Способ технического диагностирования аккумуляторного электропривода Советский патент 1991 года по МПК H01M10/48 B60L11/12 

Описание патента на изобретение SU1651331A1

Изобретение относится к области электротехники, в частности к диагностированию тяговых стартерных аккумуляторных электроприводов.

Целью изобретения - повышение достоверности обнаружения неисправности электропривода и упрощение контроля

На фиг.1 представлена иллюстрация способа на примере стартерного электропривода тепловоза; на фиг 2 - соответствующие кривые.

Стартерный электропривод содержит аккумуляторную батарею 1, электродвигатель 2 постоянного тока последовательного возбуждения и силовой контактор 3 с катушкой 4, которая посредством пусковой кнопки 5 соединена с источником электропитания цепей управления UY. К двигателю 2 подключен осциллограф 6, причем напряжение с двигателя 2 подключено

как к входу Y (отклонение луча по вертикали), так и к входу X запуска ждущей развертки, при этом длительность развертки должна быть примерно равна времени запуска дизеля (2-3 с)

В исходном состоянии контактор 3 выключен, двигатель 2 и соединенный с ним дизель тепловоза неподвижны, осциллограф 6 включен. Для проверки электропривода включают кнопку 5, в результате замыкается контактор 3 и напряжение батареи 1 прикладывается к двигателю 2 и к входам осциллографа 6.

Из-за большой индуктивности обмоток стартерного двигателя 2 нарастание тока в его цепи происходит постепенно и по мере роста тока увеличивается падение напряжения на внутреннем сопротивлении RBn батареи.

|0

сл

СО СО

Одновременно с появлением и нарастанием тока появляется вращающий момент двигателя 2 и начинается разгон привода, причем интенсивность разгона определяется качеством батареи 1, а также исправностью двигателя 2 и связанного с ним рабочего механизма, т.е. в данном случае дизеля.

Характерные неисправности двигателя 2 (замыкание части витков в обмотке Я или 0В, обрыв части секций обмотки Я, выкрашивание или сдвиг щеток, срабатывание или заклинивание подшипников) ведут к снижению момента и замедлению разгона, т.е. точка минимума смещается вправо.

Характерные неисправности рабочего механизма сводятся к росту момента сопротивлений на валу двигателя 2 и, следовательно, к смещению точки минимума тоже вправо. Одновременно при росте момента сопротивления, особенно при заклинивании вала двигателя 2 или рабочего механизма, точка минимума сдвигается вниз, так как противоЭДС двигателя 2 при этом уменьшается по сравнению с режимом нормального пуска, ток увеличивается и внутреннее падение напряжения растет.

Характерные варианты кривой U(t) показаны на фиг.2, где кривая А соответствует нормальному пуску при хорошей батарее 1 и малом моменте сопротивления на валу двигателя 2. Кривая В характеризует вариант плохая батарея 1 -хороший электродвигатель 2 с рабочим механизмом, ее минимум расположен достаточно низко для выбраковки привода в целом, но по абсциссе tB можно судить, что причиной неисправности является батарея. Кривая С характеризует нормальную батарею и нормальный привод со средними показателями качества. Кривая Д характеризует сочетание плохой батареи, имеющей сильно падающую внешнюю характеристику, и плохого привода с повышенным сопротивлением вращению.

При практическом использовании предлагаемого способа вначале необходимо выполнить предварительно замеры на электроприводах, у которых состояние компонентов (батарея, двигатель, дизель) достоверно известно, причем нужны такие варианты,

когда один компонент или оба компонента находятся на границе работоспособного состояния. Полученные точки минимума наносят на графике U(t) как показано крестиками на фиг.2. После этого очерчивают огибающую этого пространства (штриховая линия на фиг.2).

В дальнейшем при массовом контроле электроприводов замеряют для каждого из них координаты точки минимума и проверяют, входит ли эта точка в браковочную область ниже штриховой линии по фиг.2.В случае. вхождения в область проверяемый электропривод бракуют, а в противном случае считают исправным.

Формула изобретения

Способ технического диагностирования аккумуляторного электропривода, заключающийся в том, что осуществляют пусковой режим электропривода, замеряют кривую напряжения аккумуляторной батареи в функции времени, определяют диагностические показатели электропривода,

сравнивают их с ранее установленными до- пусковыми значениями и по результатам сравнения производят диагностирование электропривода, отличающийся тем. что, с целью повышения достоверности диагностирования электропривода и упрощения контроля, по кривой напряжения аккумуляторной батареи в функции времени L)(t) определяют координаты ее минимума, а исправность электропривода диагностируют по положению координат упомянутого минимума выше кривой до- пускового значения, в качестве которой используют кривую, огибающую максимальные значения напряжений минимумов

кривой l)(t), полученных в процессе ранее проведенных предельных испытаний.

L/l

OB

ifmtfl t

Похожие патенты SU1651331A1

название год авторы номер документа
СТАРТЕРНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1992
  • Гольдштейн А.И.
  • Рейнгардт Р.В.
  • Федотов В.И.
  • Феоктистов В.П.
  • Чуверин Ю.Ю.
RU2006170C1
Электропривод 1983
  • Голубев Георгий Фотиевич
  • Узарс Валдис Янович
  • Феоктистов Валерий Павлович
SU1127062A1
Электрическая схема запуска дизеля 1987
  • Иванов Игорь Алексеевич
SU1528942A1
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза. 2021
  • Белоусов Юрий Александрович
  • Кривошеев Василий Сергеевич
RU2750824C1
Система автоматического запуска-остановки дизеля тепловоза (САЗДТ) и способ для его осуществления 2023
  • Кащенко Анатолий Анатольевич
  • Абрамов Олег Валерьевич
  • Райдугин Дмитрий Константинович
RU2812151C1
Устройство управления электродвигателем компрессора тепловоза 1989
  • Новиков Олег Иванович
SU1745576A1
Высоковольтная аппаратная камера маневрового тепловоза 2021
  • Кривошеев Василий Сергеевич
RU2758724C1
Способ оценки технического состояния стартерных аккумуляторных батарей 2021
  • Пузаков Андрей Владимирович
  • Смирнов Дмитрий Андреевич
RU2782959C1
Система для подзарядки стартерной аккумуляторной батареи на автономном подвижном составе 1982
  • Лобанов Игорь Константинович
  • Строков Виктор Сергеевич
  • Бородулин Иосиф Пейсахович
  • Кабаков Александр Вениаминович
  • Пупынин Георгий Андреевич
SU1246243A1
Устройство для пуска асинхронного двигателя 1988
  • Серветник Владимир Арсентьевич
  • Артюхов Иван Иванович
  • Томашевский Юрий Болеславович
  • Кумаков Александр Вадимович
SU1582327A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 651 331 A1

Реферат патента 1991 года Способ технического диагностирования аккумуляторного электропривода

Изобретение относится к электромеханике и может быть использовано при проверке работоспособности тяговых и стартерных аккумуляторных электроприводов, в частности на тепловозах. Цель изобретения - повышение достоверности обнаружения неисправности и упрощение контроля. В приводе с аккумуляторной батареей (АБ) и двигателем реализуют пусковой режим и по положению точки минимума кривой напряжения АБ в функции времени относительно заданной тестовой линии индицируют состояние привода и состояние его компонентов 2 ил.

Формула изобретения SU 1 651 331 A1

0.1

0.2 0.3 O.t 0,5 0.6 0.7 0.8 0.9

tA Фиг.2

t,c

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1651331A1

Устройство для контроля напряжения аккумулятора 1981
  • Габитов Надим Шамилович
SU1003209A1
кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Приспособление для изготовления в грунте бетонных свай с употреблением обсадных труб 1915
  • Пантелеев А.И.
SU1981A1
Устройство для контроля степени заряженности аккумуляторной батареи 1984
  • Игнатенко Александр Федорович
  • Смирнов Борис Глебович
  • Соколов Игорь Васильевич
SU1246183A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 651 331 A1

Авторы

Голубев Георгий Фотиевич

Гольдштейн Абрам Ильич

Санява Дионизий

Сидорова Наталья Николаевна

Узарс Валдис Янович

Феоктистов Валерий Павлович

Храмцов Владимир Николаевич

Даты

1991-05-23Публикация

1988-12-07Подача