок-вкладышей подшипников скольжения с многослойным покрытием на рабочей поверхности.

Известен способ восстановления втулок-вкладышей подшипников скольжения, имеющих на рабочей поверхности многослойное покрытие из бронзы, никеля и антифрикционого свинцово-оловянистого сплава, включающий удаление с рабочей поверхности изношенных слоев антифрикционного сплава и никеля и последующее нанесение удаленных слоев до восстановления их первоначальных размеров [2].

Данный известный способ не обеспечивает качественное восстановление втулок-вкладышей подшипников, высокоскоростных машин, например прокатных станов.

Целью изобретения является расширение технологических возможностей способа за счет обеспечения восстановления вкладышей подшипников, используемых в высокоскоростных машинах.

Указанная цель достигается тем, что предварительно с рабочей поверхности удаляют изношенные слои антифрикционного свинцово-оловянного сплава и никеля, а также часть бронзового слоя, после чего методом ионного распыления осуществляют нанесение удаленных слоев до восстановления их первоначальных размеров, при этом нанесение бронзового и никелевого слоев проводят при температуре 150-250оС, а нанесение слоя из антифрикционного свинцово-оловянистого сплава - при температуре 20-180оС.

Втулки-вкладыши с покрытием из бронзы, никеля и антифрикционного сплава устанавливаются в радиальных подшипниках жидкостного трения (ПЖТ) высокоскоростных блоков прокатных станов. В процессе эксплуатации слой антифрикционного сплава истирается и втулки-вкладыши заменяются новыми, когда на их поверхности появляются участки бронзы, площадь которых превышает 15% от величины рабочей зоны.

Для восстановления изношенных слоев используется метод ионного распыления, так как покрытия, нанесенные этим методом имеют лучшие антифрикционные и адгезионные свойства по сравнению с покрытиями, нанесенными другими методами (вакуумным испарением, электролизом и пр.) [3].

Для получения покрытий с хорошей адгезией нанесение бронзы и никеля желательно проводить при высокой температуре. Однако на наружной поверхности втулки-вкладыша имеется слой антифрикционного свинцово-оловянного сплава, который был нанесен на нее при изготовлении для облегчения запрессовки в эксцентриковую обойму. Кроме того, следы сплава остаются и во внутренних карманах втулки-вкладыша. При повышении температуры частицы сплава, имеющие низкую температуру плавления, начинают собираться в крупные капли, что портит как внутреннюю, так и наружную поверхность втулки-вкладыша. Экспериментально было установлено, что интервал температур от 150 до 250оС является оптимальным. Так как при температуре выше 250оС начинается заметный рост капель свинцово-оловянного сплава, а при температуре ниже 150оС было отмечено ухудшение адгезии получаемых покрытий. Кроме того, нанесение покрытий при низкой температуре требует использования таких рабочих режимов, которые резко снижают производительность процесса.

При нанесении антифрикционного свинцово-оловянистого сплава формы роста и структура покрытия в значительной степени зависят от температуры подложки. Известно, что рост пленок свинца и олова происходит с участием процесса коалисценции, при котором две или несколько изолированных частиц сливаются в один сплошной островок. С понижением температуры процессы коалисценции затухают из-за уменьшения миграционной подвижности атомов. Формы роста частиц также изменяются с повышением температуры. При t = 2/3 Тпл. частицы переходят от плоских форм к объемным сферическим формам. Поскольку свинец и олово являются легкоплавкими металлами, незначительные изменения температурного режима процесса осаждения могут вызвать большие изменения в структуре и свойствах получаемого покрытия.

Экспериментально было установлено, что лучшие антифрикционные и износостойкие свойства имеют покрытия, полученные при низких температурах. Был определен оптимальный интервал рабочих температур от 20 до 180оС. При повышении температуры более 180оС коэффициент трения пленок и их износ увеличились, при этом покрытие имело выраженную капельную структуру. Нижнее значение температуры ограничивалось возможностями процесса.

Способ осуществляют следующим образом.

Внутренняя рабочая поверхность новой втулки-вкладыша образуется последовательным нанесением на стальную заготовку трех различных слоев из бронзы, никеля и антифрикционного свинцово-оловянистого сплава. Последний слой необходим для приработки трущихся поверхностей. Износостойкость этого слоя и определяет ресурс работы подшипника жидкостного трения. В процессе эксплуатации слой антифрикционного сплава истирается. Втулка-вкладыш заменяется на новую, когда на ее поверхности появляются участки бронзы, площадь которых превышает 15% от величины всей рабочей поверхности.

Процесс восстановления начинают с удаления изношенных слоев антифрикционного свинцово-оловянистого сплава, никеля и части слоя бронзы. Затем внутреннюю поверхность втулки очищают и измеряют ее внутренний диаметр.

Методом ионного распыления на втулку-вкладыш наносят покрытие из бронзы при температуре 150-250оС. Толщина покрытия зависит от внутреннего диаметра втулки-вкладыша и выбирается таким образом, чтобы восстановить его первоначальный размер. После чего на бронзовый слой наносят никелевое покрытие при температуре 150-250оС, а затем при температуре 20-180оС на никелевое покрытие наносится антифрикционный свинцово-оловянистый сплав.

П р и м е р. Проводилось восстановление втулки-вкладыша ПЖТ с покрытием на внутренней рабочей поверхности. Покрытие состояло из слоя бронзы толщиной 300 мкм, слоя никеля толщиной 5 мкм и слоя антифрикционного сплава (Рb 83% , Sn 14%, Cu 2%) толщиной 20 мкм. Размеры втулки: наружный диаметр 110, внутренний диаметр 100, высота 70 мм.

Для удаления изношенных слоев втулка-вкладыш подвергалась расточке на токарном станке в специальном приспособлении, которое обладало достаточной жесткостью, чтобы не деформироваться при его установке в патроне станка. После расточки рабочая поверхность обрабатывалась тонкой шкуркой и промывалась бензином, ацетоном и керосином. Затем втулка измерялась и определялся усредненный размер ее внутреннего диаметра, являющийся исходным при восстановлении. На основании полученных данных было определено, что для восстановления первоначальных размеров на внутреннюю поверхность втулки-вкладыша необходимо нанести слой бронзы толщиной 40 мкм, слой никеля толщиной 5 мкм и слой антифрикционного сплава толщиной 20 мкм.

Нанесение покрытий проводилось на установке магнетронного распыления.

Режим нанесения бронзового покрытия.

Рабочее давление 5-6 х10-3 мм. рт. ст., рабочее напряжение 500 В; ток разряда 1,5А; скорость осаждения 0,35 мкм/мин; температура подложки 150-210оС. Время нанесения покрытия толщиной 40 мкм - 115 мин.

Режим нанесения никеля.

Рабочее давление 5-6 х 10-3 мм рт. ст.; рабочее напряжение 500В; ток разряда 0,45А; скорость осаждения 0,08 мкм/мин; температура подложки 200-230оС. Время осаждения покрытий толщиной 5 мкм - 62,5 мин.

Режим нанесения антифрикционного сплава.

Рабочее давление 5-6 х 10-3 мм рт. ст.; рабочее напряжение 500В; ток разряда 0,8А; скорость осаждения 0,33 мкм/мин; температура подложки 80-150оС. Время осаждения покрытия толщиной 20 мкм - 60 мин.

Предлагаемый способ восстановления позволяет повторно использовать отработанные втулки-вкладыши ПЖТ. Многократное использование втулок-вкладышей дает возможность обеспечить запасными частями высокоскоростные блоки прокатных станов.

Похожие патенты RU2025246C1

название год авторы номер документа
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2813220C1
СПОСОБ РЕМОНТА ТУРБОКОМПРЕССОРОВ 2006
  • Бурумкулов Фархад Хикматович
  • Сенин Петр Васильевич
  • Величко Сергей Анатольевич
  • Власкин Владимир Викторович
  • Ионов Павел Александрович
RU2311276C2
МАТЕРИАЛ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ 1993
  • Гопиенко В.Г.
  • Черепанов В.П.
  • Хмелевская В.Б.
  • Сычков Ю.Ф.
  • Абрамов Г.А.
  • Алексеев С.В.
  • Захаров Н.И.
RU2111280C1
СПОСОБ ТЕРМОЦИКЛИЧЕСКОЙ ДИФФУЗИИ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОРОШКОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗНОШЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БРОНЗОВЫХ ВТУЛОК СКОЛЬЖЕНИЯ 2012
  • Тойгамбаев Серик Кокибаевич
  • Шнырев Анатолий Павлович
  • Дидманидзе Отари Назирович
  • Евграфов Владимир Алексеевич
  • Омаров Темирхан Серикович
RU2514249C2
Способ восстановления изношенных поверхностей вкладышей подшипников 1986
  • Сапелкин Владимир Сергеевич
  • Путилин Анатолий Ефимович
SU1414541A1
ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Ермолаев А.А.
  • Буянов И.М.
RU2154754C2
СПОСОБ УПРОЧНЕНИЯ ИЛИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ШЕЕК ВАЛОВ 2006
  • Вашковец Виктор Владимирович
RU2316417C1
Способ изготовления вкладышей подшипников скольжения 2023
  • Буянов Алексей Игоревич
  • Буянов Игорь Михайлович
  • Мельников Анатолий Васильевич
RU2803208C1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 1993
  • Першин В.А.
  • Столпнер М.Е.
  • Хмелевская В.Б.
RU2057973C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ВКЛАДЫШАХ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ 1999
  • Старунский А.В.
  • Борисов Г.А.
  • Сыркин В.Г.
  • Уэльский А.А.
  • Гребенников А.В.
RU2177568C2

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК-ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Использование: ремонт подшипниковых узлов высокоскоростных машин, имеющих втулки-вкладыши с многослойным покрытием на рабочей поверхности. Сущность изобретения: сначала с рабочей поверхности удаляют слои антифрикционного сплава и никеля, а также часть бронзового слоя. Затем методом ионного распыления при температуре от 150 до 250°С наносят бронзовое покрытие до восстановления первоначальных размеров. На полученный бронзовый слой при тех же условиях накладывают слой из никеля, после этого при температуре от 20 до 180°С наносят слой из антифрикционного материала также методом ионного распыления.

Формула изобретения RU 2 025 246 C1

СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК-ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ, имеющих на рабочей поверхности многослойное покрытие из бронзы, никеля и антифрикционного свинцово-оловянистого сплава, включающий удаление с рабочей поверхности изношенных слоев антифрикционного сплава и никеля и последующее нанесение удаленных слоев до восстановления их первоначальных размеров, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей способа за счет обеспечения восстановления вкладышей подшипников, используемых в высокоскоростных машинах, после удаления слоя никеля производят удаление части бронзового слоя и его последующее нанесение до восстановления первоначальных размеров, а нанесение всех удаленных слоев осуществляют методом ионного распыления, при этом бронзовый и никелевый слои наносят при 150 - 250oС, а слой из антифрикционного сплава - при 20 - 180oС.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2025246C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
B.K.Gupta, S.Kulshrestha Friction and wear behavior of ion - plated lead - tin coatings, J
Vac
Sci Technd, A, Vd5, N 3, May/Jun 1987 p
Зажим для канатной тяги 1919
  • Самусь А.М.
SU358A1

RU 2 025 246 C1

Авторы

Сивак Б.А.

Маркелов В.В.

Воронин В.В.

Васильчикова Н.М.

Тодер И.А.

Сидоров О.Ф.

Даты

1994-12-30Публикация

1991-05-06Подача