Подшипниковый щит Российский патент 2021 года по МПК H02K5/16 H02K7/08 

Описание патента на изобретение RU2759440C1

Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции подшипниковых щитов, и может быть преимущественно использовано при изготовлении электрических машин.

Известен подшипниковый щит, содержащий алюминиевый корпус щита и стальную цилиндрическую втулку, установленную на клею в посадочное место под подшипник (Патент РФ № 2045121, кл. H02K 5/16, опубл. 27.09.1995).

Недостатком известной конструкции подшипникового щита является сложность его изготовления в связи с применением клеевого состава. Также недостатком является невысокая прочность соединения стальной цилиндрической втулки, установленной на клею, в посадочное место под подшипник с корпусом щита. Результатом невысокой прочности соединения стальной втулки с алюминиевым корпусом щита является саморазбор в виде ее проворота в посадочном месте под подшипник, из-за возникающих нагрузок в процессе вращения ротора электрической машины и как следствие воспринимаемых стальной втулкой крутящих моментов и вибраций от обоймы подшипника. Практика также показывает, что ремонт подшипникового щита при выходе щита из строя из-за саморазбора втулки с корпусом щита в посадочном месте связан со значительными трудностями и необходимостью дополнительных операций, что нецелесообразно.

Известен подшипниковый щит, содержащий алюминиевый корпус щита и стальную цилиндрическую втулку, запрессованную с натягом в посадочное место под подшипник, при этом стальная втулка скреплена в посадочном месте с корпусом щита штифтом (Патент CN202957689U, кл. H02K 5/16, опубл. 29.05.2013).

Недостатком известной конструкции подшипникового щита является то, что имеющегося натяга при сборке стальной цилиндрической втулки с посадочным местом алюминиевого корпуса щита недостаточно для обеспечения прочного их соединения. Невысокая прочность соединения стальной втулки и посадочного места алюминиевого корпуса щита с натягом из-за воспринимаемых стальной втулкой высоких крутящих моментов и вибраций от обоймы подшипника приводит к необходимости дополнительного их скрепления штифтом. При решении задачи саморазбора стальной втулки путем проворота ее в посадочном месте под подшипник алюминиевого корпуса щита, скрепление штифтом стальной втулки с корпусом щита ведет к технологическим сложностям выполнения отверстия в корпусе щита и стальной втулке, а также необходимости совмещения отверстий и запрессовки штифта, что является существенным недостатком конструкции. Кроме того, практика показывает, что при сборке с натягом стальной втулки с посадочным местом алюминиевого корпуса щита на алюминиевом посадочном месте образуются надиры, значительно снижающие прочность соединения.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является подшипниковый щит, содержащий алюминиевый корпус щита и стальную цилиндрическую втулку, запрессованную с натягом в посадочное место под подшипник, при этом стальная цилиндрическая втулка на своей наружной поверхности имеет накатку в виде прямых рифлений и скреплена в посадочном месте с корпусом щита штифтом (Патент CN 107528408 A, кл. H02K 5/16, опубл. 29.12.2017).

Недостатком известной конструкции подшипникового щита является то, что имеющегося натяга и нанесенных на наружной поверхности стальной цилиндрической втулки накаткой прямых рифлений, при сборки стальной втулки с посадочным местом алюминиевого корпуса щита, недостаточно для обеспечения прочного их соединения и долговечного функционирования конструкции, из-за воспринимаемых стальной втулкой высоких крутящих моментов и вибраций от обоймы подшипника при работе электромашины. Невысокая прочность соединения стальной втулки и посадочного места алюминиевого корпуса щита приводит к необходимости дополнительного их скрепления штифтом. При решении задачи саморазбора стальной втулки путем проворота ее в посадочном месте под подшипник алюминиевого корпуса щита, скрепление штифтом стальной втулки с корпусом щита ведет к технологическим сложностям выполнения отверстия в корпусе щита и стальной втулке, а также необходимости совмещения отверстий и запрессовки штифта, что в совокупности является существенным недостатком конструкции. Кроме того, практика показывает, что одним из факторов снижения прочности соединения при сборке с натягом стальной втулки с посадочным местом под подшипник алюминиевого корпуса щита является то, что из-за перекосов при запрессовке и отсутствия во втулке направляющей фаски на алюминиевом посадочном месте образуются надиры, значительно снижающие прочность соединения, нивелируя напряженное состояние, создаваемое натягом между стальной втулкой и посадочным местом под подшипник корпуса щита.

Задачей изобретения является создание технологичной конструкции подшипникового щита, обеспечивающей надежное и долговечное функционирование конструкции при действующих на нее вибрационных нагрузках и моментах при работе электромашины.

Технический результат заключается в обеспечении прочного сопряжения стальной втулки и посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита за счет натяга и кернения без усложнения конструкции.

Данная задача решается, а технический результат достигается благодаря тому, что в предлагаемой конструкции подшипникового щита, содержащего алюминиевый корпус щита и стальную втулку, имеющую на наружной поверхности накатку в виде прямых рифлений, запрессованную с натягом в посадочное место под подшипник, согласно изобретению на торце наружной поверхности стальной втулки имеется радиус для ее запрессовки, на торце посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита на окружности, отстоящей на расстоянии 2…6 мм от наружного диаметра втулки, имеются углубления от кернения, а между сопрягаемыми наружной поверхностью стальной вставки и внутренней поверхностью посадочного места под подшипник образован переменный натяг между упомянутыми поверхностями, путем их выполнения с различной разностью между внутренним диаметром посадочной поверхности места под подшипник и наружным диаметром вставки на противоположных торцах подшипникового щита, при этом величина переменного натяга Δ выбрана из следующего выражения:

∆=∆1-∆2=(0,04…0,6) мм,

где ∆1 - натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внутренней стороны подшипникового щита, ∆1=(Dв-d);

Dв - наружный диаметр стальной втулки с внутренней стороны подшипникового щита;

d - внутренний диаметр посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита;

∆2- натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внешней стороны подшипникового щита, ∆2=(D-d);

D - наружный диаметр стальной втулки с внешней стороны подшипникового щита.

Предлагаемая конструкция подшипникового щита благодаря наличию переменного натяга ∆ обладает повышенной прочностью соединения стальной втулки с корпусом щита в посадочном месте под подшипник и обеспечивает долговечное функционирование конструкции, надежно сопротивляясь воспринимаемым стальной втулкой высоким крутящим моментам и вибрациям от обоймы подшипника при работе электромашины.

Также, благодаря наличию углублений от кернения на торце посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита на окружности, отстоящей на расстоянии 2…6мм от наружного диаметра втулки, за счет очаговых пластических деформаций в алюминиевом посадочном месте от кернения происходит надежный охват наружного диаметра стальной втулки, препятствующий ее саморазбору.

Кроме того, в предлагаемой конструкции подшипникового щита благодаря наличию радиуса на торце наружной поверхности стальной втулки при запрессовке втулки предотвращается появление надиров на внутренней поверхности посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса, чем сохраняется благоприятное напряженно деформированное состояние в соединении втулки и посадочного места достигаемое переменным натягом.

Преимуществом предлагаемого подшипникового щита является технологичность его изготовления, а также обеспечение надежного и долговечного функционирования при действующих на него вибрационных нагрузках и моментах во время работы электромашины.

Также, в предлагаемой конструкции достигается прочное сопряжения стальной втулки и посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита за счет напряженного состояния образованного переменным натягом и кернением места под подшипник, без усложнения конструкции дополнительными деталями.

Сущность изобретения поясняется чертежами на фиг. 1, фиг. 2 и фиг. 3.

Подшипниковый щит изображен на фиг. 1, он содержит алюминиевый корпуса щита 1 с посадочным местом под подшипник 2 с внутренним диаметром d. В посадочное место под подшипник запрессована стальная втулка 3 имеющая наружный диаметр с внутренней стороны подшипникового щита Dв, а с внешней стороны диаметр D. Таким образом, при запрессовке стальной втулки образуется переменный натяг с внутренней стороны подшипникового щита ∆1=(Dв-d) и ∆2=(D-d) соответственно с внешней.

На фиг.2 изображен вид А с внутренней стороны подшипникового щита на котором приведены углублений от кернения 4 расположенные на торце посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита на окружности отстоящей на расстоянии h=2…6мм от наружного диаметра втулки Dв.

На фиг.3 изображена стальная втулка с радиусом R на торце наружной поверхности и прямыми рифлениями, образованными накаткой на наружной поверхности. Радиус R при запрессовке стальной втулки предотвращает появление надиров на внутренней поверхности посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса.

Заявляемое техническое решение обеспечивает надежное и долговечное функционирование конструкции подшипникового шита при действующих на нее вибрационных нагрузках и моментах при работе электромашины, в т.ч. с высокими оборотами, из-за применения переменного натяга ∆, обеспечивающего в рабочем режиме всестороннее равномерное сжатие стальной вставки по всей ее высоте, а также вследствие применения кернения, что в целом с прямым рифлением, нанесенным накаткой на наружной поверхности втулки, и радиусом на ее торце препятствует возможности ослабления соединения и саморазбора с проворотом стальной втулки.

Подщипниковый щит может быть использован в различных конструкциях электродвигателей, электрогенераторов и др. электромашин, в т.ч. высокооборотных, и предлагается к внедрению на АО «Уфимское агрегатное производственное объединение» (АО «УАПО») Технодинамика.

Итак, предлагаемый подщипниковый щит имеет улучшенные эксплуатационные свойства в виде прочности соединения основных конструктивных его частей, т.е. корпуса щита и втулки, а также высокотехнологичен.

Похожие патенты RU2759440C1

название год авторы номер документа
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ С ВТУЛКОЙ 2023
  • Лузгин Леонид Андреевич
  • Валиев Рафаил Шамилевич
RU2801365C1
Матрица для высадки деталей 2021
  • Лузгин Леонид Андреевич
  • Валиев Рафаил Шамилевич
  • Гудевич Борис Владимирович
RU2761843C1
Электрододержатель 2018
  • Долгов Анатолий Александрович
RU2689459C1
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ПОДШИПНИКА КАЧЕНИЯ В КОРПУСЕ 2008
  • Алексеев Вячеслав Владимирович
  • Головин Владимир Витальевич
  • Овчинников Виктор Васильевич
  • Хиневич Роман Евгеньевич
  • Круглов Виктор Юрьевич
RU2375180C1
Модуль-секция погружного многоступенчатого центробежного насоса с интегрированными износостойкими подшипниками скольжения 2020
  • Гайдучак Федор Владимирович
  • Кокарев Владимир Никандрович
  • Носаль Василий Иванович
  • Шатров Александр Сергеевич
  • Цыденов Андрей Геннадьевич
RU2748009C1
Способ восстановления изношенных деталей 1990
  • Фокин Игорь Николаевич
  • Осипова Елена Анатольевна
  • Авласенко Василий Петрович
  • Данненберг Владимир Бернардович
  • Сысоев Юрий Иванович
SU1791090A1
Способ сопряжения деталей 1972
  • Карпухин Иван Михайлович
  • Алейников Борис Семенович
  • Красильников Алексей Александрович
SU601559A1
СПОСОБ ФИКСАЦИИ ИЗНОШЕННЫХ СОЕДИНЕНИЙ "ВАЛ-ПОДШИПНИК" ШПИНДЕЛЬНЫХ УЗЛОВ МЕТАЛЛООБРАБАТЫВАЮЩЕГО ОБОРУДОВАНИЯ ПРИ ПОМОЩИ ПОЛИМЕРНОЙ НАНОКОМПОЗИЦИИ 2021
  • Кононенко Александр Сергеевич
  • Кильдеев Тимур Анверович
  • Хаббатуллин Роман Радикович
RU2812883C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1990
  • Амелин В.Д.
RU2030005C1
НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ЖИДКОСТИ 1997
  • Стрелков Н.Г.
  • Удовиченко С.Г.
  • Удовиченко А.С.
  • Андреева Л.Г.
  • Нагайцев В.Ф.
  • Нагайцев П.В.
  • Лукьянова Е.А.
RU2133380C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 759 440 C1

Реферат патента 2021 года Подшипниковый щит

Изобретение относится к электротехнике, в частности к конструкции подшипниковых щитов и может быть преимущественно использовано при изготовлении электрических машин. Технический результат заключается в повышении надежности и долговечности конструкции при действующих на нее вибрационных нагрузках и моментах при работе электромашины. Подшипниковый щит содержит алюминиевый корпус щита и стальную втулку, имеющую на наружной поверхности накатку в виде прямых рифлений, запрессованную с натягом в посадочное место под подшипник. На торце наружной поверхности стальной втулки имеется радиус для ее запрессовки. На торце посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита на окружности, отстоящей на расстоянии 2…6 мм от наружного диаметра втулки, имеются углубления от кернения. Между сопрягаемыми наружной поверхностью стальной вставки и внутренней поверхностью посадочного места под подшипник образован переменный натяг между упомянутыми поверхностями путем их выполнения с различной разностью между внутренним диаметром посадочной поверхности места под подшипник и наружным диаметром вставки на противоположных торцах подшипникового щита, при этом величина переменного натяга Δ выбрана из следующего выражения: ∆=∆1-∆2=(0,04…0,6) мм, где ∆1 - натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внутренней стороны подшипникового щита, ∆1=(Dв-d); Dв - наружный диаметр стальной втулки с внутренней стороны подшипникового щита; d - внутренний диаметр посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита; ∆2- натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внешней стороны подшипникового щита, ∆2=(D-d); D - наружный диаметр стальной втулки с внешней стороны подшипникового щита. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 759 440 C1

Подшипниковый щит, содержащий алюминиевый корпус щита и стальную втулку, имеющую на наружной поверхности накатку в виде прямых рифлений, запрессованную с натягом в посадочное место под подшипник, отличающийся тем, что на торце наружной поверхности стальной втулки имеется радиус для ее запрессовки, на торце посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита на окружности, отстоящей на расстоянии 2…6 мм от наружного диаметра втулки, имеются углубления от кернения, а между сопрягаемыми наружной поверхностью стальной вставки и внутренней поверхностью посадочного места под подшипник образован переменный натяг между упомянутыми поверхностями путем их выполнения с различной разностью между внутренним диаметром посадочной поверхности места под подшипник и наружным диаметром вставки на противоположных торцах подшипникового щита, при этом величина переменного натяга Δ выбрана из следующего выражения:

∆=∆1-∆2=(0,04…0,6) мм,

где ∆1 - натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внутренней стороны подшипникового щита, ∆1=(Dв-d);

Dв - наружный диаметр стальной втулки с внутренней стороны подшипникового щита;

d - внутренний диаметр посадочного места под подшипник алюминиевого корпуса щита;

∆2- натяг между сопрягаемыми поверхностями стальной втулки и посадочного места под подшипник, с внешней стороны подшипникового щита, ∆2=(D-d);

D - наружный диаметр стальной втулки с внешней стороны подшипникового щита.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2759440C1

CN 107528408 A, 29.12.2017
CN 202957689 U, 29.05.2013
ПОДШИПНИКОВЫЙ ЩИТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1989
  • Тетянич И.К.
  • Орлова Л.В.
RU2045121C1
Чехол для ручной гранаты 1941
  • Штаркман Б.П.
SU65311A1
0
SU180842A1

RU 2 759 440 C1

Авторы

Лузгин Леонид Андреевич

Валиев Рафаил Шамилевич

Даты

2021-11-12Публикация

2021-03-29Подача