Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению.
Известны вкладыши коренных и шатунных подшипников скольжения форсированных двигателей внутреннего сгорания (ДВС), включающие стальную основу с нанесенным на внутреннюю поверхность антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы, на которую методом вакуумного ионно-плазменного распыления нанесен тонкий (~ 0,02мм) слой алюминиево-олонянистого сплава АО 20-1, содержащего 20% олова, 1% меди, остальное алюминий.
Последний слой обладает высокой износостойкостью по сравнению с широко применяемыми гальваническими приработочными покрытиями на основе свинца и используется, как правило, в форсированных ДВС с высокими удельными нагрузками на подшипники (1).
Недостатками известной конструкции вышеописанного подшипника являются пониженная прирабатываемость и противозадирные свойства алюминиево-оловянистого слоя по сравнению с традиционными приработочными свинцовистыми и оловянистыми покрытиями вследствие его относительно высокой твердости, что может приводить к неравномерному распределению нагрузки на подшипник, локальному повышению давлений, перегреву и выходу из строя подшипника, особенно в период приработки. Простое увеличение содержания олова в алюминиевом сплаве для улучшения прирабатываемости приведут к снижению прочности и износостойкости, т.е. лишит данную конструкцию свойственных ей преимуществ.
Целью настоящего изобретения является повышение надежности подшипника за счет улучшения его прирабатываемости и противозадирных свойств без снижения прочности и износостойкости.
Для достижения указанной цели в известной конструкции вкладыша подшипника скольжения форсированного ДВС, включающего стальную основу с нанесенным на внутреннюю поверхность антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы, на которую методом вакуумного ионно-плазменного распыления нанесен тонкий слой алюминиево-оловянистого сплава, содержание олова в поверхностном слое выполняют переменным, увеличивающимся по толщине и достигающим на поверхности значений не менее 25%.
На фиг. 1, 2 изображен эскиз вкладыша подшипника скольжения форсированного ДВС по предлагаемому изобретению.
Вкладыш включает в себя стальную основу 1, нанесенный на внутреннюю поверхность последней антифрикционный слой свинцовистой бронзы 2. На поверхность свинцовистой бронзы методом вакуумного ионно-плазменного распыления нанесен тонкий (0,02 мм) слой алюминиево-оловянистого сплава 3 с переменным, увеличивающимся по толщине содержанием олова.
На фиг. 2 условно показано распределение олова 4 в структуре алюминиево-оловянистого сплава по толщине последнего. При приближении к поверхности содержание олова в сплаве увеличивается до значений не менее 25%.
В процессе работы подшипникового узла относительно мягкие за счет повышенного содержания олова верхние слои алюминиево-оловянистого сплава 3 способствуют хорошей прирабатываемости и антизадирным свойствам вкладыша, а последующие более твердые слои этого сплава обеспечивают высокую износостойкость и ресурс подшипника.
Хорошая прирабатываемость и задиростойкость алюминиево- оловянистого сплава обеспечивается при содержании олова не менее 25%, поэтому именно такой состав сплава должен обеспечиваться на поверхности подшипника.
Положительный эффект изобретения достигается за счет повышения надежности и ресурса вкладышей подшипников скольжения ДВС.
В настоящее время изготовлены опытные образцы и проводятся испытания вкладышей.
Литература
1. В. Е. Витвинский, Н.И.Захаров, Б. И. Василевский "Некоторые вопросы совершенствования подшипников скольжения дизелей. " Труды Центрального научно-исследовательного дизельного института. Повышение технических характеристик, прочности и надежности дизелей., Ленинград, 1990 г., с. 127.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ РАСПЫЛЯЕМОЙ МИШЕНИ ИЗ СПЛАВА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2010 |
|
RU2446228C1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2005 |
|
RU2295659C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 1993 |
|
RU2049140C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МИШЕНИ ДЛЯ РАСПЫЛЕНИЯ ИЗ СПЛАВА НА ОСНОВЕ АЛЮМИНИЯ | 2010 |
|
RU2446229C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА ТОНКОСТЕННЫХ СТАЛЬНЫХ ВКЛАДЫШАХ ОПОР СКОЛЬЖЕНИЯ | 1993 |
|
RU2076960C1 |
СПОСОБ РЕМОНТА ПОДШИПНИКОВОГО УЗЛА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ФОРСИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ВКЛАДЫШ ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2011499C1 |
Многослойный шатунный вкладыш коленчатого вала | 2023 |
|
RU2813220C1 |
Способ восстановления изношенных поверхностей вкладышей подшипников | 1986 |
|
SU1414541A1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВТУЛОК-ВКЛАДЫШЕЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025246C1 |
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК | 1991 |
|
RU2018735C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателестроению. Вкладыш подшипника скольжения форсированного двигателя внутреннего сгорания, включающий стальную основу с нанесенным на внутреннюю поверхность антифрикционным слоем из свинцовой бронзы, на которую методом вакуумного ионно-плазменного распыления нанесен тонкий слой алюминиево-оловянистого сплава. Содержание олова в поверхностном алюминиево-оловянистом слое выполняют переменным, увеличивающимся к поверхности и достигающим на поверхности значений не менее 25%. Технический результат - повышение надежности, увеличение ресурса работы подшипникового узла форсированного двигателя внутреннего сгорания. 2 ил.
Вкладыш подшипника скольжения форсированного двигателя внутреннего сгорания, включающий стальную основу с нанесенным на внутреннюю поверхность антифрикционным слоем из свинцовистой бронзы, на которую методом вакуумного ионно-плазменного распыления нанесен тонкий слой алюминиево-оловянистого сплава, отличающийся тем, что содержание олова в поверхностном алюминиево-оловянистом слое выполняют переменным, увеличивающимся к поверхности и достигающим на поверхности значений не менее 25%.
ВИТВИНСКИЙ В.Е | |||
и др | |||
Некоторые вопросы совершенствования подшипников скольжения дизелей | |||
Труды центрального научно-исследовательского дизельного института | |||
Повышение технических характеристик, прочности и надежности дизелей | |||
- Л., 1990, с.127 | |||
0 |
|
SU84829A1 | |
Трехслойный композиционный вкладыш подшипника скольжения и способ его изготовления | 1986 |
|
SU1536095A1 |
Способ восстановления вкладышей подшипников из свинцовистой и тому подобной бронзы | 1954 |
|
SU105100A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1974 |
|
SU552448A1 |
Гребковая погрузочная машина | 1988 |
|
SU1583638A1 |
Авторы
Даты
2000-08-20—Публикация
1996-06-14—Подача