Изобретение относится к конструкции противооткатного тормоза транспортных машин.
Движение па горных участках дороги транспортной машины, снабженной известными тормозными системами, после остановки на подъеме связано с опасностью самопроизвольного отката машины, могуш,его в ряде случаев привести к серьезным авариям.
Даже при наличии безотказно действуюшей тормозной системы согласованное выключение тормозов и включение сцепления, при одновременном плавном увеличении подачи горючего, требует высокой квалификации водителя.
Для устранения этого недостатка, предложен дополнительный прО: тивооткатный тормоз, автоматически включающийся и надежно удерживающий мащину на месте при начале самопроизвольного отката.
Установка противооткатного тормоза не нарушает конструкции существующих транспортных машин или отдельных ее механизмов. При использовании тормоза трогание с места машины после остановки ее на подъеме осуществляется простым включением сцепления и увеличением подачи горючего без каких-либо дополнительных операций, Растормаживание машины, при движении вперед производится также автоматически, а при наличии противооткатного тормоза описываемой ниже системы, применимой как для колесных, так и для гусеничных машин, испрльзование нормальной тормозной системы при самопроизвольном откате излишне.
На фиг. 1 изображена принципиальная конструкция противооткатного автоматическоготормоза, на фиг. 2-схема установки и механизма управления тормоза.
Дополнительный противооткатный автоматический тормоз состоит из корпуса }, установленного на шлицевой части карданного вала, ленты 2, РОЛИКОВОГО автолога 3, соединительной пружины 4, реактивного
№ 96606- 2 .рычага 5 и механизма выключения, состоящего из втулки 6 и поводка 7 (фиг. 2). Один конец ленты 2 крепится к раме автомобиля через реактивный рычаг 5, а второй конец через витую пружину 4 соединяется с наружной обоймой роликового автолога 5. Пружина в свободном состоянии имеет меньший диаметр, чем обойма роликового автолога, благодаря этому она плотно охватывает обойму и удерживается на ней силами трения.
Профиль кулачков на внутренней обойме роликового автолога сделан так, что при вращении карданного вала в нацравлении, соответствующем движению автомобиля вперед, ролики находятся в углублениях и связь между обоймами роликового автолога отсутствует. При обратном вращении внутренняя обойма блокируется с внешней.
Свободный конец пружины 4 заправлен во втулку 6, на выступающую часть которой действует цоводок 7 механизма выключения при выключении тормоза;.в нейтральном положении поводок находится на некотором расстоянии от втулки. Валик 8 .механизма выключения установлен на двух цапфах, ноставленных под болты крепления крышки коробки передач и раздаточной коробки. Передний конец валика выходит с правой стороны крышки коробки передач и заканчивается коленом у нижней части рычага управления коробки передач.
С целью сохранения постоянства геометрических размеров ленты и ограничения тем самым «мертвого хода, лента в свободном состоянии помещается в обойму 9 цилиндрической формы. Наличие обоймы, кроме этого, позволяет производить равномерное раскручивание витков ленты, при выключении тормоза, находящегося под нагрузкой.
В работе тормоза характерны следующие моменты.
При движении автомобиля вперед тормоз выключен, при этом корпус тормоза и внутренняя обойма роликового автолога вращаются вл1есте с карданным валом; внешняя обойма роликового автолога и лента основного автолога остаются неподвижными. Наличие зазора между лентой и корпусом тормоза исключает трение между ними в этот период.
В момент изменения направления вращения карданного вала, ч го соответствует началу отката машины, происходит замыкание роликового автолога и поворот его наружной обоймы. Вместе г обоймой происходит перемещение свободного конца ленты.
Когда витки ленты придут в соприкосновение с цилиндрической поверхностью корпуса, появится сила трения, достаточная для удержания вала трансмиссии в неподвижно.м состоянии, и произвольный опкат машины будет исключен.
Для трогания с места машины в этом случае достаточно включить соответствующую передачу в коробке передач и, увеличивая подачу ;-орючего, отпустить педаль сцепления. Вращение карданного вала в «прямом - направлении вызовет сначала отход витков ленты от поверхности корпуса тормоза, а зате.м выключение роликового автолога - тормоз автоматически выключается.
При псобходпмост.и тормоз южет быть выключен с места всдмтеля. путем перемещения рычага управления коробкой передач в крайнее правое положение (задний ход включать необязательно). При этом валик S механизма выключения поворачивается и через поводок 7 поворачивает втулку 6, с которой соединен свободный конец пружины 4; noBOpoi происходит Б сторону, противоположную навивке пружины. Бл-агодаря этому пружина принудительно раскручивается и связь ролчкового автолога с лентой тормоза нарушается - тормоз выключается.
Если тормоз находится под нагрузкой и лента плотно охватывает цилиндрическую поверхность корпуса тор.моза, то движением втулки f сначала раскручивается пружипа 4, а затем все витки ленты, начиная со «свободпого, принудительно отводятся от поверхности корпуса и тормоз освобождает карданный вал.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стенд для обучения управлению автомобилем | 1950 |
|
SU88595A1 |
Ленточный автолог | 1948 |
|
SU74538A1 |
Противооткатный тормоз горной машины | 1990 |
|
SU1733290A1 |
СТОЯНОЧНЫЙ ПРОТИВООТКАТНЫЙ ТОРМОЗ АВТОМОБИЛЯ | 1993 |
|
RU2048326C1 |
Противооткатный тормоз транспортного средства | 1979 |
|
SU870224A1 |
Устройство для стопорения вращающегося вала | 1980 |
|
SU896271A2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЛАНЕТАРНЫХ ПЕРЕДАЧ В КОРОБКЕ СКОРОСТЕЙ | 1931 |
|
SU30929A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ ТОРМОЗ | 2000 |
|
RU2211769C2 |
Рекуперативный тормоз | 1979 |
|
SU912971A1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С ГОЛОНОМНЫМ ВАРИАТОРОМ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2011555C1 |
Авторы
Даты
1953-01-01—Публикация
1951-07-14—Подача