УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Российский патент 1994 года по МПК H01M10/48 

Описание патента на изобретение RU2025836C1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для оперативного диагностического контроля аккумуляторных батарей на транспортных средствах, например на пассажирских вагонах.

Известно устройство для контроля аккумуляторной батареи на вагоне при помощи вольтметра, подключаемого к выходным клеммам батареи (общий контроль) или к клеммам каждого элемента (поэлементный контроль) [1].

Однако контроль батареи по направлению при определенном значении тока, например при номинальном токе бортового источника, является малоинформативным, поскольку величина напряжения зависит от многих факторов.

Известно устройство для контроля аккумуляторной батареи, содержащее калиброванную нагрузку и вольтметр, подключенные к батарее при помощи коммутационного элемента [2].

Устройство позволяет при изменении нагрузки определить несколько точек внешней характеристики и соответственно вычислить диагностические характеристики (емкость, внутреннее сопротивление и др.), но реализация этого устройства для контроля мощных батарей вагонов (напряжение 110 В) требует применения резисторов с номинальной мощностью 100 Вт и выше. Кроме того, для определения внутреннего сопротивления необходимо выполнить несколько замеров и произвести вычисления, что затрудняет оперативный контроль батареи на техническом осмотре вагона.

В качестве прототипа принято устройство для контроля аккумуляторной батареи, содержащее калиброванную нагрузку, конденсатор, вольтметр и коммутационный элемент, причем конденсатор соединен с аккумуляторной батареей посредством коммутационного элемента [3].

Однако известное устройство достаточно сложно по своей структуре и в эксплуатации.

Цель изобретения - упрощение устройства и ускорение процесса контроля.

Цель достигается тем, что в устройство введен дроссель, включенный последовательно с коммутационным элементом, причем цепочка из коммутационного элемента и дросселя шунтирована вольтметром, а последовательно в цепь вольтметра включен диод.

На фиг.1 дана принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.2 - схема замещения для расчета процесса заряда конденсатора; на фиг.3 - диаграмма процесса заряда.

Устройство 1 (фиг.1) предназначено для контроля батареи 2 и выполняется встроенным в диагностический пульт вагона. Оно содержит конденсатор 3 большой емкости (10-20 мФ), который через дроссель 4 и тиристор 5 подключен к батарее 2. В цепь управляющего электрода тиристора включены кнопка 6 и резистор 7. Между клеммами "+" батареи 2 и конденсатора 3 включен вольтметр 8 с диодом 9.

Устройство работает следующим образом.

Пусть в исходном состоянии конденсатор 3 разряжен, тиристор 5 выключен. При нажатии кнопки 6 происходит включение тиристора 5 по управляющему электроду (момент t*=0 на фиг.3) и образуется контур батарея 2 - дроссель 4 - конденсатор 3, в котором протекает ток
i = e-δt sinωot ;; где δ = ; ωo= , а напряжение на конденсаторе изменяется по закону
UC = e-δt sin (ωot+Ψ), где
Ψ = arctg Все обозначения даны на фиг.2, а характер процесса i(t*) и UC(t) показан на фиг.3 в функции относительного времени t*=100t/Т, где Т - длительность полуволны заряда конденсатора 3, причем
T ≈
Рассматриваемый процесс заряда протекает под влиянием величины внутреннего сопротивления батареи R, которое в эксплуатационных условиях может меняться в широких пределах в зависимости от процессов старения батареи, качества электролита, плотности переходных соединений, степени заряженности батареи. В качестве примера на фиг.3 дана диаграмма заряда для двух вариантов: хорошо заряженная батарея с малым внутренним сопротивлением R (*) и хорошо заряженная батарея с большим внутренним сопротивлением R ( * *).

По окончании процесса заряда, т.е. после момента t*=100%, вольтметр 8 показывал разницу напряжений конденсатора и батареи, т.е. превышение напряжения на конденсаторе над напряжением батареи. Эта величина мало зависит от абсолютного значения напряжения батареи, но существенно зависит от ее внутреннего сопротивления, т.е. от наклона внешней характеристики.

Предварительно на основе результатов испытаний батарей с разным внутренним сопротивлением устанавливают допусковое значение показания вольтметра U8доп. Тогда при превышении этого значения батарея 2 считается исправной, а при U8<U8доп бракуется.

Визуальный съем показания вольтметра 8 не вызывает затруднений, потому что его заряд происходит постепенно и стрелка приближается к установившемуся значению U8 без колебаний. Разряд конденсатора 3 после момента t*=100% происходит через собственное сопротивление вольтметра 8, т.е. достаточно медленно, что позволяет нормально считать показание вольтметра.

Технико-экономическая эффективность предложения определяется упрощением устройства контроля, быстротой замера и возвратом значительной части энергии конденсатора 3 в батарею 2.

Похожие патенты RU2025836C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СИГНАЛЬНЫХ ЛАМП 1992
  • Гольдштейн Абрам Ильич[Lv]
  • Рейнгардт Роберт Вольдемарович[Lv]
  • Федотов Виктор Иванович[Lv]
  • Феоктистов Валерий Павлович[Ru]
RU2048344C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА С ОБЩИМ САЛОНОМ 1991
  • Гольдштейн А.И.
  • Рейнгардт Р.В.
  • Федотов В.И.
  • Феоктистов В.П.
  • Чуверин Ю.Ю.
RU2033345C1
Устройство для электроснабжения автономного транспортного средства 1989
  • Гольдшштейн Абрам Ильич
  • Рейнгардт Роберт Волдемарович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Федотов Виктор Иванович
  • Япинь Андрей Владиславович
SU1698101A1
СТАРТЕРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Гольдштейн А.И.
  • Рейнгардт Р.В.
  • Федотов В.И.
  • Феоктистов В.П.
  • Чуверин Ю.Ю.
RU2006170C1
ЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Гольдштейн А.И.
  • Рейнгардт Р.В.
  • Федотов В.И.
  • Феоктистов В.П.
RU2046551C1
Устройство для электроснабжения дизель-поезда 1983
  • Гольдштейн Абрам Ильич
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Федотов Виктор Иванович
  • Тутарашвили Роланд Галактионович
  • Япинь Андрей Владиславович
SU1115935A1
Электропривод постоянного тока 1986
  • Голубев Георгий Фотиевич
  • Гольдштейн Абрам Ильич
  • Никифоров Алексей Вячеславович
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
SU1372573A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ РЕЛЕ 1992
  • Гольдштейн А.И.
  • Рейнгард Р.В.
  • Федотов В.И.
  • Феоктистов В.П.
  • Щербаков Т.В.
RU2017197C1
Автоматическое устройство для заряда аккумуляторной батареи 1986
  • Козак Виктор Васильевич
  • Бурка Виталий Андреевич
  • Лиходед Вадим Петрович
  • Прокопенко Василий Трофимович
  • Назаренко Анатолий Антонович
SU1372478A1
Способ технического диагностирования аккумуляторного электропривода 1988
  • Голубев Георгий Фотиевич
  • Гольдштейн Абрам Ильич
  • Санява Дионизий
  • Сидорова Наталья Николаевна
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
  • Храмцов Владимир Николаевич
SU1651331A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 025 836 C1

Реферат патента 1994 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Использование: в контрольно-диагностической аппаратуре для оперативного контроля аккумуляторных батарей (АБ), например, на транспортных средствах. Сущность изобретения: в составе устройства предусмотрены конденсатор и дроссель, подключенные к входным клеммам прибора посредством коммутационного элемента, а также вольтметр с диодом, шунтирующие цепочку из последовательно включенных дросселя и коммутационного элемента. Заряжают конденсатор от АБ через дроссель. По окончании процесса заряда вольтметр показывает разницу напряжений конденсатора и АБ, которая зависит от внутреннего сопротивления батареи. Отбраковывают батареи при условии показаний вольтметра меньше величины ранее установленного допускного значения. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 025 836 C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ, содержащее калиброванную нагрузку, конденсатор, вольтметр и коммутационный элемент, причем конденсатор соединен с аккумуляторной батареей посредством коммутационного элемента, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства и ускорения контроля, дополнительно предусмотрен дроссель, включенный последовательно с коммутационным элементом, причем цепочка из коммутационного элемента и дросселя шунтирована вольтметром, а последовательно в цепь вольтметра включен диод.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2025836C1

Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
УСТРОЙСТВО для ИЗМЕРЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА ТОКА 0
SU298016A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 025 836 C1

Авторы

Гольдштейн Абрам Ильич[Lv]

Рейнгардт Роберт Вольдемарович[Lv]

Федотов Виктор Иванович[Lv]

Феоктистов Валерий Павлович[Ru]

Даты

1994-12-30Публикация

1992-03-27Подача