Изобретение относится к дорожному транспорту и может быть использовано при конструировании и изготовлении протекторов шин дорожного транспорта.
Известен протектор шины дорожного транспорта, содержащий основание, выступы, выполненные заодно с основанием и образованные боковой поверхностью фасонной формы и ходовой повеpхностью, которая снабжена несущими нагрузку элементами, повышающими сцепляемость протектора с дорогой, канавки, отделяющие выступы друг от друга.
К недостаткам данной конструкции протектора относятся: слабая защита от износа протектора, так как сохраняется сцепляемость материала протектора с поверхностью дороги; сложность заделки несущих нагрузку элементов в протектор; низкая техника безопасности из-за возможности выворачивания несущих нагрузку элементов при движении транспорта; высокая стоимость шин;
Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является протектор шины дорожного транспорта, содержащий основание, выступы, выполненные заодно с основанием и образованные боковой поверхностью фасонной формы и ходовой поверхностью, которая снабжена несущими нагрузку элементами, повышающими сцепляемость протектора с дорогой, канавки, отделяющие выступы друг от друга.
К недостаткам данной конструкции протектора относятся: износ протектора, так как сохраняется сцепляемость материала протектора с поверхностью дороги; сложность заделки несущих нагрузку элементов в протектор; трудоемкость изготовления несущих нагрузку элементов; низкая техника безопасности из-за возможности выворачивания несущих нагрузку элементов при движении транспорта; высокая стоимость шин.
Целью изобретения является повышение ресурса и технологичности изготовления.
Цель достигается тем, что наружная поверхность основания протектора выполнена рифленой, на ходовой поверхности выступа выполнены по крайней мере два открытых сквозных паза, часть боковой поверхности выступа выполнена несущей и контактирующей с внутренней поверхностью паза, выполненного на рифленой плоскости несущего нагрузку элемента из фрикционного материала, имеющего форму пластины с боковой поверхностью фасонной формы, закрепленной на выступе сочленением рифленых поверхностей основания и пластины, сочленением несущих боковых поверхностей выступа и паза пластины, а также по крайней мере двумя расклинивающими элементами, расположенными внутри пазов, выполненных на ходовой поверхности выступа. Причем выступ может быть двух вариантов исполнения, как с боковой наружной поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными к ходовой поверхности, с криволинейными пазами на ходовой поверхности, так и с боковой наружной поверхностью, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу с боковыми наружными сторонами, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, с прямолинейными пазами на ходовой поверхности.
Кроме того, несущий нагрузку элемент может быть выполнен как с пазом, выполненным на рифленой плоскости, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами, перпендикулярными к рифленой плоскости, причем на наружной боковой поверхности пластины выполнена прорезь, совпадающая с пазами, выполненными на ходовой поверхности выступа круглой формы, так и со сквозным пазом, выполненным на рифленой плоскости, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста.
Расклинивающий элемент может быть выполнен с боковыми поверхностями, как параллельными между собой, так и непараллельными, а наружная поверхность пластины несущего нагрузку элемента может быть как с противоскользящим рельефом, так и гладкой.
На фиг. 1 изображен протектор шины без несущих нагрузку элементов; на фиг.2 протектор шины с несущими нагрузку элементами; на фиг.3 сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.5 сечение В-В на фиг.1; на фиг. 6 вид по стрелке Г на фиг.5; на фиг.7 сечение Д-Д на фиг.2; на фиг.8 сечение Е-Е на фиг.2; на фиг.9 сечение Ж-Ж на фиг.8; на фиг.10 расклинивающий элемент.
Протектор шины содержит основание 1, наружная поверхность которого выполнена с рельефом 2, выступы 3, выполненные заодно с основанием 1 и образованные боковой поверхностью 4 фасонной формы и ходовой поверхностью 5, на которой выполнены сквозные пазы 6. На выступах 3 с помощью расклинивающих элементов 7 закреплены несущие нагрузку элементы 8 из фрикционного материала, а выступы 3 отделены друг от друга канавками 9. Выступ 3 может быть двух вариантов исполнения, как с боковой наружной поверхностью 4 круглой формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами 10, перпендикулярными к ходовой поверхности 5, с криволинейными сквозными пазами 6 на ходовой поверхности, так и с боковой наружной поверхностью 4, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу, с боковыми наружными сторонами 11, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, с прямолинейными пазами 6 на ходовой поверхности. Несущий нагрузку элемент 8 может быть двух вариантов исполнения, как с пазом 12, выполненным на рифленой плоскости 13, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью 14 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, равномерно разделенной прямолинейными пазами 15, перпендикулярными к рифленой плоскости 13, причем на наружной боковой поверхности 16 пластины выполнена прорезь 17, совпадающая с пазами 6, выполненными на ходовой поверхности 5 выступа 3 круглой формы, так и со сквозным пазом 18, выполненным на рифленой плоскости 19, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности 20, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста. Расклинивающий элемент 7 может быть выполнен с боковыми поверхностями 21, как параллельными между собой, так и непараллельными 22. При этом боковые поверхности могут быть как прямолинейные, так и волнистые. Наружная поверхность 23 пластины несущего нагрузку элемента 8 может быть как с противоскользящим рельефом, так и гладкой.
Сборка протектора осуществляется в зависимости от варианта исполнения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8. В случае, если выступ 3 выполнен с боковой наружной поверхностью 4 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста, то с ним сочленяется несущий нагрузку элемент 8 с пазом 12, выполненным на рифленой плоскости 13, в виде глухого круглого отверстия с боковой внутренней поверхностью 14 круглой конической формы, имеющей наклон в виде ласточкина хвоста. Для обеспечения сочленения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8 необходимо в прямолинейные пазы 10 выступа 3 ввести участки боковой внутренней поверхности 14 элемента 8, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста, и повернуть элемент 8 на выступе 3 до совмещения прорези 17, выполненной на наружной боковой поверхности 16 элемента 8, с криволинейными пазами 6, выполненными на ходовой поверхности 5 выступа 3. После этого через прорезь 17 в пазы 6 вводятся расклинивающие элементы 7. При этом между контактирующими боковыми поверхностями выступа 3 и паза 12 элемента 8, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, возникает усилие, которое передается в зону контакта рифленой наружной поверхности основания 1 с рифленой плоскостью 13 несущего нагрузку элемента 8. Сочленение рельефа основания 1 с рельефом плоскости 13 исключает проворот элемента 8 относительно выступа 3.
Наличие в пазах 6 выступа 3 расклинивающих элементов 7 обеспечивает высокую жесткость выступа 3, обеспечивая при этом надежную фиксацию поверхности выступа 3 с поверхностью элемента 8, имеющих наклон в виде ласточкина хвоста, исключая одновременно возможность вертикального перемещения элемента 8 относительно выступа 3. Наличие волнистости на боковой поверхности 21 расклинивающего элемента 7 или непараллельности боковых поверхностей 22 обеспечивает затекание упругого материала боковых поверхностей паза 6 выступа 3 во впадины волнистой поверхности элемента 7 или создание клина при непараллельных боковых поверхностях 22 элемента 7. Это обеспечивает надежную фиксацию расклинивающих элементов 7 в пазах 6 выступа 3.
В случае, если выступ 3 выполнен с боковой наружной поверхностью 4, состоящей по крайней мере из четырех участков, два из которых прямолинейны и параллельны друг другу с боковыми наружными сторонами 11, имеющими наклон в виде ласточкина хвоста, то с таким выступом сочленяется несущий нагрузку элемент 8 со сквозным пазом 18, выполненным на рифленой плоскости 19, имеющим две прямолинейные и параллельные друг другу внутренние поверхности 20, имеющие наклон в виде ласточкина хвоста. Для обеспечения сочленения выступа 3 и несущего нагрузку элемента 8 необходимо совместить паз 18 элемента 8 с двумя участками боковой наружной поверхности 4 выступа 3, имеющими прямолинейные и параллельные друг другу боковые наружные стороны 11 с наклоном в виде ласточкина хвоста, после чего в прямолинейные пазы 6 выступа 3 вводятся расклинивающие элементы 7. Эффект от расклинивающих элементов 7 и рельефа основания 1 и рельефа плоскости 19 несущего нагрузку элемента 8 аналогичен описанному выше.
Наличие расклинивающих элементов 7 в пазах выступа 3 обеспечивает высокую жесткость выступа 3 в момент установки на нем несущего нагрузку элемента 8 и одновременно извлечение расклинивающего элемента 7 из паза 6 выступа 3 обеспечивает повышенную упругую податливость выступа 3 при разборке и сборке несущего нагрузку элемента 8 с выступом 3.
Достигаемый положительный эффект заключается в следующем:
обеспечивается повышенный ресурс эксплуатации шины с протектором, выполненным в соответствии с предложенным изобретением, благодаря исключению контакта материала шины с дорожным покрытием, необходимой заменой изношенного несущего нагрузку элемента на новый, использованием для изготовления несущего нагрузку элемента материала с повышенной износостойкостью и прочностью;
обеспечивается эффект противоскольжения благодаря исполнению соответствующего рельефа на наружной поверхности несущего нагрузку элемента;
обеспечивается высокая техника безопасности при движении транспорта благодаря надежной фиксации несущего нагрузку элемента на выступе протектора;
обеспечивается высокая технологичность и простота изготовления протектора благодаря легкости сборки выступа с несущим нагрузку элементом и простоте изготовления самого несущего нагрузку элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШИНА ДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА | 1993 |
|
RU2061598C1 |
ПОДОШВА ОБУВИ | 1992 |
|
RU2037312C1 |
КАБЛУК С БРЫЗГОЗАЩИТНЫМ КОЗЫРЬКОМ | 1992 |
|
RU2038814C1 |
ШИНА | 1992 |
|
RU2021903C1 |
ПОРШНЕВОЕ КОМПРЕССИОННОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2069802C1 |
СИСТЕМА ПРОФИЛЬНЫХ БАЛОК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БЕТОННЫХ РАБОТ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2239029C2 |
МАЯЧКОВАЯ ПРОФИЛЬНАЯ БАЛКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ | 2003 |
|
RU2247199C2 |
РАЗЪЕМНОЕ СОЕДИНЕНИЕ РУКАВА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2047807C1 |
ШИНА ДЛЯ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2581315C2 |
УСТРОЙСТВО ПРОТИВОСКОЛЬЖЕНИЯ, ВРЕМЕННО ПРИКРЕПЛЯЕМОЕ К КОЛЕСУ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2077140C1 |
Сущность: протектор шины снабжен повышающими его сцепляемость с дорогой элементами из фрикционного материала, которые закреплены на выступах протектора посредством расклинивающих элементов, размещенных в пазах выступов. 4 з. п. ф-лы, 10 ил.
Автомобильная шина | 1988 |
|
SU1628846A3 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1995-10-10—Публикация
1992-08-19—Подача