СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ Российский патент 1997 года по МПК E21D13/00 E02D29/00 

Описание патента на изобретение RU2082884C1

Изобретение относится к подземному строительству, преимущественно к строительству станций метрополитена глубокого заложения.

Известен способ сооружения колонной станции метрополитена глубокого заложения с конструкцией из тюбингов, опирающихся на продольные металлические прогоны и колонны. Способ включает сооружение боковых станционных тоннелей, монтаж их обделок, установку в боковых тоннелях колонн и прогонов, проходку среднего станционного тоннеля с последующим монтажом его обделки,разборкой тюбингов временного заполнения [1]
Недостатками данного способа сооружения станций является большая металлоемкость, а также необходимость изготовления фасонных тюбингов, используемых в обделке.

Наиболее близким к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, проходку боковых и среднего тоннелей вначале от шелыг до обреза установленных опор, монтаж обделок тоннелей с опиранием обделки среднего тоннеля на опоры и обделок боковых тоннелей на опоры и на грунт, а затем последующую разработку грунта до подошвы опор с возведением лотковой части станции [2]
Недостатками данного способа возведения станции является повышенная трудоемкость и материалоемкость при выполнении технологических операций с установкой фасонных тюбингов клинчатой перемычки, тюбингов временного заполнения проемов при проходке боковых и среднего тоннелей, при осуществлении проходки проемов с предварительным демонтажом конструкций временного заполнения и последующим монтажом обделки проемов, а также при выполнении в крайних штольнях опор в виде тюбингов с бетонными приливами и средних опор в виде скрепленных нижних смежных тюбингов.

Целью изобретения является уменьшение трудозатрат и материалоемкости при возведении станции.

Это достигается тем, что опоры в штольнях среднего тоннеля выполняют в виде колонн с прогонами и опорными элементами и устанавливают их в распор по вертикали с раскреплением их инвентарными распорками на стороне штольни, обращенной к боковому тоннелю, после чего осуществляют цикличную проходку вначале среднего, и затем боковых тоннелей с монтажом обделок из имеющих внутреннюю полость блоков, которые соединяют между собой, нагнетают цементный раствор за их внешнюю поверхность и бетонируют внутреннюю полость блоков заходками, равными шагу колонн, а лотковую часть среднего тоннеля выполняют в виде монолитной плиты с образованием ею совместно со сводами и колоннами с прогонами жесткой конструкции, а после монтажа обделок боковых тоннелей возводят их лотковые части в виде обратных сводов, которые соединяют со сводами боковых тоннелей.

Выполнение работ по данному способу возведения станции позволяет механизировать проходку тоннелей и уменьшить осадку поверхности при разработке грунта, исключить проходку проемов между тоннелями с монтажом-демонтажом обделок, что уменьшает материалоемкость, а также снизить трудозатраты при возведении станции путем выполнения опор, технологически более экономичных, и сократить стоимость станции на 10-15%
На фиг. 1 показана проходка штолен, установка опор, проходка среднего тоннеля и монтаж обделок с возведением его лотковой части (поперечное сечение).

На фиг. 2 показана проходка боковых тоннелей и монтаж обделок с возведением их лотковых частей в форме обратного свода (поперечное сечение).

Станция метрополитена включает боковые 1 и средний 2 тоннели с обделками 3 и лотковой частью 4, две штольни 5 с опорами, выполненными в виде колонн 6 с прогонами 7, опорные элементы 8, обратные своды 9 и плоскую монолитную плиту 10.

Способ возведения станции осуществляют следующим образом. Проходку штолен 5 выполняют например механизированными горнопроходческими комбайнами (на чертежах не показано), обеспечивающими достаточную точность обработки стен. В штольнях 5 размещают опорные элементы 8, а опоры выполняют в виде колонн 6 с прогонами 7, после чего колонны 6 раскрепляют инвентарными распорками 11. Затем осуществляют циклично (шаг колонн) проходку среднего 2 тоннеля и также монтаж обделок из блоков, имеющих внутреннюю полость. Обделку 3 монтируют, соединяя блоки между собой последовательно, с использованием специальных платформ (на чертеже не показано). Затем за внешнюю поверхность обделки 3 из блоков нагнетают быстротвердеющий цементный раствор с обеспечением плотного прилегания к стенке тоннеля, после чего бетонируют внутреннюю полость блоков. При этом предусмотрен контроль полного заполнения зазора между внешней поверхностью блоков и стенкой, а также полноты заполнения при бетонировании внутренней полости блоков в соединении. Разработка грунта лотковой части 4 среднего 2 тоннеля и ее возведение в виде монолитной плиты 10 в соединении со сводом через колонны 6 с прогонами 7 создает жесткую в поперечно-продольном сечении конструкцию. После чего осуществляют циклично (шаг колонны) проходку боковых 1 тоннелей и монтаж обделок 3 из блоков с опиранием одной стороной на грунт. Причем последовательность операций проводится по подобию монтажа обделок среднего 2 тоннеля. После монтажа обделок 3 боковых 1 тоннелей инвентарные распорки 11 демонтируют. Затем разрабатывают грунт в лотковых частях 3 боковых 1 тоннелей и подводят в каждом тоннеле в виде обратного свода 9, при этом его торец соединяют со сводами боковых тоннелей.

Похожие патенты RU2082884C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Вирин Л.Д.
  • Земельман А.М.
  • Кривенко А.А.
  • Никитин С.О.
  • Хацкелевич Д.Л.
  • Левина Н.П.
RU2082883C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1997
  • Бахарев Б.А.
  • Гаев Д.В.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Левина Н.П.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Меркулов В.В.
  • Милов В.Г.
  • Рахманинов Ю.П.
  • Тараров Н.А.
  • Шмерлинг В.А.
RU2102602C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Барский Е.С.
  • Спирин А.И.
  • Арбузов М.Ю.
  • Андреев А.М.
  • Стрельцов В.Е.
RU2061148C1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1990
  • Барский Ефим Семенович
SU1763584A1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1991
  • Вирин Лев Давидович
SU1838509A3
Способ сооружения станции метрополитена из сборных элементов закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2815900C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 082 884 C1

Реферат патента 1997 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

Изобретение относится к подземному строительству, преимущественно к строительству станций метрополитена глубокого заложения. Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения включает предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов среднего тоннеля, проходку боковых и среднего тоннелей вначале от шелыг до обреза установленных опор, монтаж обделок тоннелей с опиранием обделки среднего тоннеля на опоры и обделок боковых тоннелей на опоры и на грунт, а затем последующую разработку грунта до подошвы опор с возведением лотковой части станции. Отличие состоит в том, что опоры в штольнях выполняют в виде колонн с прогонами и опорными элементами и устанавливают их враспор по вертикали с раскреплением их инвентарными распорками, после чего проходят вначале средний тоннель, а затем боковые с монтажом обделок из имеющих внутреннюю полость блоков, нагнетают цементный раствор за их внешнюю поверхность бетонируют внутреннюю полость блоков заходками, равными шагу колонн, а лотковую часть среднего тоннеля выполняют в виде монолитной плиты с образованием ею совместно со сводами и колоннами с прогонами жесткой конструкции, а после монтажа обделок боковых тоннелей возводят их лотковые части в виде обратных сводов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 082 884 C1

Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов среднего тоннеля, проходку боковых и среднего тоннелей вначале от шелыг до обреза установленных опор, монтаж обделок тоннелей с опиранием обделки среднего тоннеля на опоры и обделок боковых тоннелей на опоры и на грунт, а затем последующую разработку грунта до подошвы опор с возведением лотковой части станции, отличающийся тем, что опоры в штольнях выполняют в виде колонн с прогонами и опорными элементами и устанавливают их враспор по вертикали с раскреплением их инвентарными распорками на стороне штольни, обращенной к боковому тоннелю, после чего осуществляют цикличную проходку вначале среднего, а затем боковых тоннелей с монтажом обделок из имеющих внутреннюю полость блоков, которые соединяют между собой, нагнетают цементный раствор за их внешнюю поверхность и бетонируют внутреннюю полость блоков заходками, равными шагу колонн, а лотковую часть среднего тоннеля выполняют в виде монолитной плиты с образованием ею совместно со сводами и колоннами с прогонами жесткой конструкции, а после монтажа обделок боковых тоннелей возводят их лотковые части в виде обратных сводов, которые соединяют со сводами боковых тоннелей.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1997 года RU2082884C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Храпов В.Г
и др
Тоннели и метрополитены
- М.: Транспорт, 1989, с
Способ приготовления массы для карандашей 1921
  • Чиликин М.М.
SU311A1
Печь для сжигания твердых и жидких нечистот 1920
  • Евсеев А.П.
SU17A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1990
  • Барский Ефим Семенович
SU1763584A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

RU 2 082 884 C1

Авторы

Белов Б.В.

Вирин Л.Д.

Жуков И.Л.

Земельман А.М.

Костюченко В.Г.

Кривенко А.А.

Мамаладзе Э.Г.

Манюков А.Г.

Милов В.Г.

Муромцев Ю.З.

Никитин С.О.

Меркулов В.В.

Томадзе А.Л.

Хацкелевич Д.Л.

Даты

1997-06-27Публикация

1993-08-27Подача