Изобретение относится к машиностроению, в частности к конструкции подшипниковых щитов и может быть преимущественно использовано при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей.
По данным ВНИИВИДа 8-12% электродвигателей выходит из строя вследствие отказов подшипниковых узлов [1]
Известно, что в современных электродвигателях широко применяются щиты, изготовленные из алюминиевых сплавов (методом литья под давлением). Однако у них меньшая по сравнению с чугунными жесткость, износоустойчивость и эксплуатационная надежность. Посадочное гнездо подшипника в таком щите изнашивается довольно быстро.
В процессе эксплуатации электродвигателей в результате перекосов и несоосности подшипниковых щитов, при осевом смещении подшипника, при вибрации ротора, возрастает нагрузка на посадочные места подшипниковых щитов. Износ посадочных поверхностей происходит неравномерно по окружности, в связи с этим нарушается симметрия положения ротора, что влечет за собой возникновение неравномерности воздушного зазора и как результат возникают подшипниковые токи, которые отрицательно сказываются на характеристиках электродвигателя. Величина износа посадочного места достигает 0,1-0,15 мм [1] В результате этого электродвигатели поступают в ремонт для восстановления посадочных мест в подшипниковых щитах. Однако, при механической обработке алюминиевых щитов возникают дополнительные трудности, связанные с отсутствием установочной базы.
Использование заводской базы отлив ушек невозможно, так как она в процессе эксплуатации часто бывает "забитой" и исправить ее при ремонте практически невозможно.
В качестве прототипа выбран алюминиевый подшипниковый щит, в котором отверстие под подшипник в ступице армировано сплошной стальной или металлокерамической втулкой [2]
Наличие стальной или металлокерамической втулки увеличивает срок службы щита, а также облегчает механическую обработку, но для обеспечения заданных размеров крепление щита должно быть обязательно аксиальным в точках против базовых установочных опор.
К недостаткам данной конструкции подшипникового щита следует отнести сложность восстановления посадочного отверстия при ремонте. Это объясняется сложностью удаления залитого стального или металлокерамического кольца, а также отсутствием базы для механической обработки. Кроме того, указанная конструкция не исключает возникновение подшипниковых токов, возникающих при несимметрии напряжения, воздушного зазора и обмоток электродвигателя.
Цель изобретения увеличение срока службы электродвигателя за счет увеличения ремонтопригодности подшипникового щита и уменьшения подшипниковых токов.
Цель достигается тем, что в алюминиевом подшипниковом щите, посадочное место которого армировано стальной или металлокерамической втулкой, предусмотрены следующие конструктивные отличия: вместо сплошной стальной или металлокерамической втулки установлена свертная стальная втулка на клею. В этом случае клей является изолятором от подшипниковых токов, что увеличивает срок службы подшипника и посадочного места под подшипник.
Кроме того, со стороны охлаждающих ребер выполнена проточка (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления.
Преимущество предлагаемого решения в сравнении с прототипом состоит в том, что повышается ремонтопригодность подшипникового щита.
На фиг.1 и 2 изображен алюминиевый подшипниковый щит, реализующий изобретение.
Подшипниковый щит содержит крепежные ушки 1, ребра охлаждения 2, посадочное место армировано свертным (разрезным) стальным кольцом 3 и на клею 4. На щите со стороны ребер охлаждения выполнена проточка 5 для крепления щита при его механической обработке.
Предложенные круговая проточка и заменяемое при ремонте свертное стальное кольцо, изолированное от крышки слоем клея, проявляют качественно новое свойство повышают ремонтопригодность подшипникового щита.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ С ВТУЛКОЙ | 2023 |
|
RU2801365C1 |
Подшипниковый щит | 2021 |
|
RU2759440C1 |
Устройство для разборки асинхронного электродвигателя | 1988 |
|
SU1653078A1 |
ПЕТЛЕДЕРЖАТЕЛЬ | 1997 |
|
RU2134170C1 |
ОПОРА КАЧЕНИЯ | 1991 |
|
RU2025591C1 |
Тяговый электропривод для маневровых тепловозов | 2019 |
|
RU2720229C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ | 2005 |
|
RU2296660C1 |
СПОСОБ СБОРКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ВЕТОХИНА "ЭМВ" | 1992 |
|
RU2006140C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ВЕТОХИНА "ЭМВ" | 1994 |
|
RU2065656C1 |
Способ восстановления изношенных посадочных отверстий в корпусных деталях покрытием из раствора полимерного материала | 2020 |
|
RU2751339C1 |
Использование: при изготовлении подшипниковых щитов электродвигателей. Сущность изобретения: в алюминиевом подшипниковом щите установлено стальное кольцо 3 на клею. Со стороны охлаждающих ребер 2 выполнена проточка 5 (установочная база) для крепления щита при механической обработке во время его восстановления. Изобретение повышает ремонтопригодность подшипникового щита. 2 ил.
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ, включающий посадочное место под подшипник, ребра охлаждения, крепежные ушки, отличающийся тем, что, с целью повышения ремонтопригодности, в посадочное место под подшипник установлено свертное стальное кольцо на клею, а со стороны ребер охлаждения выполнена проточка для крепления щита при его механической обработке.
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Мощицкий В.Б | |||
и др | |||
Технология механической обработки в массовом производстве электродвигателей | |||
М.: Энергия, 1981, с.176. |
Авторы
Даты
1995-09-27—Публикация
1989-04-25—Подача