СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК БИПЛАННОГО КРЫЛА Российский патент 1996 года по МПК B64C3/42 B64C39/08 

Описание патента на изобретение RU2060912C1

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам, и преимущественно может быть использовано на летательных аппаратах бипланной конструкции.

Известен способ улучшения аэродинамических характеристик крыла с надкрылком, заключающийся в изменении положения надкрылка относительно крыла, а именно перемещении надкрылка вверх и вперед относительно носка крыла [1]
Однако надкрылок не изменяет свое угловое положение относительно нижнего крыла, что не позволяет получать достаточно высоко приращение аэродинамического качества во всем диапазоне полетных углов атаки.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является способ улучшения аэродинамических характеристик бипланного крыла, заключающийся в ускорении потока в межкрыльевом пространстве путем образования сужающегося канала между крыльями, верхнее из которых вынесено вперед относительно нижнего и установлено с образованием между хордами сечений верхнего и нижнего крыльев отрицательного угла, обращенного в направлении полета [2]
Однако этот способ улучшения несущих свойств самолетного крыла имеет существенный недостаток. Верхнее крыло располагается неподвижно относительно нижнего крыла с выносом вперед на 2/3 хорды нижнего крыла, а в вертикальном направлении верхнее крыло у своей задней кромки зафиксировано над базисной линией, являющейся хордой дужки нижнего крыла, на некотором расстоянии. Но такое расположение несущих поверхностей выгодно только в узком диапазоне изменения углов атаки, близких к наивыгоднейшему α нв. Если же угол атаки летательного аппарата будет значительно увеличиваться, то сначала на нижнем крыле, а затем и на верхнем начнутся срывные явления и начнут ухудшаться несущие свойства и уменьшаться аэродинамическое качество. Другими словами, с увеличением угла атаки α > α нв, где α нв наивыгоднейший угол атаки бипланной конструкции, будет значительно уменьшаться значение коэффициента подъемной силы и возрастать значение коэффициента лобового сопротивления.

Техническим результатом изобретения является увеличение аэродинамического качества и расширение диапазона полетных углов атаки при изменении угла атаки летательного аппарата с бипланным крылом.

Это достигается тем, что в способе улучшения аэродинамических характеристик бипланного крыла, заключающемся в ускорении потока в межкрыльевом пространстве путем образования сужающегося канала между крыльями, верхнее из которых вынесено вперед относительно нижнего и установлено с образованием между хордами сечений верхнего и нижнего крыльев отрицательного угла, обращенного в направлении полета, при изменении угла атаки летательного аппарата с бипланным крылом верхнее крыло синхронно с изменением положения ручки управления в канале тангажа перемещают вперед по полету относительно носка нижнего крыла с одновременным поворотом относительно него, сохраняя свой наивыгоднейший угол атаки.

На чертеже представлена схема перемещения верхнего крыла при увеличении угла атаки летательного аппарата.

Устройство для осуществления способа улучшения аэродинамических характеристик бипланного крыла содержит ручку 1 управления, которая через потенциометрический датчик 2 и механический переходной блок 3 связана с механизмом привода телескопической тяги 4, установленной на нижнем крыле 5 и соединенной с верхним крылом 6, которое установлено на нижнем крыле 5 с помощью тяг 7 и 8. При отклонении ручки 1 управления из положения а в положение б (на увеличение угла атаки) электрический сигнал с потенциометрического датчика 2 через механический переходной блок 3 поступает на механизм привода (типа МП-100) телескопической тяги 4. За счет увеличения длины тяги 4 верхнее крыло 6 начинает перемещаться вперед, при этом его установочный угол β увеличивается по абсолютной величине за счет наличия тяг 7 и 8. При этом угол атаки нижнего крыла 5 по отношению к набегающему потоку увеличивается в соответствии с задающим отклонением ручки 1 управления.

В результате использования изобретения возрастает максимальное значение коэффициента подъемной силы, величина критического угла атаки, что обусловлено ростом градиента скорости dVx/dx на верхней поверхности нижнего крыла, а это в свою очередь, приводит к затягиванию срывных явлений на больших углах атаки. Кроме того, рост коэффициента лобового сопротивления Cxa после наивыгоднейшего угла атаки в случае с подвижным крылом значительно менее интенсивный, чем в случае с неподвижным крылом. Это приводит к тому, что изменяются значения аэродинамического качества по углам атаки. Значения аэродинамического качества увеличиваются при углах атаки и до α нв и после этого значения. Таким образом, существенно расширяется диапазон полетных углов атаки.

Похожие патенты RU2060912C1

название год авторы номер документа
ПРЕОБРАЗУЕМЫЙ НЕСУЩИЙ ВИНТ 1990
  • Чичикайло В.В.
  • Кокорин С.Н.
SU1826421A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Назаров В.В.
RU2127202C1
СПОСОБ РАЗВЕРТЫВАНИЯ И ВЫСОТНОЙ ПОДВЕСКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И НЕСУЩИЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Малышев Геннадий Викторович
  • Егоров Юрий Григорьевич
  • Кульков Владимир Михайлович
  • Мурзаев Александр Михайлович
  • Никитский Владимир Петрович
RU2392188C1
КРЫЛО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА С ТОНКОСТЕННЫМИ КРЫЛЬЕВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ 2015
  • Ба Зухаир Мохаммед Ахмед Мубарак
RU2603244C1
МНОГОВИНТОВОЙ СКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2658736C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ТРАНСЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2711451C1
МНОГОВИНТОВОЙ БЕСПИЛОТНЫЙ ВИНТОКРЫЛ 2016
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2611480C1
БЕСПИЛОТНЫЙ ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕРТОЛЕТ-САМОЛЕТ 2017
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2653953C1
БЕСПИЛОТНЫЙ САМОЛЕТ-ВЕРТОЛЕТ-РАКЕТОНОСЕЦ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ 2018
  • Дуров Дмитрий Сергеевич
RU2699514C1
АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Низов Сергей Николаевич
RU2666093C1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК БИПЛАННОГО КРЫЛА

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к самолетам, и преимущественно может быть использовано на летательных аппаратах для улучшения аэродинамических характеристик крыла бипланной схемы. Сущность изобретения заключается в выборе оптимального места и его отслеживании в соответствии с положением ручки управления по тангажу, а также угла установки верхнего крыла по отношению к нижнему крылу и к набегающему потоку при изменении угла атаки летательного аппарата. Верхнее крыло 6, перемещаясь относительно нижнего 5 при изменениях балансировочного положения ручки 1 управления, постоянно устанавливается под наивыгоднейшим углом атаки к вектору местной скорости набегающего потока. Кроме того, в каждом положении верхнее крыло 6 образует сужающийся канал с верхней поверхностью нижнего крыла. Поток в сужающемся канале разгоняется, увеличивается значение градиента скорости и затягивается на большие углы атаки срыв потока с нижнего крыла. Применение способа улучшения аэродинамических характеристик позволяет увеличить максимальное значение коэффициента подъемной силы Cуамакс и критического угла атаки αкр, а также расширить диапазон полетных углов атаки за счет сохранения высокого аэродинамического качества. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 060 912 C1

Способ улучшения аэродинамических характеристик бипланного крыла, заключающийся в ускорении потока в межкрыльевом пространстве путем образования сужающегося канала между крыльями, верхнее из которых вынесено вперед относительно нижнего и установлено с образованием между хордами сечений верхнего и нижнего крыльев отрицательного угла, обращенного в направлении полета, отличающийся тем, что при изменении угла атаки летательного аппарата с бипланным крылом верхнее крыло синхронно с изменением положения ручки управления в канале тангажа перемещают вперед по полету относительно носка нижнего крыла с одновременным поворотом относительно него, сохраняя свой наивыгоднейший угол атаки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2060912C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ СУЛЬФАТНОЙ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ 1998
  • Прокшин Г.Ф.
  • Надеин А.Ф.
  • Ларионов Г.И.
RU2172370C2
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Самолет типа биплана 1935
  • Кавтарадзе Р.З.
SU59180A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 060 912 C1

Авторы

Широков И.А.

Татарников А.П.

Ермолаев В.А.

Чичикайло В.В.

Даты

1996-05-27Публикация

1992-03-23Подача