УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 1995 года по МПК B60Q1/38 

Описание патента на изобретение RU2046727C1

Изобретение относится к устройствам сигнализации поворота транспортных средств, выполненным на базе электронной техники.

Известен указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи, выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп.

Однако это известное устройство обладает низкой надежностью при изменении напряжения бортовой сети.

Целью изобретения является обеспечение надежного функционирования указателя в широком диапазоне потребляемого нагрузкой тока, ограниченного верхним пределом, при использовании на автотранспортных средствах с различным напряжением бортовой сети.

Поставленная цель достигается тем, что указатель изменения направления движения транспортного средства, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп, отличающийся тем, что он снабжен включенным в цепь питания генератора мультивибраторного типа генератором стабильного тока, защитным транзистором и низкоомным резистором, включенным между базой защитного транзистора и его эмиттером, связанным с плюсовым выводом источника питания, при этом коллектор и база защитного транзистора соединены соответственно с базой и эмиттером выходного транзистора.

На чертеже представлена электрическая принципиальная схема устройства.

Она включает следующие функциональные узлы: генератор 1 мультивибраторного типа, генератор стабильного тока 2, выходной транзистор 3 p-n-h типа по схеме Шиклаи, схему защиты, содержащую транзистор 4 и низкоомный резистор 5, переключатель 6 и группы бортовых ламп 7, 8 другой выходной транзистор 9 и контрольную лампу 10.

Электрические связи между функциональными узлами выполняют следующим образом.

Питание генератора 1 мультивибраторного типа осуществляют через генератор стабильного тока 2, который подключают к общей точке схемы (клемме "минус" бортовой сети и электрической схемы), а параллельно входной цепи выходного транзистора 3 включают схему защиты, причем коллектор транзистора 4 соединяют с базой выходного транзистора 3, между базой и эмиттером транзистора 4 включают низкоомный резистор 5, при этом дополнительно эмиттер транзистора 4 подключают к клемме "плюс" бортовой сети, а питание электрической схемы осуществляют через низкоомный резистор 5. Группы бортовых ламп 7, 8 через переключатель 6 соединяют с коллектором выходного транзистора 3.

Схема функционирует следующим образом.

После подключения ее к бортовой сети возникают релаксационные колебания в генераторе 1 за счет скачкообразного переключения тока генератора стабильного тока 2 из одного плеча генератора 1 в другое и, наоборот. При этом независимо от напряжения бортовой сети величина напряжения, подаваемого на выходной транзистор 3, неизменна. Включение переключателя 6 в одно из положения обеспечивает включение бортовых ламп 7 или 8 определенного борта транспортного средства в проблесковом режиме. В случае возникновения короткого замыкания в цепи бортовых ламп 7, 8 величина падения напряжения на резисторе 5 достигнет величины 0,8 В (например, при Р 0,1 Ом и 1н 8 А), что вызовет открывание транзистора 4 и шунтирование перехода база/эмиттер выходного транзистора 3, а следовательно, прекращение протекания через него тока. Генератор 1 при этом продолжает функционировать в нормальном режиме. После устранения короткого замыкания в цепи бортовых ламп 7, 8 работа схемы восстанавливается. В противоположные полупериоды времени через другой выходной транзистор 9 включается в проблесковом режиме контрольная лампа 10, которая имеется на щитке водителя, причем в случае перегорания всех ламп одной из групп бортовых ламп 7, 8 не включается и контрольная лампа 10, а при перегорании даже одной из них яркость свечения контрольной лампы 10 уменьшается.

Технико-экономическая эффективность от внедрения предполагаемого изобретения ожидается за счет обеспечения серийной пригодности указателя изменения направления движения транспортного средства, обусловленной возможностью достаточно строгого регламентирования параметров, обеспечивающих его работоспособность без дополнительной регулировки на транспортных средствах с различным напряжением бортовой сети, в том числе после устранения возможного к. з. в цепи бортовых ламп.

Похожие патенты RU2046727C1

название год авторы номер документа
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ 1992
  • Родионов Ю.М.
RU2027279C1
ИМПУЛЬСНЫЙ СТАБИЛИЗАТОР НАПРЯЖЕНИЯ 1991
  • Родионов Ю.М.
RU2027216C1
Прерыватель для указателя поворотов транспортного средства 1977
  • Стуканов Виктор Андреевич
  • Осокин Артур Георгиевич
SU765058A1
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА 1993
  • Рыжов Владимир Михайлович
RU2092340C1
РЕЛЕ ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Волков Степан Степанович
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Пузевич Евгений Николаевич
  • Сидоров Алексей Игоревич
  • Аминов Камиль Салаватович
  • Слободян Андрей Анатольевич
RU2728882C1
ПЕРЕКЛЮЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Заводин Виталий Алексеевич
  • Зырянов Виктор Григорьевич
RU2030109C1
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2019
  • Кремлёв Валерий Александрович
RU2715992C1
Электронный прерыватель указателей поворота 1977
  • Ушатов Владимир Георгиевич
SU679446A1
Указатель изменения направления движения транспортного средства 1977
  • Кольченко Владимир Сергеевич
  • Миронов Юрий Васильевич
SU931529A1
ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО (ВАРИАНТЫ) 2001
  • Двойченко Е.В.
RU2256845C2

Реферат патента 1995 года УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение используется в указателях изменения направления движения транспортного средства. Указатель изменения направления движения содержит генератор 1 мультивибраторного типа и генератор 2 стабильного тока, а параллельно входной цепи выходного транзистора 3 включают схему защиты, причем коллектор транзистора 4 соединяют с базой выходного транзистора 3, а между базой и эмиттером транзистора 4 включают низкоомный резистор 5, при этом дополнительно эмиттер транзистора 4 подключают к клемме "плюс" бортовой сети, а питание электрической схемы осуществляют через низкоомный резистор 5. Группы бортовых ламп 7, 8 через переключатель 6 соединяют с коллектором выходного транзистора 3. Данный указатель работоспособен без дополнительной регулировки на транспортных средствах с различным напряжением бортовой сети, в том числе устранения к.з. в цепи бортовых ламп. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 046 727 C1

УКАЗАТЕЛЬ ИЗМЕНЕНИЯ НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий генератор мультивибраторного типа, подключенный к его выходной цепи выходной транзистор и соединенный с его выходом переключатель в цепи питания группы бортовых ламп, отличающийся тем, что он снабжен включенными в цепь питания генератора мультивибраторного типа генератором стабильного тока, защитным транзистором и низкоомным резистором, включенным между базой защитного транзистора и его эмиттером, связанным с плюсовым выводом источника питания, при этом коллектор и база защитного транзистора соединены соответственно с базой и эмиттером выходного транзистора по схеме Шиклаи.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2046727C1

Устройство управления прерывистой работой сигнальных ламп транспортного средства 1974
  • Ардашев Валентин Макарович
  • Мезрин Виктор Георгиевич
SU703384A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

RU 2 046 727 C1

Авторы

Родионов Ю.М.

Даты

1995-10-27Публикация

1991-11-14Подача