Изобретение относится к области авиастроения, в частности к силовым замкам для крепления быстросъемных силовых люков.
Известен силовой замок, содержащий разъемный по горизонтальной оси замка корпус, состоящий из нижнего и верхнего полукорпусов, соединенных между собой подпружиненным запорным органом с хвостовиком.
Недостатком такого замка является наличие большого зазора между скрепляемыми деталями.
Наиболее близким техническим решением из известных является силовой замок, содержащий подпружиненный запорный орган штыревого типа с хвостовиком, установленный в полости разъемного по горизонтальной оси замка, в основании которого установлена подпружиненная запорная шайба.
Однако в этом замке сопряжение втулки и корпуса осуществляется по конусной поверхности, которая для обеспечения требуемой прочности по смятию имеет большую образующую, и при открытом положении замка они перекрывают друг друга, не позволяя устанавливать замки на криволинейных поверхностях с углов открытия более 50о; заклепки крепления создают дополнительное ослабление конструкции; конструкция шлица штыря и наличие зазора по диаметру головки штыря создают условия для скапливания в этих полостях влаги, которая, проникая внутрь замка, замерзает при низких температурах.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик замка.
Это достигается тем, что в замке на верхней поверхности корпуса выполнен кольцевой конусный выступ, входящий в ответную кольцевую конусную проточку, выполненную на нижней поверхности втулки, причем средняя часть штыря имеет форму многогранника, взаимодействующего своими гранями с боковыми стенками прямоугольного отверстия корпуса.
На фиг. 1 изображен предложенный замок в запертом положении, общий вид в разрезе; на фиг. 2 - то же, в другой плоскости; на фиг. 3 - то же, открытое положение; на фиг. 4 - сечение по А-А на фиг. 1; на фиг. 5 - сечение по Б-Б на фиг. 3.
Малогабаритный силовой замок содержит втулку 1 со штырем 2, которая развальцована в крышке 3 люка. В окантовку 4 со стороны крышки 3 вставлен корпус 5, а с другой стороны завернута гайка 6, которые контрятся относительно друг друга шайбой 7. Штырь 2 фиксируется в запертом положении стопорной шайбой 8 и пружиной 9, опертой на упор 10.
Втулка 1 имеет внутреннюю резьбу, а на нижнем конце штыря 2, на его ровной части, выполнена наружная резьба для того, чтобы вставить его во втулку 1 и затем, раскернив ее вверху, предохранить штырь 2 от выпадания из втулки 1. На нижней поверхности втулки 1 выполнена кольцевая проточка, в которую входит соответствующий ей кольцевой выступ корпуса 5. Благодаря контакту по двум поверхностям при одном и том же диаметре площадь смятия увеличивается вдвое, и для получения требуемой площади смятия длину образующей конуса можно уменьшить вдвое; благодаря этому уменьшается взаимное перекрытие втулки 1 и корпуса 5, что позволяет увеличить угол охвата крышек люков на криволинейных поверхностях до 120о.
Корпус 5 вставляется в окантовку 4 сверху. На нижней части корпуса 5 выполнена резьба, на которую наворачивается гайка 6, и они контрятся друг относительно друга шайбой 7, которая своими внутренними усиками заходит в вертикальные пазы корпуса 5, а наружные усики загибаются на верхнюю часть гайки 6, выполненной в виде шестигранника. Внутри корпуса 5 расположена стопорная шайба 8, которая снаружи имеет выступы, входящие в пазы корпуса 50, а внутри - овальное отверстие, в которое входит фиксирующий выступ штыря 2. При открытии замка пружина 9 выталкивает штырь 2 из гнезда, устанавливает его почти заподлицо с окантовкой 4 и удерживает в этом положении.
Для фиксации открытого и закрытого положений замка средняя часть штыря 2 выполнена в виде многогранника (см. фиг. 4, 5), который может поворачиваться в закрытое положение только в одну сторону по часовой стрелке на 75о.
При открытом положении замка одна из граней штыря 2 упираются в боковые стенки прямоугольного отверстия корпуса 5, нижняя часть штыря 2 устанавливается против прямоугольного отверстия корпуcа 5, и пружина 9 подает штырь 2 через стопорную шайбу 8 вверх.
При закрытии замка другие грани штыря 2 упираются в боковые стенки прямоугольного отверстия корпуса 5, фиксирующий выступ на нижней части штыря 2 устанавливается против прямоугольного отверстия стопорной шайбы 8, и пружина 9 подает ее вверх, - замок заперт.
Таким образом, этот замок не требует большого зазора между крышкой 3 и окантовкой 4 (зазор в 1 мм для герметики и развальцовки). Замок применяется на различных толщинах окантовок (2-10 мм) за счет запаса длины резьбы на корпусе 5 и гайке 6; обеспечивает короткий путь для передачи открывающих усилий, выполнение головки штыря 2 конусной и шлица-радиусом предотвращает попадание влаги внутрь замка и ее замерзание там, замок не крепится заклепками, что уменьшает трудоемкость постановки замков и не ослабляет конструкцию; замок позволяет увеличить размеры люков, устанавливаемых на криволинейных поверхностях с углом охвата до 120о.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КРЕПЕЖНОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2217629C1 |
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ | 1991 |
|
RU2041135C1 |
Замковое устройство | 1979 |
|
SU838102A1 |
Люк летательного аппарата | 2021 |
|
RU2770416C1 |
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ | 1983 |
|
SU1108674A1 |
Способ крепления крышки на окантовку люка | 2021 |
|
RU2764320C1 |
КОНУСНЫЙ ЗАМОК | 2015 |
|
RU2585212C1 |
ЗАМОК СИЛОВОЙ ЦАНГОВЫЙ | 1969 |
|
SU236131A1 |
Винтовой замок | 1977 |
|
SU885645A1 |
КОДОВЫЙ ЗАМОК | 1998 |
|
RU2130537C1 |
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЛЮКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащий втулку и корпус, в прямоугольном отверстии которого расположен подпружиненный штырь, несущий стопорную шайбу, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик замка, в нем на верхней поверхности корпуса выполнен кольцевой конусный выступ, входящий в ответную кольцевую конусную проточку, выполненную на нижней поверхности втулки, причем средняя часть штыря имеет форму многогранника, взаимодействующего своими гранями с боковыми стенками прямоугольного отверстия.
СИЛОВОЙ ЗАМОК ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ПАНЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 0 |
|
SU309872A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1995-02-27—Публикация
1976-07-12—Подача