СТОЯНОЧНЫЙ ПРОТИВООТКАТНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ Российский патент 1995 года по МПК B60T7/00 

Описание патента на изобретение RU2048326C1

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным системам горных машин.

Известен стояночный тормоз машины, включающий тормозной механизм, связанный с валом трансмиссии машины, и тормозной привод. Вал трансмиссии соединен с колесами машины.

Недостатком известных тормозов является то, что при остановке груженной машины на склоне известны случаи отказа стояночного тормоза с последующим скатом транспортного средства с уклона, а также то, что при трогании вверх по склону водитель вынужден проводить большую работу тормозным приводом, при которой малейшее запаздывание реакции ведет к откату транспортного средства с осложнением торможения.

Целью изобретения является повышение безопасности и экономичности работы машины на склоне.

Указанная цель достигается тем, что в стояночном противооткатном тормозе машины, снабженной трансмиссией, состоящем из тормозного механизма, связанного с валом трансмиссии, соединенным с ведущими органами машины, и тормозного привода, согласно изобретению тормозной механизм выполнен в виде корпуса с боковыми крышками, в которых установлен вал трансмиссии, причем на валу трансмиссии закреплены винты зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка, при этом гайки выполнены подпружиненными с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления.

Упрощение управления машиной на склоне происходит вследствие того, что исключена необходимость одновременного согласованного управления при трогании трансмиссией и стояночным тормозом. Повышение безопасности обусловливается тем, что исключен откат машины при трогании вверх по склону.

На фиг. 1 показана схема стояночного противооткатного тормоза машины; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 разрез Б-Б на фиг. 1.

Стояночный противооткатный тормоз машины содержит корпус 1 с боковыми крышками 2, 3, в которых установлен вал 4 трансмиссии, соединенный с ведущими органами машины (не показаны). На валу трансмиссии закреплены винты 5, 6 зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка. Гайки 7, 8 связаны концентрически симметрично установленными пружинами 9, 10 с соответствующими боковыми крышками 2, 3. Между гайками 7, 8 в корпусе 1 установлены два вала 11, 12 с симметрично прикрепленными к ним рычагами 13 с помощью шарниров, дополнительно рычаги 13 связаны с валами 11, 12 пружинами 14. Валы 11, 12 соединены между собой шестернями 15. В свою очередь шестерни 15 соединены кинематически с органом управления (схема привода тормозного управления не показана).

Стояночный противооткатный тормоз машины работает следующим образом.

При остановке машины на склоне рабочими тормозами (не показаны) под действием органа управления стояночного противооткатного тормоза (не показан) шестерни 15 поворачиваются с валами 11, 12. Вместе с валами 11, 12 поворачиваются рычаги 13 до соприкосновения с соответствующими гайками 7, 8. Затем рычаги 13 перемещают гайки 7, 8 в осевом направлении к соответствующим винтам 5, 6 по корпусу 1, преодолевая сопротивление пружин 9, 10, при этом деформируются дополнительные пружины 14, через которые передается усилие от органа управления. Перемещение гаек 7, 8 идет до контакта винтовых кромок гаек 7, 8 с соответствующими кромками винтов 5, 6. Стояночный противооткатный тормоз приведен в рабочее положение. После этого водитель отпускает машину с главных тормозов и машина перемещается под уклон. Вал 4 трансмиссии начинает вращаться в соответствующую сторону, при этом происходит захват гайки 8 винтом 6. Гайка 8 перемещается по поверхности винта 6 до упора в боковую крышку 3 и происходит стопорение вала 4 трансмиссии. Так как вал 4 трансмиссии связан с ведущими органами машины, то она останавливается. После этого орган управления стояночного противооткатного тормоза переводится в нейтральное положение, гайка 7 возвращается в прежнее положение под действием пружин 9, рычаги 13 выводятся из контакта с гайками 7, 8.

При трогании в гору кинематическая пара винт-гайка, участвующая в стопорении вала 4 трансмиссии, саморастормаживается. Гайка 8 перемещается винтом 6 до прекращения контакта винтовых поверхностей гайки 8 и винта 6 с возвращением гайки 8 в прежнее положение под действием пружин 10.

При трогании под гору нужно проехать на машине в гору до растормаживания стояночного противооткатного тормоза, а затем можно двигаться в нужном направлении. В особых случаях водитель управляет только двигателем посредством акселератора, не участвуя непосредственно в работе стояночного противооткатного тормоза.

Технико-экономическая эффективность предлагаемого решения заключается в облегчении труда водителя на горном склоне, повышении безопасности работы. Кроме того, использование предлагаемого тормоза позволяет уменьшить износ фрикционных элементов трансмиссии и систем управления (для исключения отката машины с известными тормозами водитель задерживает выключение тормоза, в результате чего на трансмиссию передается повышенный крутящий момент, обеспечивающий не только трогание машины вверх по склону, но и проскальзывание фрикционных элементов тормоза, этот процесс сопровождается повышенной пробуксовкой сцепления), а также уменьшить расход топлива и повысить надежность и долговечность машины.

Похожие патенты RU2048326C1

название год авторы номер документа
Противооткатный тормоз горной машины 1990
  • Холопов Владимир Николаевич
SU1733290A1
Трансмиссия горной машины 1990
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
SU1770163A1
Противооткатный тормоз транспортного средства 1979
  • Меликов Эдуард Николаевич
  • Мищенко Николай Иванович
SU870224A1
Трансмиссия горной машины 1990
  • Холопов Владимир Николаевич
  • Лабзин Владимир Алексеевич
SU1736787A1
ПРОТИВООТКАТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ С МЕХАНИЧЕСКОЙ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ 2012
  • Шахапуре Махеш
  • Бишт Арун
  • Джадхав Абхишек
  • Гангурде Джайдип
RU2586918C2
Горный противооткатный тормоз 1951
  • Зимелев Г.В.
  • Мащенко А.Ф.
SU96606A1
СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПОДЪЕМЕ 2018
  • Скляр Евгений Федорович
  • Буренко Виктор Васильевич
  • Стерин Владимир Фридрихович
  • Капуста Михаил Абрамович
  • Козина Татьяна Михайловна
  • Максимова Ольга Михайловна
  • Маслова Наталья Сергеевна
  • Меньшикова Ирина Дмитриевна
  • Овчинников Владимир Юрьевич
  • Шангина Нина Владимировна
RU2744259C1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 1992
  • Чакветадзе Ф.А.
  • Кусов А.Е.
  • Скрипка В.Л.
  • Липский В.И.
  • Каминский Б.В.
  • Багатурия Т.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Грамматиков Ю.А.
RU2057670C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ИЛИ ПОЛУАВТОМАТИЧЕСКОГО ВЫБОРА ОПТИМАЛЬНОЙ ПЕРЕДАЧИ ДЛЯ ТРОГАНИЯ С МЕСТА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Карлссон Ларс
RU2462634C2
ВЕЗДЕХОД 2014
  • Лумельский Вячеслав Александрович
RU2549300C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 048 326 C1

Реферат патента 1995 года СТОЯНОЧНЫЙ ПРОТИВООТКАТНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ

Использование: применяется в области транспортного машиностроения, в частности в тормозных системах горных машин. Сущность изобретения: стояночный противооткатный тормоз машины, снабженной трансмиссией, содержит тормозной механизм, связанный с валом трансмиссии, соединенным с ведущими органами машины, и тормозной привод. Тормозной механизм выполнен в виде корпуса с боковыми крышками, в которых установлен вал трансмиссии, причем на валу трансмиссии закреплены винты зеркально расположенных кинематических пар винт-гайка. Гайки выполнены подпружиненными с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 048 326 C1

СТОЯНОЧНЫЙ ПРОТИВООТКАТНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ, снабженный трансмиссией, содержащий тормозной механизм, кинематически связанный с валом трансмиссии, связанным с ведущими органами автомобиля, и тормозной привод, отличающийся тем, что тормозной механизм выполнен в виде корпуса, снабженного торцевыми крышками, через сквозные отверстия которых проходит вал трансмиссии, на котором в корпусе зеркально симметрично установлены пары винт гайка, причем винт своим торцом упирается в крышку корпуса, а гайка выполнена подпружиненной относительно крышки с возможностью осевого перемещения в корпусе и связаны кинематически через дополнительные пружины с органом управления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2048326C1

Автомобили: конструкции, конструирование и расчет
Системы управления и ходовая часть
М.: Высшая школа, 1987, с.100.

RU 2 048 326 C1

Авторы

Веселов О.Б.

Редковский А.В.

Даты

1995-11-20Публикация

1993-02-26Подача