СУДОВОЙ СЕКТОРНЫЙ РУМПЕЛЬ Российский патент 1995 года по МПК B63H25/10 B63H25/34 

Описание патента на изобретение RU2049021C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к рулевым устройствам преимущественно малых судов и катеров.

Известен судовой секторный румпель, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу [1]
Данный румпель взят за прототип.

Недостатком известного секторного румпеля является то, что он требует обязательного применения в штуртросовом приводе натяжных талрепов и буферных устройств.

В условиях маломерных судов и катеров с близко расположенными друг к другу рулевой машиной, баллером руля с румпелем и ахтерпиковой переработкой часто не представляется возможным разместить эти талрепы и буферные устройства в короткой штуртросовой магистрали (с учетом относительно большого хода штуртроса при перекладке руля с борта на борт).

Сущность изобретения заключается в том, что судовой секторный румпель, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу, снабжен закрепленными неподвижно на секторе серьгой и упорами, в каждом из которых выполнено отверстие, и винтовыми тягами с регулировочными гайками каждая из которых установлена в отверстии соответствующего упора и выполнена с проушиной, в которой установлен на оси вращения натяжной ролик с канавкой, причем каждая ветвь штуртроса расположена в соответствующей направляющей сектора и канавке соответствующего натяжного ролика и своим концом неподвижно закреплена на секторе, а в упомянутой серьге выполнено отверстие для ее шарнирного соединения с буферным устройством.

На фиг. 1 изобpажен судовой секторный румпель, сверху; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Судовой секторный румпель состоит из сектора 1 и неподвижно соединенных с ним ступицы 2 и направляющих 3. На секторе 1 неподвижно закреплены упоры 4, в отверстиях которых установлены винтовые тяги 5 с регулировочными гайками 6. Каждая винтовая тяга 5 имеет проушину 7 со свободно установленным в ней на оси 8 натяжным роликом 9. На ролике 9 снаружи предусмотрена канавка 10 для штуртроса 11. Каждая ветвь штуртроса 11 закреплена неподвижно на секторе посредством прижимной планки 12 и болтов 13 и свободно расположена в канавке натяжного ролика 9, а также в соответствующей направляющей 3 и дальше через систему направляющих роликов поступает к рулевой машине.

Ступица 2 снабжена конусным отверстием 14 и шпоночным пазом 15 для крепления на баллере руля. На ступице 2 неподвижно установлена серьга 16 с отверстием 17 для шарнирного соединения с буферным устройством.

В случае применения в судовом рулевом приводе цепного штуртроса вместо рассмотренного выше тросового, например, из короткозвенных калиброванных цепей устройство судового секторного румпеля остается идентичным описанному, только вместо натяжного ролика 9 в проушину 7 винтовой тяги 5 устанавливается цепная натяжная звездочка, соответствующая по своим параметрам применяемому калибру цепи штуртроса.

Судовой секторный румпель работает следующим образом.

В зависимости от необходимого направления поворота судового руля усилие от рулевой машины передается секторному румпелю 1 посредством соответствующей ветви штуртроса 11. Направления этих усилий в штуртросе показаны на фиг.1 стрелками. Под воздействием соответствующего усилия в штуртросе, концы которого планками 12 и болтами 13 неподвижно закреплены на секторе румпеля 1, последний вместе со ступицей 2 поворачивается, отклоняя в ту или иную сторону баллер и перо руля (не показаны).

Баллер руля соединен с секторным румпелем с помощью шпоночного соединения, для чего на ступице 2 предусмотрен шпоночный паз 15.

При необходимости регулировки натяжения штуртроса вращают регулировочные гайки 6, в результате чего винтовые тяги 5 с проушинами 7 и натяжными роликами 9 получат поступательное перемещение. Вместе с натяжным роликом 9 поступательное перемещение получает и петля штуртроса. При перемещении ролика 9 внутрь сектора длина штуртроса в штуртросовой магистрали уменьшается, чем выбирается слабина и увеличивается натяжение штуртроса.

При необходимости уменьшения натяжения штуртроса 11 винтовую тягу 5 с натяжным роликом 9 перемещают регулировочными гайками 6 во вешнюю сторону секторного румпеля.

Демпфирование работы штуртросового привода осуществляется посредством буферного устройства, например пружинного или гидравлического типа (не показано), установленного шарнирно непосредственно на секторном румпеле, для чего на ступице 2 закреплена серьга 16 с отверстием 17.

Похожие патенты RU2049021C1

название год авторы номер документа
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1988
  • Макаров Владимир Александрович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
SU1738690A1
Реверсивно-рулевое устройство водометного движителя 1983
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
  • Ванчиков Николай Александрович
  • Каверя Владимир Иванович
  • Смирнов Александр Сергеевич
SU1111945A1
Привод реверсивно-рулевого устройства водометного движителя 1971
  • Базин Федор Иванович
  • Бейлин Иосиф Яковлевич
  • Кокуев Николай Николаевич
  • Корнеев Анатолий Федорович
  • Лея Геннадий Юкумович
  • Папков Леонид Сергеевич
  • Приезжий Иван Иванович
  • Смирнов Сергей Сергеевич
  • Суворов Евгений Николаевич
SU441197A1
Рулевое устройство судна 1983
  • Берзон Владимир Григорьевич
  • Жевелюк Леонид Юрьевич
  • Курносов Владимир Никитич
SU1076356A1
Силовой исполнительный механизм гидравлического рулевого привода 1982
  • Аджиев Асанбек Тагаджиевич
  • Шейхов Абдул-Малик Гаджиевич
  • Забиров Рустем Валиевич
  • Маликов Юрий Борисович
  • Чучалов Александр Васильевич
  • Кулаков Марат Хасбулатович
  • Аршинов Георгий Леонтьевич
SU1070060A1
Судовой руль 1979
  • Кузнецов Николай Федорович
SU783129A1
УСПОКОИТЕЛЬ БОРТОВОЙ КАЧКИ СУДНА 1996
  • Огарков Л.Ф.
  • Шиманский Н.А.
RU2104899C1
РЕВЕРСИВНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО 2021
  • Смирнов Андрей Валерьевич
RU2763067C1
УСПОКОИТЕЛЬ КАЧКИ 1990
  • Воробьев В.О.
  • Кузнецов Н.Ф.
  • Меньшенин В.В.
  • Филиппов О.К.
RU2030320C1
РУЛЕВОЙ КОМПЛЕКС СУДНА 1995
  • Маковский А.Г.
  • Немзер А.И.
RU2081787C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 049 021 C1

Реферат патента 1995 года СУДОВОЙ СЕКТОРНЫЙ РУМПЕЛЬ

Использование: судостроение. Сущность изобретения: на секторе 1 неподвижно закреплены упоры 4, в отверстиях которых установлены винтовые тяги 5 с регулировочными гайками 6. Каждая винтовая тяга 5 имеет проушину 7 со свободно установленным в ней на оси 8 натяжным роликом 9. Каждая ветвь штуртроса 11 неподвижно закреплена на секторе 1 и свободно расположена в наружной канавке натяжного ролика 9 и в направляющей 3 секторного румпеля. На ступице 2 секторного румпеля неподвижно установлена серьга 16 с отверстием 17 для шарнирного соединения с буферным устройством. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 049 021 C1

СУДОВОЙ СЕКТОРНЫЙ РУМПЕЛЬ, содержащий сектор с направляющими и зажимами для крепления концов штуртроса и ступицу, отличающийся тем, что он снабжен закрепленными неподвижно на секторе серьгой и упорами, в каждом из которых выполнено отверстие, и винтовыми тягами с регулировочными гайками, каждая из которых установлена в отверстие соответствующего упора и выполнена с проушиной, в которой установлен на оси вращения натяжной ролик с канавкой, причем каждая ветвь штуртроса расположена в соответствующей направляющей сектора и канавке соответствующего натяжного ролика и своим концом неподвижно закреплена на секторе, а в серьге выполнено отверстие для ее шарнирного соединения с буферным устройством.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2049021C1

Справочник по судовым устройствам
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
- Л.: Судостроение, 1975, с.173,174, рис.1.76.б, поз.5.

RU 2 049 021 C1

Авторы

Папков Л.С.

Макаров В.А.

Бейлин И.Я.

Даты

1995-11-27Публикация

1992-02-20Подача