СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПОДЪЕМЕ Российский патент 2021 года по МПК B60T7/08 B60W30/18 

Описание патента на изобретение RU2744259C1

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к комбинированным системам управления тормозной системой и двигателем [В60Т 7/08, B60W 30/18].

Известен ПРИВОД СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА [RU 2000111817 А, Опубл. 20.04.2002], содержащий полый рычаг с рукояткой, шарнирно закрепленный на опоре, и регулируемую по длине тягу, соединенную с рычагом осью, отличающийся тем, что рычаг снабжен откидным упором, фиксирующим его поворот при затормаживании путем сцепления с храповой рейкой, и эксцентриковым механизмом дожима с рукояткой, при этом упор и эксцентриковый механизм дожима связаны общей осью, установленной с возможностью перемещения в поперечных пазах рычага на величину эксцентриситета. Недостатком аналога является невозможность одновременного управления ручным стояночным тормозом и оборотами двигателя автомобиля одной рукой в момент начала движения транспортного средства, что требует дополнительного внимания и сосредоточения, особенно для начинающих водителей и увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций.

Из уровня техники известен СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМОЙ СТОЯНОЧНОЙ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМОЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [RU 2651962 С2 Опубл.: 24.04.2018], причем перевод электрически управляемой стояночной тормозной системы из включенного рабочего состояния в выключенное рабочее состоянии инициируют, если выявлено наличие начального условия, которое не зависит от включающего устройства, предназначенного для ручного управления электрически управляемой стояночной тормозной системой, и/или выключают стояночную тормозную систему, если включающее устройство неисправно, отличающийся тем, что включение рабочего тормоза транспортного средства запрашивается стояночной тормозной системой.

Также известен СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МАНЕВРИРОВАНИЯ НА СКЛОНЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА [RU 2470810 С2, Опубл.: 27.12.2012], содержащего силовую установку, соединенную с ведущими колесами посредством сцепления, и автоматический стояночный тормоз, отличающийся тем, что содержит этап, на котором генерируют команду на сохранение в памяти характеристики склона (Opente), которая соответствует состоянию готовности пользователя и транспортного средства тронуться с места, на основании условий, которым должны отвечать определяемые физические параметры транспортного средства, среди которых время (t) остановки транспортного средства.

Недостатком аналогов является высокая трудоемкость изготовления и монтажа устройств, реализующих данные способы.

Наиболее близким по технической сущности является СПОСОБ ТРОГАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА ПОДЪЕМЕ [http://www.auto-instructors.ru/school/manual/#TOC_id2649760, Опубл.: 28.01.2018], характеризующийся тем, что кладут левую ногу на педаль сцепления, правую ногу на педаль акселератора (газа), а руку, ближайшую к рычагу стояночного тормоза на рычаг, отжимают левой ногой педаль сцепления, включают первую передачу и начинают плавно опускать педаль сцепления, находят момент срабатывания сцепления и снижения оборотов двигателя и задерживают левую ногу, далее прибавляют обороты двигателя, нажимая на педаль акселератора, нажимают большим пальцем руки на фиксатор стояночного тормоза и опускают до конца рычаг, почувствовав движение автомобиля вперед слегка освобождают педаль акселератора, а педаль сцепления полностью отпускают.

Основной технической проблемой прототипа является то, что одновременное выключение системы стояночного тормоза, управление оборотами двигателя и трансмиссией транспортного средства в момент начала движения являются действиями, выполняемыми водителем и требующими его внимания и сосредоточения при наличии достаточного опыта, в противном случае приводящие к возникновению аварийной ситуации, обусловленной откатом транспортного средства выше допустимой нормы, самоглушению двигателя или преждевременному износу тормозных дисков (колодок) и дисков сцепления трансмиссионной системы транспортной средства.

Задачей изобретения является устранение недостатков прототипа.

Техническим результатом изобретения является повышение безопасности движения и уменьшение износа тормозной и трансмиссионной систем транспортного средства.

Указанный технический результат достигается за счет того, что способ осуществления начала движения транспортного средства на подъеме, характеризующийся тем, что при выжатой педали сцепления и включенной передаче плавно отпускают педаль сцепления до момента срабатывания сцепления и снижения оборотов двигателя, прибавляют обороты двигателя, нажимают на фиксатор стояночного тормоза и опускают до конца рычаг стояночного тормоза, в момент начала движения транспортного средства вперед слегка снижают обороты двигателя, а педаль сцепления полностью отпускают, отличающийся тем, что обороты двигателя до начала движения транспортного средства и в начале его движения регулируют нажимая/отжимая рукоятку акселератора пальцами руки, управляющей рычагом стояночного тормоза, при этом рукоятку акселератора выполняют упруго и подвижно соединенной одной стороной с кронштейном, а другой стороной - тросом с рычагом дроссельной заслонки, при этом трос заключают в оболочку.

В частности, рукоятку акселератора выполняют в виде одноплечевого рычага со скобой, смонтированной в центральной части рычага. В частности, подвижное соединение рукоятки акселератора с кронштейном выполняют шарнирным. В частности, упругое соединение рукоятки акселератора с кронштейном выполняют с помощью пружины сжатия. В частности, оболочку троса выполняют гибкой с возможностью обеспечения гибкой прокладки по кузову транспортного средства. В частности, кронштейн монтируют на рычаге стояночного тормоза. В частности, кронштейн монтируют на рычаге устройства управления.

Краткое описание чертежей

На фиг. 1 показан вид сбоку устройства управления стояночным тормозом и оборотами двигателя, установленным на рычаге привода стояночного тормоза транспортного средства.

На фиг. 2 показан вид сбоку узла зависимого привода дроссельной заслонкой.

На фиг. 3 показан вид сбоку узла независимого привода дроссельной заслонкой.

На фиг. 4 показан вид сбоку устройства управления стояночным тормозом и оборотами двигателя, установленным на съемном рычаге.

На чертежах обозначено: 1 - рукоятка акселератора, 2 - кронштейн, 3 - наконечник, 4 - трос, 5 - оболочка, 6 - рычаг дроссельной заслонки, 7 - отверстие рычага дроссельной заслонки, 8 - зажим, 9 - упор, 10 - фиксатор, 11 - регулировочные гайки, 12 - рычаг стояночного тормоза, 13 - пружина сжатия, 14 - рычаг устройства управления, 15 - отверстия крепления, 16 - перекладина, 17 - юбка, 18 - поперечина перекладины, 19 - фиксатор.

Осуществление изобретения.

Заявленный способ управления может быть реализован на примере устройства, которое содержит рукоятку акселератора 1 (см. Фиг. 1), выполненную в виде одноплечевого рычага со скобой, перпендикулярно смонтированной в центральной части рычага. Рычаг рукоятки акселератора 1 шарнирно соединен с одной стороны с кронштейном 2. С другой стороны, к рычагу рукоятки акселератора 1 смонтирован своим наконечником 3 трос 4, заключенный в оболочку 5. Второй конец троса 4, в одном варианте реализации, наконечником 3 шарнирно соединен непосредственно с рычагом дроссельной заслонки 6 (см. Фиг. 2), образуя зависимый привод дроссельной заслонкой. В другом варианте реализации трос 4 пропущен через сквозное отверстие 7 (см. Фиг. 3), выполненное в рычаге дроссельной заслонки 6 и обжат зажимом 8, образуя независимый привод дроссельной заслонкой, при этом в ненагруженном состоянии троса 4 и закрытой дроссельной заслонке между рычагом дроссельной заслонки 6 и зажимом 8 выполнен зазор. Оболочка 5 троса 4 одним концом смонтирована под упором 9 на кронштейне 2, а другой конец оболочки 5 смонтирован на фиксаторе 10, выполненном в виде пластины с отверстием, смонтированной на двигателе транспортного средства, при этом оболочка 5 зафиксирована с обеих сторон фиксатора 10 регулировочными гайками 11, смонтированными резьбовым соединением на оболочке 5.

В одном варианте реализации кронштейн 2 смонтирован разъемным или неразъемным соединением непосредственно на рычаге стояночного тормоза 12, при этом между скобой рукоятки акселератора 1 и рычагом стояночного тормоза 12 смонтирована пружина сжатия 13.

В другом варианте реализации кронштейн 2 смонтирован разъемным или неразъемным соединением на Г-образном рычаге устройства управления рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора 14 (см. Фиг. 4), смонтированном на рычаге стояночного тормоза 12 разъемным болтовым соединением через отверстия крепления 15. Между скобой рукоятки акселератора 1 и рычагом устройства управления 14 рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора смонтирована пружина сжатия 13. В передней части рычага устройства управления 14 рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора смонтирована перекладина 16, опирающаяся подвижно своей юбкой 17, выполненной на поперечине 18 на пружину сжатия 13, помещенную внутри рычага устройства управления 14 рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора. Вторая сторона перекладины 16 опирается на фиксатор 19 рычага стояночного тормоза 12.

Способ осуществления начала движения транспортного средства на подъеме состоит в следующем: первоначально монтируют кронштейн 2 непосредственно на рычаге стояночного тормоза 12 в первом варианте реализации или на рычаге устройства управления 14 рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора во втором варианте реализации, который в свою очередь монтируют на рычаге стояночного тормоза 12. К кронштейну 2 шарнирным соединением монтируют рукоятку акселератора 1 располагая скобу рукоятки по направлению к фиксатору 19 рычага стояночного тормоза 12. К рукоятке акселератора 1 наконечником 3 монтируют предварительно протянутый по кузову транспортного средства и соединенный с рычагом дроссельной заслонки 6 трос 4 в оболочке 5.

Перед началом движения транспортного средства на подъеме кладут левую ногу на педаль сцепления, правую ногу на педаль акселератора (газа) (на фигурах не показаны), а руку, ближайшую к рычагу стояночного тормоза 12, на рычаг 12 или рычаг устройства управления 14 рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора в зависимости от варианта реализации, при этом большой палец руки кладут на фиксатор 19, а остальные пальцы на скобу рукоятку акселератора 1. Далее выжимают левой ногой педаль сцепления, включают первую передачу и начинают плавно отпускать педаль сцепления и в момент срабатывания сцепления и снижения оборотов двигателя, задерживают левую ногу. Нажимая одной рукой на рукоятку акселератора 1 и на фиксатор 19 стояночного тормоза или перекладину 16 одновременно прибавляют обороты двигателя и отпускают до конца рычаг стояночного тормоза 12. При начале движения транспортного средства слегка освобождают рычаг акселератора 1, который под действием пружины сжатия 13 возвращается назад и полностью отпускают педаль сцепления. При дальнейшем движении управление оборотами двигателя осуществляют педалью акселератора.

Технический результат - повышение безопасности движения и уменьшение износа тормозной и трансмиссионной систем транспортного средства достигается за счет того, что в начале движения транспортного средства на подъеме пальцами одной руки одновременно осуществляют управление оборотами двигателя и стояночной тормозной системой, нажимая на рукоятку акселератора 1 и на фиксатор 19 стояночного тормоза или перекладину 16, тем самым снижают рассредоточение внимания водителя и вероятность отката и/или глушения двигателя транспортного средства, а также перегрева дисков сцепления и преждевременного износа тормозных дисков (колодок).

Похожие патенты RU2744259C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ТОРМОЗА, СЦЕПЛЕНИЯ, АКСЕЛЕРАТОРА 2000
  • Орлов В.А.
RU2178362C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО ДУБЛИРУЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ 2014
  • Павленко Александр Николаевич
RU2552784C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДАМИ ТОРМОЗА, СЦЕПЛЕНИЯ, АКСЕЛЕРАТОРА 1999
  • Орлов В.А.
RU2164874C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО ДУБЛИРУЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ 2010
  • Павленко Александр Николаевич
RU2435680C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО ДУБЛИРУЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ НАПОЛЬНОГО КРЕПЛЕНИЯ 2015
  • Павленко Александр Николаевич
RU2610755C1
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЯГИ 2017
  • Низов Сергей Николаевич
RU2688081C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СКОРОСТЬЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Ивако А.В.
  • Комолов С.В.
  • Белин Ю.И.
RU2173875C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ 2000
  • Пак В.Н.
  • Федоров В.Г.
RU2188135C2
Устройство для блокировки механизма управления дроссельной заслонкой карбюратора транспортного средства 1969
  • Пауль Коммент
SU594887A3
Устройство для ручного управления автомобилем 2021
  • Федоров Владимир Григорьевич
RU2759532C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 744 259 C1

Реферат патента 2021 года СПОСОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ПОДЪЕМЕ

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к комбинированным системам управления тормозной системой и двигателем. Способ осуществления начала движения транспортного средства на подъеме, заключающийся в том, что при выжатой педали сцепления и включенной передаче плавно отпускают педаль сцепления до момента срабатывания сцепления и снижения оборотов двигателя. Прибавляют обороты двигателя. Нажимают на фиксатор стояночного тормоза и отпускают до конца рычаг стояночного тормоза. В момент начала движения транспортного средства вперед слегка снижают обороты двигателя, а педаль сцепления полностью отпускают. Обороты двигателя до начала движения транспортного средства и в начале его движения регулируют, нажимая/отжимая рукоятку акселератора пальцами руки, управляющей рычагом стояночного тормоза. Рукоятку акселератора выполняют упруго и подвижно соединенной одной стороной с кронштейном, а другой стороной - тросом, соединенным с рычагом дроссельной заслонки. Трос заключают в оболочку. Техническим результатом изобретения является повышение безопасности движения и уменьшение износа тормозной и трансмиссионной систем транспортного средства. 6 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 744 259 C1

1. Способ осуществления начала движения транспортного средства на подъеме, характеризующийся тем, что при выжатой педали сцепления и включенной передаче плавно отпускают педаль сцепления до момента срабатывания сцепления и снижения оборотов двигателя, прибавляют обороты двигателя, нажимают на фиксатор стояночного тормоза и отпускают до конца рычаг стояночного тормоза, в момент начала движения транспортного средства вперед слегка снижают обороты двигателя, а педаль сцепления полностью отпускают, отличающийся тем, что обороты двигателя до начала движения транспортного средства и в начале его движения регулируют, нажимая/отжимая рукоятку акселератора пальцами руки, управляющей рычагом стояночного тормоза, при этом рукоятку акселератора выполняют упруго и подвижно соединенной одной стороной с кронштейном, а другой стороной - тросом, соединенным с рычагом дроссельной заслонки, при этом трос заключают в оболочку.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что рукоятку акселератора выполняют в виде одноплечевого рычага со скобой, смонтированной в центральной части рычага.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что подвижное соединение рукоятки акселератора с кронштейном выполняют шарнирным.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что упругое соединение рукоятки акселератора с кронштейном выполняют с помощью пружины сжатия.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что оболочку троса выполняют гибкой с возможностью обеспечения гибкой прокладки по кузову транспортного средства.

6. Способ по п.1, отличающийся тем, что кронштейн монтируют на рычаге стояночного тормоза.

7. Способ по п.1, отличающийся тем, что кронштейн монтируют на рычаге устройства управления рычагом стояночного тормоза и рукояткой акселератора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2021 года RU2744259C1

ЗЕЛЕНИН С.Ф., УЧЕБНИК ПО ВОЖДЕНИЮ АВТОМОБИЛЯ, ООО "Мир Автокниг", М., 2006, с
Прибор для нагревания перетягиваемых бандажей подвижного состава 1917
  • Колоницкий Е.А.
SU15A1
EP 1790545 B1, 14.04.2010
US 20080269015 A1, 30.10.2008
US 20090056491 A1, 05.03.2009
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ 2001
  • Лаукканен Микко
RU2295747C2

RU 2 744 259 C1

Авторы

Скляр Евгений Федорович

Буренко Виктор Васильевич

Стерин Владимир Фридрихович

Капуста Михаил Абрамович

Козина Татьяна Михайловна

Максимова Ольга Михайловна

Маслова Наталья Сергеевна

Меньшикова Ирина Дмитриевна

Овчинников Владимир Юрьевич

Шангина Нина Владимировна

Даты

2021-03-04Публикация

2018-11-08Подача