СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 1995 года по МПК F01P5/00 

Описание патента на изобретение RU2044895C1

Изобретение относится к системам жидкостного охлаждения преимущественного двигателей внутреннего сгорания, в которых рабочее колесо вентилятора расположено внутри кожуха.

Известны системы жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащие радиатор и расположенный за ним по ходу воздушного потока в плоскости, параллельный плоскости радиатора, осевой вентилятор, рабочее колесо которого расположено внутри соединенного с радиатором кожуха и имеет ступицу с лопастями [1] Недостатком известной системы является низкая эффективность охлаждения из-за недостаточной интенсивности обдува центральной и периферийной частей радиатора.

Из известных наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая радиатор и расположенное за ним по ходу воздушного потока в плоскости, параллельной фронту радиатора, рабочее колесо осевого вентилятора, имеющее ступицу с лопастями, расположенными внутри соединенного с радиатором кожуха вентилятора, причем радиатор имеет условно выделенные центральную часть, расположенную радиально ниже лопастей вентилятора, периферийную часть, расположенную радиально выше лопастей вентилятора и промежуточную часть, расположенную напротив лопастей вентилятора [2]
Недостаток известной системы низкая эффективность охлаждения вследствие недостаточно интенсивного обдува центральной и периферийной частей радиатора.

Целью изобретения является повышение эффективности охлаждения путем повышения интенсивности обдува центральной и периферийной частей радиатора.

Поставленная цель достигается тем, что в системе жидкостного охлаждения, преимущественно двигателя внутреннего сгорания, содержащей радиатор и расположенное за ним по ходу воздушного потока в плоскости, параллельной фронту радиатора, рабочее колесо осевого вентилятора, имеющее ступицу с лопастями, расположенными внутри соединенного с радиатором кожуха вентилятора, причем радиатор имеет условно выделенные центральную часть, расположенную радиально ниже лопастей вентилятора, периферийную часть, расположенную радиально выше лопастей вентилятора, и промежуточную часть, расположенную напротив лопастей вентилятора, ступица рабочего колеса со стороны радиатора выполнена в виде соосно потокоорганизующего стакана, открытый конец которого расположен вблизи радиатора, а полость стакана сообщена с входом расположенных в лопастях центробежных каналов, выход которых расположен на периферийных торцах лопастей, кожух вентилятора выполнен из внутренней и соединенной с радиатором внешней части, разделенных полостью, примыкающей к периферийной части радиатора и сообщенной с кольцевидно-щелевой камерой смешения газоструйного эжектора, активное сопло которого выполнено в виде выходов центробежных каналов лопастей, а кольцевидно-щелевая камера смешения образована фигурными дисками, соединенными с частями кожуха, внутренняя часть которого напротив выходов лопастных центробежных каналов имеет кольцевую прорезь, кроме того, внешняя и внутренняя части кожуха со стороны радиатора выполнены в виде конических коллекторов.

На чертеже показана схема предлагаемой системы жидкостного охлаждения преимущественно двигателя внутреннего сгорания.

Предлагаемая система содержит радиатор 1 и расположенное за ним по ходу воздушного потока в плоскости, параллельной фронту радиатора 1, рабочее колесо 2 осевого вентилятора, имеющее ступицу 3 с лопастями 4, расположенными внутри соединенного с радиатором 1 кожуха 5 вентилятора. Радиатор 1 имеет условно выделенные центральную часть, расположенную радиально ниже лопастей 4 вентилятора, периферийную часть, расположенную радиально выше лопастей 4 вентилятора, и промежуточную часть, расположенную напротив лопастей 4 вентилятора. Ступица 3 рабочего колеса 2 со стороны радиатора 1 выполнена в виде соосного потокоорганизующего стакана 6, открытый конец которого расположен вблизи радиатора 1, а полость 8 стакана 6 сообщена с входом 9 расположенных в лопастях 4 центробежных каналов 10, выход 11 которых расположен на периферийных торцах лопастей 4. Кожух 5 вентилятора выполнен из внутренней 12 и соединенной с радиатором 1 внешней 13 частей, разделенных полостью 14, примыкающей к периферийной части радиатора 1 и сообщенной с кольцевидно-щелевой камерой 15 смешения газоструйного эжектора, активное сопло которого выполнено в виде выходов 11 центробежных каналов 10 лопастей 4, а кольцевидно-щелевая камера 15 смешения образована фигурными дисками 16 и 17, соединенными соответственно с частями 13 и 12 кожуха 5, внутренняя часть 12 которого напротив выходов 11 лопастных центробежных каналов 10 имеет кольцевую прорезь 18. Внешняя 13 и внутренняя 12 части кожуха 5 со стороны радиатора 1 выполнены в виде конических коллекторов. Направление воздушного потока показано на чертеже стрелками.

Система жидкостного охлаждения преимущественно двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.

При вращении рабочего колеса 2 осевого вентилятора лопасти 4 своими внешними поверхностями создают осевой воздушный поток через промежуточную часть радиатора 1, а центробежные каналы 10 лопастей 4 через полость 8 стакана 6 создают посредством центробежных сил воздушный поток через центральную часть радиатора 1. Одновременно центробежный поток воздуха, который через выходы 11 центробежных каналов 10 и прорезь 18 внутренней части 12 кожуха 5 устремляется с большой скоростью через кльцевидно-щелевую камеру 15 смешения газоструйного эжектора в атмосферу, эжектирует воздушный поток через периферийную часть радиатора 1 сквозь полость 14 между частями 12 и 13 кожуха 5. Это повышает интенсивность воздушного потока как через центральную и периферийную части радиатора 1, так и через промежуточную часть радиатора 1. Внутренняя часть 12 кожуха 5, а также стакан 6 создают границы между воздушными потоками через периферийную, центральную и промежуточные части радиатора 1, что еще больше повышает интенсивность потока через каждую из указанных частей радиатора 1 и тем самым еще больше повышает эффективность охлаждения теплоносителя охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор 1.

Использование изобретения повышает эффективность системы жидкостного охлаждения двигателя.

Похожие патенты RU2044895C1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Шеремет П.З.
RU2023890C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ 1991
  • Шеремет П.З.
RU2027872C1
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ 1991
  • Шеремет П.З.
RU2022131C1
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания 1990
  • Шеремет Павел Захарович
SU1726807A1
БУСТЕРНЫЙ ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ 1996
  • Ромасенко Е.Н.
RU2106534C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Шеремет П.З.
RU2023889C1
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Шеремет П.З.
RU2022132C1
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ВЕНТИЛЯТОРНАЯ УСТАНОВКА 2009
  • Аронский Евгений Витальевич
  • Батов Леонид Павлович
  • Бегма Михаил Васильевич
  • Воробьева Татьяна Михайловна
RU2406875C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1998
  • Соколовский М.И.
  • Лянгузов С.В.
  • Огнев С.В.
  • Тодощенко А.И.
  • Шляпин Я.К.
RU2140002C1
ОХЛАЖДЕНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2014
  • Биддалф Кристофер Джон
RU2665843C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 044 895 C1

Реферат патента 1995 года СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Сущность изобретения: система жидкостного охлаждения преимущественно двигателя внутреннего сгорания содержит радиатор и расположенное за ним по ходу воздушного потока в полости, параллельной фронту радиатора, рабочее колесо осевого вентилятора, имеющее ступицу с лопастями, расположенными внутри соединенного с радиатором кожуха вентилятора. Радиатор имеет условно выделенные центральную часть, расположенную радиально ниже лопастей вентилятора, периферийную часть, расположенную радиально выше лопастей вентилятора, и промежуточную часть, расположенную напротив лопастей вентилятора. При этом ступица рабочего колеса выполнена в виде соосного потокоорганизующего стакана, открытый конец которого расположен вблизи радиатора, а полость стакана сообщена с входом расположенных в лопастях центробежных каналов, выход которых расположен на периферийных торцах лопастей. Кожух вентилятора выполнен из внутренней и соединенной с радиатором внешней частей, разделенных полостью, примыкающей к периферийной части радиатора и сообщенной с кольцевидно-щелевой камерой смешения газового эжектора, активное сопло которого выполнено в виде выходов центробежных каналов лопастей. Кольцевидно-щелевая камера смешения образована фигурными дисками, соединенными с частями кожуха, внутренняя часть которого напротив выходов лопастных центробежных каналов имеет кольцевую прорезь. Кроме того, внутренняя часть кожуха со стороны радиатора выполнена в виде конических коллекторов. 1 з. п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 044 895 C1

1. СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащая радиатор и расположенное за ним по ходу воздушного потока в полости, параллельной фронту радиатора, рабочее колесо осевого вентилятора, имеющее ступицу с лопастями, расположенными внутри соединенного с радиатором кожуха вентилятора, причем радиатор имеет условно выделенные центральную часть, расположенную радиально ниже лопастей вентилятора, периферийную часть, расположенную радиально выше лопастей вентилятора, и промежуточную часть, расположенную напротив лопастей вентилятора, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения путем повышения интенсивности обдува центральной и периферийной частей радиатора, она снабжена центробежными каналами с входом и выходом и газоструйным электродом с активным соплом и кольцевиднощелевой камерой смешения, ступица рабочего колеса со стороны радиатора выполнена в виде соосного потокообразующего стакана, открытый конец которого расположен вблизи радиатора, а полость стакана сообщена с входом расположенных в лопастях центробежных каналов, выход которых расположен на периферийных торцах лопастей, кожух вентилятора выполнен из внутренней и соединенной с радиатором внешней частей, разделенных полостью, примыкающей к периферийной части радиатора и сообщенной с кольцевидно-щелевой камерой смешения газоструйного эжектора, активное сопло которого выполнено в виде выходов центробежных каналов лопастей, а кольцевидно-щелевая камера смешения образована фигурными дисками, соединенными с частями кожуха, внутренняя часть которого напротив выходов лопастных центробежных каналов имеет кольцевую прорезь. 2. Система по п.1, отличающаяся тем, что внешняя и внутренняя части кожуха со стороны радиатора выполнены в виде конических коллекторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2044895C1

Система охлаждения силовой установки с двигателем внутреннего сгорания воздушного охлаждения и трансмиссией 1985
  • Андреев Анатолий Борисович
  • Данилов Евгений Владимирович
  • Дивинский Аркадий Аронович
  • Меньшенин Геннадий Григорьевич
SU1286795A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

RU 2 044 895 C1

Авторы

Шеремет П.З.

Даты

1995-09-27Публикация

1991-12-11Подача