Изобретение относится к уплотнительной технике и предназначено для герметизирования гребных валов в дейдвудных устройствах судов.
Известно уплотнительное устройство манжетного типа дейдвудных устройств судов типа "Симплекс", герметизирующее судовой гребной вал в металлических подшипниках скольжения, работающих на минеральной смазке. Уплотнительное устройство содержит набор резиноармированных манжет и резиновых уплотнительных колец, собранных на распорных втулках, кроме того, само устройство работает под небольшим избыточным давлением минерального масла [1]
Недостатком этого устройства является отсутствие возможности замены изношенного уплотнительного устройства без захода судна в сухой док.
Известно уплотнение вращающего вала, содержащее основную и резервную манжеты центробежного колеса насоса, опорного кольца и подпружиненного гидравлического поршня [2]
Недостатком этого уплотнения является увеличение габаритов уплотнительного устройства и отсутствие возможности замены манжеты на плаву судна.
Известно также уплотнение вала, содержащее корпус, шайбы и уплотнительные кольца с трубчатой полостью [3]
Недостатком этого уплотнения является необходимость частого регулирования усилия поджатия шайб при их работе в дейдвудном режиме, иначе при изменяющемся в процессе изменения оборотов гребного вала давления морской воды в зоне работы гребного винта.
Известно также разрезное манжетное уплотнение гребных валов дейдвудных устройств судов, содержащее разрезную металлическую втулку, центрируемую на штифтах, разрезное, из двух половин, резиноармированное кольцо с пазами для установки в них разрезных резиновых уплотняющих колец прямоугольного сечения [4]
Недостатком этого уплотнения являются протечка уплотняемой жидкости через сборочные зазоры, а также большой момент трения из-за резиновых колец прямоугольного сечения.
Наиболее близким к изобретению является уплотнительное устройство для гребных валов типа "Нептун", содержащее три последовательно установленные на гребном валу резиноармированные манжеты специальной формы, рабочие кромки которых контактируют с загерметизированной промежуточной втулкой, напрессованной на гребной вал, причем прижатие рабочих кромок манжеты к промежуточной втулке осуществляется за счет натяга манжет и усилий браслетных пружин, надетых на губку манжеты [5]
Недостатком этого устройства является отсутствие возможности замены изношенной манжеты без захода судна в сухой док.
Целью изобретения является снижение трудоемкости замены манжеты в дейдвудном устройстве судна.
Поставленная цель достигается тем, что металлический обрезиненный корпус манжеты и губка с рабочей кромкой выполнены разъемными из двух половин, последовательно установленные в корпусе уплотнения манжеты разделены дистанционными полукольцами, в месте разъема губка с манжетой склеена внахлестку с использованием центрирующих пластин.
Сопоставительный анализ заявляемого решения и прототипа показывает, что заявляемое уплотнение отличается наличием разъемной манжеты из двух половин, обрезиненных металлических шайб Г-образной формы с втулками и губками, соединенных с рабочими кромками посредством центрирующих пластин быстротвердеющим клеем.
Таким образом, заявляемое манжетное уплотнение дейдвудного устройства соответствует критерию изобретения "новизна".
Сравнение заявляемого решения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области не позволило выявить в них признаки, отличающие изобретение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 показан общий вид манжетного уплотнения в продольном разрезе; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4 узел I на фиг. 2.
Предлагаемое манжетное уплотнение дейдвудного устройства состоит из корпуса 1 уплотнения, уплотняемого вала 2, в который напрессована разъемная манжета. Разъемная манжета состоит из двух половин, содержащих полукольцо 3 из обрезиненного металла, губку 4 с рабочей кромкой 5. Полукольцо 3 центрировано посредством штифтов 6. Губка 4 и рабочая кромка 5 соединены посредством резиновых пластин 7 и резиновых прокладок 8 (фиг. 4). Браслетная пружина 9 надета на губку 4. Место разъема полуколец 3 уплотнено прокладкой 10. Прокладка 10 прижата выступом разъемной крышки 11, установленной в корпусе 1 уплотнения посредством винтов 12. Последовательно установленные манжеты разъединены дистанционными полукольцами 13.
Манжетное уплотнение дейдвудного устройства работает следующим образом. За счет натяга рабочей кромки 5 манжеты и усилия обжатия пружины 9 обеспечиваются необходимое прижатие и контакт рабочей кромки 5 манжеты с валом 2. Этим достигается герметизация вала 2 от воды, поступающей через зазор между поверхностью вала 2 и разъемной крышкой 11. Замена манжеты производится установкой полуколец 3 из обрезиненного металла и склеиванием быстротвердеющим клеем посредством резиновых пластин 7 и резиновых прокладок 8 губок 4 полуколец 3 с рабочей кромкой 5 с последующими установкой дистанционных полуколец 13, прокладки 10 и уплотнением ее посредством разъемной крышки 11 и винтов 12, причем замену производят при подъеме кормы судна перемещением балласта до полного и достаточного выхода гребного вала над поверхностью воды.
Технико-экономическая эффективность изобретения состоит в том, что в результате нового принципа действия манжетного уплотнения и воплощения его в конструкцию появляется возможность герметизировать гребной вал и производить замену манжеты в дейдвудном устройстве без захода судна в сухой док, что позволит значительно снизить трудоемкость ремонта дейдвудного устройства.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Манжетное уплотнение | 1987 |
|
SU1460498A1 |
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397105C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ГРЕБНОГО ВАЛА | 2008 |
|
RU2368535C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 1998 |
|
RU2132503C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАМЕНЫ МАНЖЕТ ДЕЙДВУДНОГО САЛЬНИКА | 1973 |
|
SU388961A1 |
ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК | 1990 |
|
RU2042867C1 |
Магнитожидкостное уплотнение | 1982 |
|
SU1020674A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ И ПЕРЕГРУЗКИ СЫПУЧИХ ГРУЗОВ | 1990 |
|
RU2032602C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ ВОДОМЕТНЫЙ | 2009 |
|
RU2436706C2 |
Отбойное устройство | 1981 |
|
SU977557A1 |
Сущность изобретения: металлический обрезиненный корпус манжеты и губка с рабочей кромкой выполнены разъемными из двух половин, оклеенных внахлестку резиновыми пластинами и прокладками. 4 ил.
МАНЖЕТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ДЕЙДВУДНОГО УСТРОЙСТВА, содержащее корпус уплотнения, гребной вал, металлический обрезиненный корпус губки манжеты с рабочей кромкой и браслетной пружиной, отличающееся тем, что металлический обрезиненный корпус манжеты и губка с рабочей кромкой выполнены разъемными из двух половин, склеенных внахлестку посредством резиновых пластин и прокладок.
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Балацкий Л.Т | |||
и Бегагоен Т.Н | |||
Эксплуатация и ремонт дейдвудных устройство морских судов "Нептун" | |||
М.: Транспорт, 1975, с.246. |
Авторы
Даты
1995-08-20—Публикация
1990-11-16—Подача