Изобретение относится к висячим кодовым замкам и может быть использовано, например, для запирания раздвижных дверей транспортных средств, в частности железнодорожных вагонов.
Известен висячий кодовый замок, содержащий корпус с размещенными в нем элементами запирания, кодирования и дужкой (авт.св. СССР N 578414, кл. Е 05 В 37/14, 1977).
Однако этот замок недостаточно надежен, так как позволяет достаточно легко подобрать код замка методом "прощупывания" и произвести его злоумышленное вскрытие. Кроме того, в указанном замке отсутствует возможность пломбирования после закрытия замка, что позволяет вскрыть замок. Известный замок легко взломать при помощи лома, пропущенного в дужку замка, за счет вынужденного неудачного размещения штифта, фиксирующего дужку относительно корпуса, непосредственно у поверхности корпуса, что вызвано необходимостью значительного перемещения запирающего конца дужки вверх при открывании замка.
Предлагаемый замок лишен указанных недостатков надежен в эксплуатации за счет применения двойного кодирования, что исключает возможность случайного или злоумышленного подбора кода замка, а также за счет невозможности взломать этот замок, например, гвоздодером или ломом, так как все сопрягаемые поверхности взаимодействующих деталей выполнены цилиндрическими с образованием замкнутого контура. Кроме того, в предлагаемом замке предусмотрена возможность его пломбирования.
На фиг. 1 изображен предлагаемый замок в закрытом положении в двух проекциях; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - вид Б на фиг. 1; на фиг. 4 - вид В на фиг. 1; на фиг. 5 - вид Г на фиг. 1; на фиг. 6 - разрез Д-Д на фиг. 1.
Висячий кодовый замок содержит корпус 1 с размещенными в нем элементами запирания, кодирования и дужкой 2. Элементы запирания выполнены в виде взаимодействующих друг с другом упора 3 с жестко закрепленным в нем штырем 4 и ротора 5, подпружиненных относительно друг друга с помощью пружины 6. Элементы кодирования выполнены в виде по крайней мере трех барабанов 7 грибовидной формы, на торце "шляпки" каждого из которых выполнена Т-образная прорезь 8, поперечная часть которой расположена под заданным, выбираемым для каждого замка индивидуально углом к продольной оси радиального глухого отверстия 9, выполненного на цилиндрической поверхности "ножки" барабана. В одной плоскости с отверстием 9 выполнены несколько дополнительных радиальных глухих отверстий - "ловушек" 10, глубина которых меньше глубины отверстия 9 и соответствует осевому перемещению ротора 5, на которое он может быть перемещен внутрь упора 3 при расположении барабанов 7 в роторе 5 в положении "Открыто". Выполнение барабанов 7 с ловушками 10 затрудняет возможность злоумышленного или случайного подбора кода замка.
Ротор 5 выполнен в виде ступенчатого цилиндра, на части меньшего диаметра которого выполнен кольцевой паз 11 для размещения в нем уступа 12 одного из концов дужки 2, а часть с большим диаметром выполнена в виде полого цилиндра 13. На боковой поверхности последнего выполнены три радиальные сквозные, несимметричные друг другу отверстия 14 для размещения в них барабанов 7. На торце ротора 5 выполнена Т-образная прорезь 15, поперечная часть которой расположена под заданным, выбираемым для каждого замка индивидуально углом к продольной оси одного из сквозных отверстий 14 ротора 5.
В упоре 3 выполнено сквозное отверстие 16 для размещения в нем другого конца дужки 2 и пазы 17 для размещения в них барабанов 7 в положении замка "Открыто". Со стороны пазов 17 в упоре 3 жестко закреплены штифты 18. Все взаимодействующие между собой опорные поверхности корпуса 1, ротора 5, штыря 4 и упора 3 выполнены цилиндрическими с образованием замкнутого контура, что обеспечивает невозможность взламывания замка рычагами (гвоздодером, ломом и т.д.). На корпусе 1 и роторе 5 выполнены сквозные отверстия 19 и 20 под пломбирующий элемент (не показан), сориентированные так, чтобы в закрытом и запломбированном положении замка не было доступа к барабанам 7, кроме того, в запломбированном положении нет доступа к возможному вращению ротора 5, что обеспечивает возможность контроля за злоумышленным пользованием замком.
Между ротором 5 и упором 3, между ротором 5 и каждым из барабанов 7 размещены пружинные фиксаторы 21. На корпусе 1 в местах расположения торцов ротора 5 и барабанов 7 нанесены круговые шкалы 22 определения их положения. Упор 3 в корпусе 1 закреплен с помощью двух штифтов 23. Прорезь 24 выполнена на одном из концов дужки 2 и взаимодействует со штифтом 25 - элементом фиксации дужки 2 в положении "Открыто". В роторе 5, его полой цилиндрической части, выполнена дополнительная проточка 26 для ослабления конструкции, позволяющая при злоумышленном вскрытии замка ударами по торцовой части ротора 5 защитить замок от взлома, так как при этом часть ротора 5 меньшего диаметра "срезается" по ослаблению Х, а часть ротора 5 большего диаметра остается в положении, обеспечивающем положение замка "Закрыто".
На наружные поверхности корпуса 1 и дужки 2 нанесено упрочняющее покрытие из твердого сплава, например карбида вольфрама. Покрытие нанесено методом плазменного напыления и также позволяет защитить замок от злоумышленного вскрытия путем, например, распиливания дужки 2. Размещение фиксирующего элемента дужки - штифта 25 с торца упора 3 позволяет значительно усилить фиксирующую часть дужки и запирающую ее часть.
Замок работает следующим образом.
Для отпирания замка сначала снимают пломбирующий элемент и ориентируют ротор 5 относительно корпуса 1 так, чтобы торцы барабанов 7 с Т-образными прорезями 8 по очереди размещались напротив соответствующего отверстия корпуса 1. Ориентируют барабаны 7, поворачивая их в соответствии с заданным кодом с помощью круглой шкалы, нанесенной на корпусе 1, при этом глухие отверстия 9 барабанов 7 устанавливаются напротив соответствующих им штифтов 18 упора 3. Далее поворачивают ротор 5 в единственно возможное положение, обеспечивающее прохождение ротора 5 в пазы 17 упора 3 с барабанами 7 в соответствии с заданным ему кодом, выполняя тем самым при нажатии на торец ротора 5 его поступательное перемещение, при этом левая часть дужки 2 освобождается от фиксации выступом ротора 5 и замок открывается.
Запирание замка производится в обратной последовательности.
Разрешающая способность замка зависит от количества применяемых кодирующих элементов - барабанов 7.
Использование отверстий "ловушек" в конструкции кодирующих элементов позволяет повысить надежность за счет невозможности определения кода замка путем "прощупывания", так как при этом характерное "пощелкивание" происходит при попадании штифтов 18 как в отверстия 9, так и в любое из отверстий 10 "ловушек".
Двойное кодирование замка обеспечивается применением кодов на роторе 5 и барабанах 7, что повышает надежность замка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Висячий замок с выдвижной дужкой | 1989 |
|
SU1650904A1 |
ВИСЯЧИЙ ЗАМОК С ВЫДВИЖНОЙ ДУЖКОЙ | 1991 |
|
RU2049213C1 |
ЦИЛИНДРОВЫЙ МЕХАНИЗМ ЗАМКА | 1993 |
|
RU2030534C1 |
МЕХАНИЗМ ЗАМКА | 1991 |
|
RU2023122C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ПЕРЕНОСНОЙ СЕЙФ | 1992 |
|
RU2051272C1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1994 |
|
RU2046923C1 |
Висячий замок | 1982 |
|
SU1124114A1 |
ЗАМОК | 1992 |
|
RU2053343C1 |
Кодовый автоматический замок | 1980 |
|
SU1013619A1 |
Висячий замок (его варианты) | 1985 |
|
SU1288283A1 |
Изобретение относится к средствам для запирания раздвижных дверей транспортных средств, в частности железнодорожных вагонов. Замок содержит корпус с размещенными в нем элементами запирания, кодирования и дужкой. Элементы кодирования выполнены на роторе и барабанах. Все взаимодействующие между собой поверхности элементов конструкции замка выполнены цилиндрическими с образованием замкнутого контура. Замок снабжен элементом пломбирования. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Двухлопастной движитель | 1974 |
|
SU518414A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Авторы
Даты
1995-01-20—Публикация
1992-02-11—Подача