Предлагаемое изобретение относится к автомобильной промышленности и может быть использовано для повышения надежности работы системы световой сигнализации.
Известен прерыватель указателей поворотов транспортного средства, содержащий периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока, аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, контрольные лампы действия правой и левой половин габаритных ламп [Данов Б.А. Электрооборудование военной автомобильной техники: учебник / Б.А. Данов, В.Д. Рогачев, Н.П. Шевченко. - Рязань: РВАИ, 2005. - 598 с.]. Недостатком такого устройства, используемого в автомобилях ЗиЛ, является наличие нагреваемой проволоки и пружинки, обусловливающих вероятность выхода из режима работы или полного отказа.
Наиболее близким к предполагаемому изобретению является реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства, содержащий периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока, аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, контрольные лампы действия правой и левой половин габаритных ламп [Техническое описание и инструкция по эксплуатации автомобиля КамАЗ, Урал].
Известное устройство работает следующим образом. Из источника питания (бортовой сети) подается напряжение на лампы габаритных фонарей через периодический прерыватель тока и переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока. Аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, при его включении соединяет лампы всех габаритных фонарей обеих половин (правой и левой) одновременно к выходу прерывателя тока путем соединения правого и левого контактов переключателя тока друг с другом. Контрольные лампы действия габаритных ламп тягача и прицепа включаются-выключаются двухобмоточными электромеханическими реле и дают сигнал одной лампочкой о работе всей половины ламп габаритных фонарей. В случае отказа лампы габаритного фонаря какой-либо половины прекращается мигание контрольной лампы этой половины. Сигнала о том, переднего или заднего фонаря лампа оказалась недействующей, на панель приборов не поступает. В случае отказа лампы габаритного фонаря и вероятной аварийной ситуации для принятия водителем правильного решения информация о состоянии ламп габаритных фонарей недостаточно, что усугубляет возможность более тяжких последствий. Недостатком известного прерывателя является неопределенность информации о том, лампа какого габаритного фонаря вышла из строя - переднего или заднего. Другим недостатком является применение в реле прерывателе указателей поворотов электромеханических реле для включения контрольных ламп со всеми их недостатками, а именно вероятностью отказа контактов и сложностью конструкции.
Техническое решение направлено на повышение информативности действия контрольных ламп, упрощение конструкции и повышение надежности работы прерывателя указателей поворотов.
Технический результат достигается тем, что реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства с тягачом и прицепом, содержащий периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока, аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, контрольные лампы действия правой и левой половин габаритных ламп, соединенные с массой, дополнительно в цепи каждого габаритного фонаря тягача и прицепа содержится полевой транзистор с делителем напряжения на затворе, соединенный истоком к габаритной лампе, резистор, соединенный к стоку транзистора, биполярный p-n-р транзистор, соединенный базой к стоку полевого транзистора, резистор, соединенный к контрольной лампе и к коллектору биполярного транзистора, при этом контрольные лампы содержатся в количестве, равном числу габаритных ламп, выполнены в виде светодиодов с цветом излучения, соответствующим цвету габаритного фонаря, делители напряжения полевых транзисторов соединены с массой, а другими концами соединены с резисторами стоков полевых транзисторов и с эмиттерами биполярных транзисторов и для цепей габаритных ламп левой половины соединены, соответственно, к левому контакту переключателя, а для цепей правой половины габаритных ламп с правым контактом переключателя.
На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого реле прерывателя указателей поворотов транспортного средства.
Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства с тягачом и прицепом содержит периодический прерыватель 1 тока, лампы Л1, Л2, Л3 габаритных фонарей правой половины, лампы Л4, Л5, Л6 габаритных фонарей левой половины, контрольные светодиодные лампы VD1, VD2, VD3 действия ламп соответственно Л1, Л2, Л3 левой половины габаритных фонарей и контрольные светодиодные лампы VD4, VD5, VD6 действия ламп соответственно Л4, Л5, Л6 правой половин габаритных фонарей. Реле прерыватель указателей поворотов содержит переключатель 3 тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя 1 тока, аварийный выключатель 2 тока, соединенный с переключателем тока 3. контрольные светодиодные лампы действия правой VD1, 8, 9 и левой половин габаритных ламп, соединенные с массой. В цепи каждого габаритного фонаря тягача и прицепа (блоки 4-9) дополнительно содержится подобно блоку 7 полевой транзистор VT1 с делителем напряжения R1, R2 на затворе, соединенный истоком к габаритной лампе Л1, резистор R3 соединенный к стоку транзистора VT1, биполярный p-n-р транзистор VT2, соединенный базой к стоку полевого транзистора VT1, резистор R4, соединенный к контрольной светодиодной лампе VD1 и к коллектору биполярного транзистора VT2. При этом контрольные лампы содержатся в количестве, равном числу габаритных ламп, выполнены в виде светодиодов с цветом излучения, соответствующим цвету габаритного фонаря, делители напряжения полевых транзисторов соединены с массой, а другими концами соединены для цепей габаритных ламп левой половины, соответственно, к левому контакту переключателя 3, а для цепей правой половины габаритных ламп с правым контактом переключателя 3.
Реле прерыватель работает следующим образом. При включении переключателя 3 выход «П» периодического прерывателя 3 тока соединяется с затворами полевых транзисторов (далее на примере блока 7) VT1, которые открываются и через них протекает ток на габаритные лампы Л1. При этом включается в работу периодический прерыватель 1 тока ламп Л1 габаритных фонарей включенной половины. При отсутствии тока полевые транзисторы VT1 имеют потенциал затвора равный нулю, так как делитель R1, R2 соединяет затвор транзистора с массой. Ток через полевой транзистор VT1 не проходит и лампа Л1 габаритного фонаря не действует (не светит). При этом падения напряжения на резисторе R3 стока нет и биполярный транзистор VT2 находится в закрытом состоянии. Ток через контрольную светодиодную лампу VD1 не проходит, и лампа не светится.
При прохождении тока от прерывателя 1 через переключатель 3 потенциал на затворе полевого транзистора VT1 больше нуля, транзистор открывается, ток проходит через транзистор VT1 и лампу Л1 габаритного фонаря. Создавшееся небольшое падение напряжения на резисторе R4 стока открывает биполярный транзистор VT2 и ток проходит через транзистор VT2 и светодиод VD1, который создает излучение. В случае отказа лампы Л1 габаритного фонаря (обрыв) не будет тока стока VT1, соответственно, не будет падения напряжения на резисторе R3 стока и биполярный транзистор VT2 не открывается, контрольная лампа VD1 данной габаритной лампы Л1 не светится. При коротком замыкании в лампе габаритного фонаря периодический прерыватель отключается и снимет питание со всех полевых и биполярных транзисторов. Так как блоки 4-9 одинаковые по структуре и по схеме, то работа каждого из блоков (4-6, 8, 9) соответствует описанной работе блока 7.
Сопоставительный анализ в сравнении с прототипом показал, что бесконтактное транзисторное переключение контрольных фонарей обеспечивает больший ресурс работы более чем в два раза, а также упрощает конструкцию схемы включения-выключения контрольных фонарей. Уменьшение расхода энергии использованием светодиодов позволило ввести контрольные лампы для каждого габаритного фонаря. Это снижает последствия в аварийных ситуациях.
Технико-экономическое обоснование на предполагаемое изобретение
«Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства», авторы: Волков С.С, Сучугов Б.Н., Пузевич Е.Н., Сидоров А.И., Аминов К.С, Слободян А.А.
Предполагаемое изобретение посвящено повышению безопасности дорожного движения. В связи с этим обладает эффективностью во всех планах: экономической, технической, социальной. Основное назначение работ такого типа - повышение безопасности дорожного движения, прежде всего, в направлении уменьшения человеческих жертв. Десятки тысяч погибших и сотни тысяч пострадавших ежегодно в нашей стране превышают жертвы всех других видов и обязывают использовать все возможные пути уменьшения таких потерь в будущем. Экономический эффект может быть оценен и очевиден по сохранению материальных затрат на ликвидации последствий дорожных происшествий.
Сопоставительный анализ в сравнении с прототипом показал, что бесконтактное транзисторное переключение контрольных фонарей обеспечивает больший ресурс работы более чем в два раза, а также упрощает конструкцию схемы включения-выключения контрольных фонарей. Уменьшение расхода энергии использованием светодиодов позволило ввести контрольные лампы для каждого габаритного фонаря. Это снижает последствия в аварийных ситуациях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ВЫХОДНОГО КАСКАДА УСИЛИТЕЛЯ МОЩНОСТИ ОТ ПЕРЕГРУЗКИ ПО ТОКУ | 2007 |
|
RU2334351C1 |
АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2013 |
|
RU2534959C2 |
КОММУТАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО | 1996 |
|
RU2124806C1 |
Способ стимуляции функций молочных желез животных и устройство для его осуществления | 1986 |
|
SU1419619A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ МОДУЛЯТОР СО СТАБИЛИЗАЦИЕЙ АМПЛИТУДЫ ИМПУЛЬСОВ И ЭЛЕКТРОННЫЙ КЛЮЧ ДЛЯ НЕГО (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2339158C2 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ | 2009 |
|
RU2398335C1 |
Система сигнального оборудования прицепа | 1972 |
|
SU448976A1 |
ВЫСОКОЧАСТОТНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ДЛЯ КОМПАКТНОГО МОДУЛЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ЭНЕРГИИ | 2016 |
|
RU2628211C1 |
ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА | 1993 |
|
RU2092340C1 |
ДОПЛЕРОВСКИЙ РАДИОВОЛНОВОЙ ИЗВЕЩАТЕЛЬ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ ОХРАННОЙ ТРЕВОЖНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2012 |
|
RU2529544C2 |
Изобретение относится к указателям поворота транспортного средства. Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства с тягачом и прицепом содержит периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока, аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, и контрольные лампы действия правой и левой половин габаритных ламп. В цепи каждого габаритного фонаря тягача и прицепа содержится полевой транзистор с делителем напряжения на затворе, соединенный истоком к габаритной лампе, резистор, соединенный к стоку транзистора, биполярный p-n-р-транзистор, соединенный базой к стоку полевого транзистора, и резистор, соединенный к контрольной лампе и к коллектору биполярного транзистора. Делители напряжения полевых транзисторов соединены к массе, а другими концами соединены с резисторами стоков полевых транзисторов и с эмиттерами биполярных транзисторов и для цепей габаритных ламп левой половины соединены соответственно к левому контакту переключателя, а для цепей правой половины габаритных ламп с правым контактом переключателя. Достигается повышение информативности действия контрольных ламп, упрощение конструкции и повышение надежности работы прерывателя указателей поворотов. 1 ил.
Реле прерыватель указателей поворотов транспортного средства с тягачом и прицепом, содержащий периодический прерыватель тока, переключатель тока питания габаритных ламп, соединенный с выходом периодического прерывателя тока, аварийный выключатель тока, соединенный с переключателем тока, и контрольные лампы действия правой и левой половин габаритных ламп, соединенные с массой, отличающийся тем, что в цепи каждого габаритного фонаря тягача и прицепа дополнительно содержится полевой транзистор с делителем напряжения на затворе, соединенный истоком к габаритной лампе, резистор, соединенный к стоку транзистора, биполярный p-n-р-транзистор, соединенный базой к стоку полевого транзистора, и резистор, соединенный к контрольной лампе и к коллектору биполярного транзистора, при этом контрольные лампы содержатся в количестве, равном числу габаритных ламп, и выполнены в виде светодиодов с цветом излучения, соответствующим цвету габаритного фонаря, делители напряжения полевых транзисторов соединены к массе, а другими концами соединены с резисторами стоков полевых транзисторов и с эмиттерами биполярных транзисторов и для цепей габаритных ламп левой половины соединены соответственно к левому контакту переключателя, а для цепей правой половины габаритных ламп с правым контактом переключателя.
Реле-прерыватель для указателя поворота транспортного средства | 1976 |
|
SU595189A1 |
Прошивная двух ниточная машина | 1949 |
|
SU91948A1 |
УСТРОЙСТВО ДИАГНОСТИКИ РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЯ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТА И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2000 |
|
RU2215661C2 |
РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛЬ УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТА ТРАНСПОРТНЫХ МАШИН | 0 |
|
SU170352A1 |
СПОСОБ ИНДИКАЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2330770C2 |
Авторы
Даты
2020-07-31—Публикация
2019-10-14—Подача