Изобретение относится к области электротехники, в частности к диагностированию тяговых стартерных аккумуляторных электроприводов.
Целью изобретения - повышение достоверности обнаружения неисправности электропривода и упрощение контроля
На фиг.1 представлена иллюстрация способа на примере стартерного электропривода тепловоза; на фиг 2 - соответствующие кривые.
Стартерный электропривод содержит аккумуляторную батарею 1, электродвигатель 2 постоянного тока последовательного возбуждения и силовой контактор 3 с катушкой 4, которая посредством пусковой кнопки 5 соединена с источником электропитания цепей управления UY. К двигателю 2 подключен осциллограф 6, причем напряжение с двигателя 2 подключено
как к входу Y (отклонение луча по вертикали), так и к входу X запуска ждущей развертки, при этом длительность развертки должна быть примерно равна времени запуска дизеля (2-3 с)
В исходном состоянии контактор 3 выключен, двигатель 2 и соединенный с ним дизель тепловоза неподвижны, осциллограф 6 включен. Для проверки электропривода включают кнопку 5, в результате замыкается контактор 3 и напряжение батареи 1 прикладывается к двигателю 2 и к входам осциллографа 6.
Из-за большой индуктивности обмоток стартерного двигателя 2 нарастание тока в его цепи происходит постепенно и по мере роста тока увеличивается падение напряжения на внутреннем сопротивлении RBn батареи.
|0
сл
СО СО
Одновременно с появлением и нарастанием тока появляется вращающий момент двигателя 2 и начинается разгон привода, причем интенсивность разгона определяется качеством батареи 1, а также исправностью двигателя 2 и связанного с ним рабочего механизма, т.е. в данном случае дизеля.
Характерные неисправности двигателя 2 (замыкание части витков в обмотке Я или 0В, обрыв части секций обмотки Я, выкрашивание или сдвиг щеток, срабатывание или заклинивание подшипников) ведут к снижению момента и замедлению разгона, т.е. точка минимума смещается вправо.
Характерные неисправности рабочего механизма сводятся к росту момента сопротивлений на валу двигателя 2 и, следовательно, к смещению точки минимума тоже вправо. Одновременно при росте момента сопротивления, особенно при заклинивании вала двигателя 2 или рабочего механизма, точка минимума сдвигается вниз, так как противоЭДС двигателя 2 при этом уменьшается по сравнению с режимом нормального пуска, ток увеличивается и внутреннее падение напряжения растет.
Характерные варианты кривой U(t) показаны на фиг.2, где кривая А соответствует нормальному пуску при хорошей батарее 1 и малом моменте сопротивления на валу двигателя 2. Кривая В характеризует вариант плохая батарея 1 -хороший электродвигатель 2 с рабочим механизмом, ее минимум расположен достаточно низко для выбраковки привода в целом, но по абсциссе tB можно судить, что причиной неисправности является батарея. Кривая С характеризует нормальную батарею и нормальный привод со средними показателями качества. Кривая Д характеризует сочетание плохой батареи, имеющей сильно падающую внешнюю характеристику, и плохого привода с повышенным сопротивлением вращению.
При практическом использовании предлагаемого способа вначале необходимо выполнить предварительно замеры на электроприводах, у которых состояние компонентов (батарея, двигатель, дизель) достоверно известно, причем нужны такие варианты,
когда один компонент или оба компонента находятся на границе работоспособного состояния. Полученные точки минимума наносят на графике U(t) как показано крестиками на фиг.2. После этого очерчивают огибающую этого пространства (штриховая линия на фиг.2).
В дальнейшем при массовом контроле электроприводов замеряют для каждого из них координаты точки минимума и проверяют, входит ли эта точка в браковочную область ниже штриховой линии по фиг.2.В случае. вхождения в область проверяемый электропривод бракуют, а в противном случае считают исправным.
Формула изобретения
Способ технического диагностирования аккумуляторного электропривода, заключающийся в том, что осуществляют пусковой режим электропривода, замеряют кривую напряжения аккумуляторной батареи в функции времени, определяют диагностические показатели электропривода,
сравнивают их с ранее установленными до- пусковыми значениями и по результатам сравнения производят диагностирование электропривода, отличающийся тем. что, с целью повышения достоверности диагностирования электропривода и упрощения контроля, по кривой напряжения аккумуляторной батареи в функции времени L)(t) определяют координаты ее минимума, а исправность электропривода диагностируют по положению координат упомянутого минимума выше кривой до- пускового значения, в качестве которой используют кривую, огибающую максимальные значения напряжений минимумов
кривой l)(t), полученных в процессе ранее проведенных предельных испытаний.
L/l
OB
ifmtfl t
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАРТЕРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1992 |
|
RU2006170C1 |
Электропривод | 1983 |
|
SU1127062A1 |
Электрическая схема запуска дизеля | 1987 |
|
SU1528942A1 |
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза. | 2021 |
|
RU2750824C1 |
Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ) и способ для его осуществления | 2023 |
|
RU2812151C1 |
Устройство управления электродвигателем компрессора тепловоза | 1989 |
|
SU1745576A1 |
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза | 2021 |
|
RU2758724C1 |
Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей | 2021 |
|
RU2782959C1 |
Система для подзарядки стартерной аккумуляторной батареи на автономном подвижном составе | 1982 |
|
SU1246243A1 |
Устройство для пуска асинхронного двигателя | 1988 |
|
SU1582327A1 |
Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано при проверке работоспособности тяговых и стартерных аккумуляторных электроприводов, в частности на тепловозах. Цель изобретения - повышение достоверности обнаружения неисправности и упрощение контроля. В приводе с аккумуляторной батареей (АБ) и двигателем реализуют пусковой режим и по положению точки минимума кривой напряжения АБ в функции времени относительно заданной тестовой линии индицируют состояние привода и состояние его компонентов 2 ил.
0.1
0.2 0.3 O.t 0,5 0.6 0.7 0.8 0.9
tA Фиг.2
t,c
Устройство для контроля напряжения аккумулятора | 1981 |
|
SU1003209A1 |
кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб | 1915 |
|
SU1981A1 |
Устройство для контроля степени заряженности аккумуляторной батареи | 1984 |
|
SU1246183A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1991-05-23—Публикация
1988-12-07—Подача