ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК Российский патент 1995 года по МПК F16C17/14 B63H23/26 

Описание патента на изобретение RU2042867C1

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано в дейдвудном устройстве судна.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому эффекту является дейдвудный подшипник [1] содержащий неподвижную металлическую втулку и металлическую втулку с резиновой облицовкой, жестко закрепленную на вращающемся валу, причем резиновая облицовка имеет продольные канавки, расположенные по образующей ее поверхности. Подшипник снабжен размещенными в канавках с подвижной посадкой цилиндрическими стержнями.

Однако данное устройство подвержено неравномерному износу и требует трудоемких работ по замене всей поверхности подшипника, так как его конструкция не позволяет заменить лишь наиболее изношенную часть.

Целью изобретения является повышение надежности подшипника путем повышения его работоспособности за счет поддержания зазора в требуемом интервале значений.

Для этого дейдвудный подшипник содержит неподвижную металлическую втулку, закрепленную в корпусе дейдвудной трубы, и размещенную в ней несущую втулку с антифрикционным слоем, выполненную составной из цилиндрических секций, примыкающих друг к другу, каждая из которых разделена на полукольца, зафиксированные в неподвижной втулке от тангенциального смещения. Вкладыш выполнен из любого антифрикционного материала, например из бакаута, текстолита, пластика, резины.

Наличие новых элементов и связей позволяет практически неограниченно увеличивать межремонтный период эксплуатации дейдвудного подшипника, повысить его долговечность и надежность за счет возможности замены изношенной цилиндрической секции. Указанная новая совокупность существенных признаков необходима и достаточна для достижения указанной цели, что доказывает соответствие критерию охраноспособности "новизна".

Сравнение предлагаемого изобретения не только с прототипом, но и с другими техническими решениями в данной области техники не выявило в них признаки, отличающие предлагаемое изобретение от прототипа, что позволяет сделать вывод о соответствии критерию "существенные отличия".

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый дейдвудный подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Дейдвудный подшипник имеет металлическую неподвижную втулку 1, жестко закрепленную в корпусе дейдвудной трубы 2. Внутри неподвижной втулки вставлен набор одинаковых цилиндрических секций 3, закрепленных от прокручивания и имеющих возможность перемещения вдоль оси вала. Цилиндрическая секция состоит из верхней 3В и нижней 3Н частей, каждая из которых состоит из обоймы 4 и вкладыша 5 из антифрикционного материала, контактирующего с гребным валом 6.

Дейдвудный подшипник работает следующим образом.

В результате неравномерного распределения давления на подшипник при вращении вала 6 происходит неравномерный износ вкладышей 5 подшипника. Наиболее интенсивному износу подвергается ближайшее к винту (не показана) цилиндрическая секция 3. Когда износ в этой секции 3 достигнет предельной величины, весь набор цилиндрических секций 3 продвигается вдоль гребного вала к винту на длину одной секции 3. При этом место вытолкнутой наружу крайней секции 3, имеющей предельно допустимый износ, займет продвинувшаяся соседняя секция 3; на место крайней носовой секции 3 устанавливается новая из числа запасных. Последующие операции замены изношенной части подшипника проводятся аналогично. Предотвращение самопроизвольного продвижения секций осуществляется средствами осевой фиксации, конструктивное решение которых существенно зависит от типа судна.

Один из вариантов средства осевой фиксации представляет собой прикрепляемое к торцовой части дейдвудной трубы приспособление, содержащее деталь, которая предотвращает самопроизвольное выпадение цилиндрических секций, а в процессе замены изношенной секции устанавливается в позицию, не препятствующую продвижению всего набора секций.

Использование предлагаемого дейдвудного подшипника приводит к практически неограниченному увеличению межремонтного периода эксплуатации дейдвудного устройства, так как не требует установки судна в док для проведения операции по замене изношенных частей подшипника. Увеличение долговечности подшипника обеспечивается также и тем, что каждая цилиндрическая секция постепенно прирабатывается; приработанность материала используется на протяжении всего срока работы секции; интенсивность приработки при этом близка к постоянной, что способствует поддержанию установившегося режима совместной работы вала и подшипника; интенсивность износа подшипника в установившемся режиме работы дейдвудного устройства практически постоянна, что уменьшает влияние износа на нагрузки на подшипниках и напряжения в сечениях валов, позволяет контролировать это влияние при центровке валопровода. Кроме того, появляется возможность применять укороченные дейдвудные подшипники, что существенно повышает технологичность дейдвудных устройств.

Похожие патенты RU2042867C1

название год авторы номер документа
ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК 1993
  • Савкин Н.М.
  • Рыбина И.И.
RU2053165C1
Дейдвудный сальник 1990
  • Филимонов Вениамин Викторович
  • Мельников Владимир Евгеньевич
SU1691225A1
Механическое уплотнение гребного вала 1973
  • Борисов Вальдемар Иванович
  • Середин Дмитрий Григорьевич
  • Угренев Александр Васильевич
SU493579A1
ПОДШИПНИК ГРЕБНОГО ВАЛА КРУПНОТОННАЖНЫХ МОРСКИХ СУДОВ 2008
  • Бабенко Анатолий Александрович
  • Григорьев Алексей Кузьмич
  • Дарбенян Олег Эдуардович
  • Жуковский Юрий Георгиевич
RU2385256C1
Судовой подшипниковый узел 1983
  • Смыков Александр Васильевич
  • Беликин Гарри Николаевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Сергеев Николай Иванович
  • Черепнин Виктор Алексеевич
  • Федянин Артур Федорович
SU1126496A1
Стенд для испытания судового дейдвудного подшипника 1983
  • Соков Евгений Васильевич
  • Орехов Анатолий Владимирович
  • Рубин Марк Борисович
  • Фомин Владимир Иванович
  • Лысенков Павел Михайлович
SU1098864A1
Дейдвудное устройство 1983
  • Смыков Александр Васильевич
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Сергеев Николай Иванович
  • Пивонов Евгений Григорьевич
  • Молодецкий Эмиль Петрович
  • Холост Аркадий Ефимович
  • Афанащенко Владимир Никифорович
SU1090615A1
ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОВОГО ВАЛОПРОВОДА 1991
  • Тарабрин Александр Иванович[Ua]
  • Чередниченко Александр Константинович[Ua]
  • Половенко Антон Вячеславович[Ua]
RU2023625C1
Дейдвудное устройство 1986
  • Орехов Анатолий Владимирович
  • Рубин Марк Борисович
  • Соков Евгений Васильевич
  • Лысенков Павел Михайлович
  • Елизаров Виктор Николаевич
  • Солюлев Геннадий Семенович
  • Писарев Аркадий Николаевич
  • Рогалев Анатолий Тимофеевич
  • Смыков Александр Васильевич
  • Черепнин Виталий Алексеевич
SU1428851A1
Дейдвудное устройство 1981
  • Сапунов Александр Петрович
  • Григорьев Алексей Кузьмич
  • Березний Василий Васильевич
  • Мизгирев Виктор Александрович
  • Припачкин Владимир Александрович
SU981099A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 042 867 C1

Реферат патента 1995 года ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК

Использование: в судостроении. Сущность изобретения: дейдвудный подшипник содержит неподвижную металлическую втулку в корпусе дейдвудной трубы и втулку с антифрикционным слоем, причем несущая втулка выполнена составной из полуколец, составляющих цилиндрические втулки. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 042 867 C1

ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК, содержащий неподвижную металлическую втулку для закрепления в корпусе дейдвудной трубы и размещенную в ней несущую втулку с антифрикционным слоем, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности подшипника путем повышения его работоспособности за счет поддержания постоянства зазора в требуемом интервале значений, несущая втулка выполнена составной из цилиндрических секций, примыкающих одна к другой, а каждая из последних в виде двух полуколец, зафиксированных в неподвижной втулке от тангенциального смещения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2042867C1

Дейдвудный подшипник 1979
  • Росливкер Ефим Григорьевич
  • Коваленко Юрий Владимирович
  • Мальцев Василий Николаевич
  • Рыбальченко Константин Григорьевич
  • Шрамков Игорь Иванович
SU893723A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

RU 2 042 867 C1

Авторы

Савкин Н.М.

Рыбина И.И.

Даты

1995-08-27Публикация

1990-01-09Подача