ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ Российский патент 1995 года по МПК H02K5/16 

Описание патента на изобретение RU2045121C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подшипниковых щитов и может быть преимущественно использовано при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей.

По данным ВНИИВИДа 8-12% электродвигателей выходит из строя вследствие отказов подшипниковых узлов [1]
Известно, что в современных электродвигателях широко применяются щиты, изготовленные из алюминиевых сплавов (методом литья под давлением). Однако у них меньшая по сравнению с чугунными жесткость, износоустойчивость и эксплуатационная надежность. Посадочное гнездо подшипника в таком щите изнашивается довольно быстро.

В процессе эксплуатации электродвигателей в результате перекосов и несоосности подшипниковых щитов, при осевом смещении подшипника, при вибрации ротора, возрастает нагрузка на посадочные места подшипниковых щитов. Износ посадочных поверхностей происходит неравномерно по окружности, в связи с этим нарушается симметрия положения ротора, что влечет за собой возникновение неравномерности воздушного зазора и как результат возникают подшипниковые токи, которые отрицательно сказываются на характеристиках электродвигателя. Величина износа посадочного места достигает 0,1-0,15 мм [1] В результате этого электродвигатели поступают в ремонт для восстановления посадочных мест в подшипниковых щитах. Однако, при механической обработке алюминиевых щитов возникают дополнительные трудности, связанные с отсутствием установочной базы.

Использование заводской базы отлив ушек невозможно, так как она в процессе эксплуатации часто бывает "забитой" и исправить ее при ремонте практически невозможно.

В качестве прототипа выбран алюминиевый подшипниковый щит, в котором отверстие под подшипник в ступице армировано сплошной стальной или металлокерамической втулкой [2]
Наличие стальной или металлокерамической втулки увеличивает срок службы щита, а также облегчает механическую обработку, но для обеспечения заданных размеров крепление щита должно быть обязательно аксиальным в точках против базовых установочных опор.

К недостаткам данной конструкции подшипникового щита следует отнести сложность восстановления посадочного отверстия при ремонте. Это объясняется сложностью удаления залитого стального или металлокерамического кольца, а также отсутствием базы для механической обработки. Кроме того, указанная конструкция не исключает возникновение подшипниковых токов, возникающих при несимметрии напряжения, воздушного зазора и обмоток электродвигателя.

Цель изобретения увеличение срока службы электродвигателя за счет увеличения ремонтопригодности подшипникового щита и уменьшения подшипниковых токов.

Цель достигается тем, что в алюминиевом подшипниковом щите, посадочное место которого армировано стальной или металлокерамической втулкой, предусмотрены следующие конструктивные отличия: вместо сплошной стальной или металлокерамической втулки установлена свертная стальная втулка на клею. В этом случае клей является изолятором от подшипниковых токов, что увеличивает срок службы подшипника и посадочного места под подшипник.

Кроме того, со стороны охлаждающих ребер выполнена проточка (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления.

Преимущество предлагаемого решения в сравнении с прототипом состоит в том, что повышается ремонтопригодность подшипникового щита.

На фиг.1 и 2 изображен алюминиевый подшипниковый щит, реализующий изобретение.

Подшипниковый щит содержит крепежные ушки 1, ребра охлаждения 2, посадочное место армировано свертным (разрезным) стальным кольцом 3 и на клею 4. На щите со стороны ребер охлаждения выполнена проточка 5 для крепления щита при его механической обработке.

Предложенные круговая проточка и заменяемое при ремонте свертное стальное кольцо, изолированное от крышки слоем клея, проявляют качественно новое свойство повышают ремонтопригодность подшипникового щита.

Похожие патенты RU2045121C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ С ВТУЛКОЙ 2023
  • Лузгин Леонид Андреевич
  • Валиев Рафаил Шамилевич
RU2801365C1
Подшипниковый щит 2021
  • Лузгин Леонид Андреевич
  • Валиев Рафаил Шамилевич
RU2759440C1
Устройство для разборки асинхронного электродвигателя 1988
  • Фесенко Вадим Иосифович
  • Вычужанин Владимир Викторович
  • Бубнов Алексей Борисович
SU1653078A1
ПЕТЛЕДЕРЖАТЕЛЬ 1997
  • Плахтин В.Д.
  • Модеев В.Ф.
  • Дзарахохов К.З.
  • Фришман С.И.
  • Аникин В.Б.
RU2134170C1
ОПОРА КАЧЕНИЯ 1991
  • Арустамов Э.П.
  • Клюковская Н.И.
RU2025591C1
Тяговый электропривод для маневровых тепловозов 2019
  • Пичугин Андрей Владиславович
  • Полюхович Владимир Степанович
  • Кострубов Евгений Евгеньевич
  • Небензя Кирилл Андреевич
RU2720229C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ 2005
  • Бирюков Владилен Борисович
  • Сенкус Витаутас Валентинович
  • Бирюкова Екатерина Владиленовна
  • Бирюков Александр Владиленович
  • Сенкус Валентин Витаутасович
RU2296660C1
СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ВЕТОХИНА "ЭМВ" 1992
  • Ветохин В.И.
RU2006140C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" 1994
  • Ветохин В.И.
RU2065656C1
Способ восстановления изношенных посадочных отверстий в корпусных деталях покрытием из раствора полимерного материала 2020
  • Ли Роман Иннакентьевич
  • Псарев Дмитрий Николаевич
  • Ризаева Юлия Николаевна
  • Киба Мария Романовна
  • Быконя Андрей Николаевич
  • Мельников Антон Юрьевич
RU2751339C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 045 121 C1

Реферат патента 1995 года ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Использование: при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей. Сущность изобретения: в алюминиевом подшипниковом щите установлено стальное кольцо 3 на клею. Со стороны охлаждающих ребер 2 выполнена проточка 5 (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления. Изобретение повышает ремонтопригодность подшипникового щита. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 045 121 C1

ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, включающий посадочное место под подшипник, ребра охлаждения, крепежные ушки, отличающийся тем, что, с целью повышения ремонтопригодности, в посадочное место под подшипник установлено свертное стальное кольцо на клею, а со стороны ребер охлаждения выполнена проточка для крепления щита при его механической обработке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2045121C1

Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Мощицкий В.Б
и др
Технология механической обработки в массовом производстве электродвигателей
М.: Энергия, 1981, с.176.

RU 2 045 121 C1

Авторы

Тетянич И.К.

Орлова Л.В.

Даты

1995-09-27Публикация

1989-04-25Подача