Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в грузоподъемных устройствах перегрузочных машин атомных реакторов, когда требуется при аварийном обрыве кинематической цепи быстрая и надежная остановка опускаемого груза при минимальных габаритах тормозов.
Известны колодочные, ленточные и дисковые тормоза с управляемыми приводами.
Известные тормоза обеспечивают остановку груза на заданной высоте и надежно предотвращают самопроизвольное опускание груза, как при нормальных условиях работы, так и при полном обесточивании грузоподъемного механизма. Однако при обрыве кинематической цепи или при остановке только электродвигателя привода подъема из-за возможных неисправностей в системе его питания и управления тормоз, оснащенный индивидуальным приводом, может остаться в разомкнутом состоянии и произойдет самопроизвольное ускоренное опускание груза и его разрушение.
При работе с радиоактивными грузами это недопустимо, так как разрушение груза вызывает тяжелое поражение обслуживающего персонала и радиоактивное заражение окружающей среды, загрязнение активной зоны ядерного реактора. Поэтому указанные тормоза с индивидуальным приводом не могут быть самостоятельно применены в грузоподъемных механизмах перегрузочных машин атомных реакторов.
Наиболее близким техническим решением является аварийный тормоз для подъемных механизмов, содержащий приводной вал, тормозной диск с резьбовой втулкой, кинематически связанный с отжимным устройством.
Недостатком в работе тормоза является то, что он не обеспечивает надежный останов груза.
Изобретение характеризуется тем, что тормоз снабжен кинематически связанным с приводным валом дополнительным валом и дополнительным тормозом, причем тормозной диск с резьбовой втулкой и отжимное устройство установлены на дополнительном валу, при этом отжимное устройство включает две подвижные относительно друг друга ведущую и ведомую полумуфты, снабженные между собой, упорами и пружинами, расположенными по периметру полумуфт, причем ведомая полумуфта кинематически связана с приводом дополнительного тормоза.
На фиг. 1 изображен тормоз, продольный разрез; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.
Тормоз содержит корпус 1, в котором размещен дополнительный вал 2, кинематически связанный с главным валом 3. На дополнительном валу 2 установлен тормозной диск 4 с резьбовой втулкой 5 и взаимодействующее с ним отжимное устройство. Отжимное устройство выполнено в виде подвижных относительно друг друга ведущей 6 и ведомой 7 полумуфт. Тормозной диск 4 связан с полумуфтой 7 и установлен с возможностью взаимодействия с фрикционным элементом 8. Кроме того, ведомая полумуфта 7 одновременно является тормозным барабаном дополнительного управляемого тормоза 9.
Ведущая 6 и ведомая 7 полумуфты снабжены взаимодействующими между собой упорами 10 и 11 и пружинами 12, размещенными по дуге окружности полумуфт.
Следящая система содержит два сельсина, один из которых связан с валом электродвигателя привода, а другой с главным валом 3 так, что роторы обоих сельсинов имеют при нормальной работе одинаковое число оборотов и устройство управляющее включением привода тормоза 9.
Тормоз работает следующим образом.
При подъеме груза вращение от главного вала 3 передается на дополнительный вал 2 и далее через упоры 10 и 11 полумуфт 6 и 7 на тормозной диск 4. При этом диск 4 находится в исходном положении на резьбовой втулке 5 вала 2, свободно вращается и обеспечивается установочный зазор между диском 4 и фрикционными элементами 8 на корпусе 1. Тормоз 9 разомкнут. При опускании груза вращение от главного вала 3 передается на дополнительный вал 2, по резьбовой втулке которого тормозной диск 4 перемещается в свое крайнее положение и начинает выбираться зазор между диском 4 и фрикционными элементами 11 корпуса 1. В то же время вращение от вала 2 передается через полумуфту 6 на пружины 12, сжимая их. Пружины 12 через полумуфту 7 разворачивают диск 4 в обратную сторону по резьбе втулки 5 и не дают ему переместиться в крайнее положение и замкнуться на фрикционных элементах 8.
Система находится в равновесии, сохраняя необходимый зазор для свободного опускания груза. Тормоз 9 разомкнут, ведомая полумуфта свободно вращается.
При нарушении в кинематической цепи привода не будет синхронности оборотов сельсинов, вследствие чего следящая система автоматически включает привод тормоза 9, вызывая остановку ведомой полумуфты 7 и прекращая разворот диска 4 от пружин 12. Равновесие нарушается и тормозной диск 4, перемещаясь по резьбовой втулке 5 на валу 2, выбирает весь зазор между диском 4 и фрикционными элементами 8 корпуса 1. При этом после момента их касания происходит самозатяжка аварийного тормоза по резьбе втулки 5 на валу 2 крутящим моментом от груза, а тормоз 9 испытывает крутящий момент только от действия пружины 12.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСТАНОВКИ КАРЕТКИ, ВЗАИМОДЕЙСТВУЮЩЕЙ С ТЯГОВОЙ ЦЕПЬЮ | 1998 |
|
RU2137691C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 1992 |
|
RU2086013C1 |
Автоматический тормоз нормального замкнутого типа | 1975 |
|
SU529316A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ НОРМАЛЬНО ЗАМКНУТЫЙ ТОРМОЗ | 1996 |
|
RU2143080C1 |
Автоматический тормоз для подъемных механизмов | 1987 |
|
SU1483831A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА-ТОРМОЗ | 1988 |
|
RU2027087C1 |
Муфта-тормоз | 1976 |
|
SU653452A1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ РАСФИКСАТОР | 2009 |
|
RU2395713C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 1991 |
|
RU2030798C1 |
ТЯГОВАЯ ЛЕБЕДКА | 1998 |
|
RU2153461C2 |
Использование: в грузоподъемных устройствах. Аварийный тормоз для подъема механизмов содержит приводной вал 3, тормозной диск пружины с тормозной втулкой 5, кинематически связанный с отжимным устройством. Тормоз снабжен кинематически связанным с приводным валом 3, дополнительным валом 2, на котором размещены тормозной диск 4 с резьбовой втулкой 5 и дополнительным тормозом 9. Отжимное устройство установлено на валу 2 и включает две подвижные относительно друг друга ведущую 6 и ведомую 7 полумуфты. Полумуфты 6 и 7 снабжены взаимодействующими между собой упорами и пружинами, размещенными по дуге окружности полумуфт. Дополнительный тормоз 9 имеет тормозной барабан в виде полумуфты 7. 2 ил.
АВАРИЙНЫЙ ТОРМОЗ ДЛЯ ПОДЪЕМНЫХ МЕХАНИЗМОВ, содержащий приводной вал, тормозной диск с резьбовой втулкой, кинематически связанный с отжимным устройством, отличающийся тем, что он снабжен кинематически связанным с приводным валом дополнительным валом и дополнительным тормозом, причем тормозной диск с резьбовой втулкой и отжимное устройство установлены на упомянутом дополнительном валу, при этом отжимное устройство включает в себя две подвижные относительно одна другой ведущую и ведомую полумуфты, снабженные взаимодействующими между собой упорами и пружинами, расположенными по периметру полумуфт, причем упомянутая ведомая полумуфта кинематически связана с приводом дополнительного тормоза.
Александров М | |||
П | |||
Тормозные устройства в машиностроении, М., 1965, с.279, фиг | |||
Переносная мусоросжигательная печь-снеготаялка | 1920 |
|
SU183A1 |
Авторы
Даты
1995-09-10—Публикация
1991-12-20—Подача