Изобретение относится к машиностроению, в частности к силовым замкам для крепления быстросъемных силовых люков.
Известен силовой замок для крепления люков транспортных средств, содержащий втулку с подпружиненным штырем и корпус, в прямоугольном отверстии которого расположен фиксирующий элемент штыря.
Втулка со штырем закрепляется на съемной крышке люка, а корпус на герметике для обеспечения защиты от попадания воды закрепляется на окантовке люка [1]
Недостаток указанного замка в том, что он не обеспечивает контакта между съемной крышкой люка через штырь и элементами конструкции транспортного средства, так как корпус замка, установленный на окантовке люка на герметике, не обеспечивает величину необходимого переходного сопротивления между ним и конструкцией транспортного средства.
Из известных силовых замков для крепления люков транспортных средств наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату является силовой замок [2] содержащий втулку и корпус, в котором размещен подпружиненный штырь с выступами на конце, и снабжен подпружиненным пальцем с головкой на одном конце и клеммным соединением на другом, размещенным в корпусе, при этом выступы штыря выполнены в виде клиновидных лопастей, а головка пальца снабжена гнездом лепесткового типа под упомянутые лопасти.
Недостатком указанного замка является сложность изготовления выступов штыря и ответного контактного гнезда в пальце вследствие их усложненной формы. Необходимость совмещения силового крепления и обеспечения электрического контакта клиновидными лопастями выступа штыря и гнездом пальца снижают надежность работы замка в условиях вибрационных воздействий, что характерно для транспортных средств. Эти недостатки существенны, так как снижают эксплуатационные качества замка.
Целью изобретения является повышение надежности работы замка и упрощение его конструкции. С этой целью запорный элемент выполнен с хвостовиком, имеющим чередующиеся резьбовые выступы и впадины, а палец выполнен с гнездом, имеющим на внутренней поверхности резьбовые выступы и впадины, соответственно взаимодействующие с резьбовыми выступами и впадинами хвостовика запорного элемента. Палец замка выполнен с диаметрально противоположными продольными прорезями и верхняя его часть охвачена пружинным кольцом, помещенным в наружной канавке.
Сопоставительный анализ с прототипом показывает, что предлагаемый замок обладает существенными отличиями, которые в совокупности дают положительный эффект, заключающийся в повышении надежности замка при упрощении его конструкции. Таким образом, предлагаемый замок соответствует критерию изобретения "новизна". Сравнение изобретения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не позволило выявить в них признаки, отличающие его от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 показан замок в закрытом виде; на фиг.2 сечение А-А на фиг.1; на фиг.3 замок до поворота запорного элемента; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг. 3.
Силовой замок содержит втулку 1, укрепленную в крышке 2 люка, и корпус 3, укрепленный в окантовке 4, в котором размещены подпружиненный пружиной 5 запорный элемент 6 со шлицем 7, выступами 8 на конце и хвостовиком 9, пружина 10, а также подпружиненный палец 11 с гнездом 12 на одном конце и клеммным соединением 13 на другом конце. На хвостовике 9 и гнезде 12 пальца 11 выполнены чередующиеся резьбовые выступы 14 и впадины 15 электрического контакта. Палец 11 в корпусе 13 установлен на резьбе и законтрен гайкой 16, в нем выполнены продольные прорези и канавка 18 для пружинного кольца 19.
Замок функционирует следующим образом. При закрытии крышки люка 2 в шлиц 7 вставляют отвертку и нажимают ею на запорный элемент 6, преодолевая сопротивление пружины 5, при этом хвостовик 9 входит в гнездо 12 пальца 11, резьбовой выступ 14 входит во впадину 15 гнезда 12 пальца 11. Затем поворачивают запорный элемент 6 на 90о, обеспечивая запирание замка выступами 8, и одновременно резьбовой выступ 14 хвостовика 9 запорного элемента 6 и гнезда 12 пальца 11 плотно соединяются, образуя замкнутую электрическую цепь между крышкой 2 и окантовкой 4 люка. Пружинное кольцо 19 обеспечивает стационарное переходное электрическое сопротивление. При открытии замка запорный элемент 6 поворачивают в исходное положение, а пружина 5 перемещает его во втулке 1 вывода выступа 8 и хвостовик 9 соответственно из корпуса 3 и гнезда 12 пальца 11.
Данное конструктивное выполнение силового замка для крепления люков обеспечивает надежную работу замка при простом и технологичном его устройстве.
Предлагаемый замок обеспечивает улучшенную проводимость за счет увеличенной контактной поверхности и повышенную надежность, так как исключено влияние вибрационных нагрузок на подпружиненные контакты. В течение срока эксплуатации надежность контактных соединений замка не снижается, что в целом повышает ресурс его работы примерно на 25% и дает экономический эффект.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ | 1983 |
|
SU1108674A1 |
Способ крепления крышки на окантовку люка | 2021 |
|
RU2764320C1 |
Люк летательного аппарата | 2021 |
|
RU2770416C1 |
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 1976 |
|
SU590900A1 |
КРЕПЕЖНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2217629C1 |
Замковое устройство | 1979 |
|
SU838102A1 |
ЗАПИРАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДВЕРЕЙ АВТОМОБИЛЯ | 1999 |
|
RU2153053C1 |
ЗАМОК | 1994 |
|
RU2104216C1 |
Замок | 1980 |
|
SU972026A1 |
УСТРОЙСТВО БЛОКИРОВКИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ПОДВИЖНОГО УЗЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2651381C1 |
Изобретение относится к авиа- и машиностроению, в частности к силовым замкам для быстросъемных силовых люков. Цель изобретения повышение надежности работы замка при упрощении конструкции. С этой целью в запорном элементе 6 замка образован хвостовик 9, а в верхней части пальца 11 выполнено гнездо 12, в котором выполнены взаимодействующие резьбовые выступы и впадины. 1 з. п. ф-лы, 4 ил.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Тематический обзор "Силовые замки эксплуатационных люков самолета", 1971 г., с.71, черт.46. |
Авторы
Даты
1995-08-09—Публикация
1991-05-12—Подача