Изобретение относится к переработке нефти, в частности к переработке битумов и битуминозных высокосернистых нефтей с целью получения светлых видов топлив.
Известен способ переработки битуминозных нефтей путем гидрокрекинга под давлением 67 атм. при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м3/м3 в присутствии алюмомолибденсодержащего катализатора [1]
Наиболее близким техническим решением является способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей путем гидрокрекинга под давлением 25-35 атм. при 430-490оС в присутствии алюмомолибденникельсодержащего катализатора [2]
Недостатками известных способов является низкий выход светлых нефтяных фракций, высокая стоимость и энергоемкость производства.
Устранить указанные недостатки позволяет предлагаемый способ переработки высокосернистых битуминозных нефтей путем гидpокрекинга под давлением, при 430-490оС, соотношении водород:сырье 800-1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350оС, в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, при этом используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.
Сущность предлагаемого способа заключается в том, что промотируя известный катализатор оксидами редкоземельных металлов, повышают его селективность. При этом, как свидетельствуют проведенные эксперименты, выход светлых бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при тех же условиях проведения процесса (температуре, давлении, скорости подачи, соотношении водород:сырье).
Способ осуществляют следующим образом.
Катализатор готовят методом смешения осажденных гидроокисей алюминия, никеля и молибдена с последующей добавкой соответствующих оксидов редкоземельных элементов. Приготовленные смеси формуют в шарики. Сушку образцов проводят вначале в течение 12 ч на воздухе, затем в течение 3-4 ч в сушильном шкафу, после чего прокаливают в муфеле при 650оС также в течение 3-4 ч.
Содержание промотирующего оксида редкоземельных элементов составляет не менее 1% от массы катализатора.
Гидрокрекинг высокосернисных битуминозных нефтей в присутствии промотированного катализатора проводят при 430-490оС под давлением 25-35 атм. при соотношении водород: сырье 800-1500 м3/м3 при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей при 180-350оС.
П р и м е р. В качестве сырья использовали высокосернистую битуминозную нефть Ашальчинского месторождения битумов с разбавителем (фракция 180-350оС) в соотношении на 1 объем сырья 0,5 объема разбавителя.
Физико-химические показатели битумной нефти следующие: Плотность/ г/см3 0,985 Содержание серы/ мас. 4,04 Коксуемость по Кондрадсону/ мас. 11,2 Фракционно-вакуумная разгонка/ мас.
Фр. 180-350оС 26,7
Фр. выше 360оС 73,3 Асфольтены/ мас. 5,7 Смолы/ мас. 36,4
Гидрокрекинг нефти проводили при 450оС, давлении 30 МПа, соотношении водород:сырье 1000 м3/м3 на катализаторе следующего состава, мас. оксид никеля 5; оксид молибдена 5; промотор 1 оксид алюминия остальное, при этом промотор менялся следующим образом:
промотор оксид иттрия;
промотор оксид самария;
промотор оксид лантана.
Параллельно проводили опыт с известным катализатором без промотора.
Данные приведены в табл.1.
Из табл. 1 видно, что на промотированных катализаторах выход бензиновых фракций увеличивается в 2-2,5 раза при прочих равных условиях проведения гидрокрекинга. Кроме того, высококачественные малосернистые топлива получают в одну ступень (см. табл.2).
Из данных табл.2 видно, что бензиновые и дизельные фракции содержат мало серы, а достаточно высокое содержание нафтенароматических углеводородов дает возможность говорить о высоком качестве получаемых топлив, не требующих дальнейшей переработки.
Кроме того, испытания, проведенные по моторному методу на определение октановых и цетановых чисел, показали удовлетворительные результаты октановое число составило 77-79, цетановое 38-45.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ БИТУМИНОЗНЫХ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ НЕФТЕЙ | 1992 |
|
RU2095394C1 |
Способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей | 1980 |
|
SU1038357A1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ МАЛОСЕРНИСТЫХ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ | 2003 |
|
RU2245896C1 |
Способ гидрооблагораживания вторичных дистиллятов | 2023 |
|
RU2824346C1 |
СПОСОБ ГИДРООЧИСТКИ НЕФТЯНЫХ ФРАКЦИЙ | 2007 |
|
RU2353644C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОВЯЗКОЙ ВЫСОКОСЕРНИСТОЙ НЕФТИ | 2001 |
|
RU2187536C1 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ВСЕСЕЗОННОГО УНИФИЦИРОВАННОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА | 2020 |
|
RU2743762C1 |
КАТАЛИЗАТОР И СПОСОБ ГИДРОПЕРЕРАБОТКИ НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ С ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ | 2006 |
|
RU2301703C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2001 |
|
RU2208626C2 |
СПОСОБ ГИДРОГЕНИЗАЦИОННОГО ОБЛАГОРАЖИВАНИЯ ОСТАТОЧНОГО НЕФТЯНОГО СЫРЬЯ | 2019 |
|
RU2737803C1 |
Использование: нефтехимия. Сущность изобретения: высокосернистую битуминозную нефть подвергают гидрокрекингу под давлением, при 430-490oС, соотношении водород : сырье 800-1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180-350oС, в присутствии алюмоникельболибденового катализатора, промотированного отходами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%. 2 табл.
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ ВЫСОКОСЕРНИСТЫХ БИТУМИНОЗНЫХ НЕФТЕЙ путем гидрокрекинга под давлением при 430 - 490oС, соотношении водород : сырье 800 - 1500 м3/м3, при разбавлении сырья нефтяной фракцией, кипящей в пределах 180 - 350oС в присутствии алюмоникельмолибденового катализатора, отличающийся тем, что используют алюмоникельмолибденовый катализатор, дополнительно промотированный оксидами редкоземельных элементов в количестве не менее 1 мас.%.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Writer Staff | |||
Synthesis of oil from oil Sands Chemical Economy and Engineering Rev | |||
Чугунный экономайзер с вертикально-расположенными трубами с поперечными ребрами | 1911 |
|
SU1978A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ переработки тяжелых битумов и битуминозных высокосернистых нефтей | 1980 |
|
SU1038357A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Авторы
Даты
1996-01-27—Публикация
1992-12-21—Подача