СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ Российский патент 1998 года по МПК E21D13/02 E02D29/00 

Описание патента на изобретение RU2102602C1

Изобретение относится к подземному строительству и, в частности, к строительству станции метрополитена глубокого заложения.

Известен способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий предварительную проходку штолен с выполнением в них опор для сводов боковых и среднего тоннелей, проходку боковых и среднего тоннелей вначале от шелыг до обреза установленных опор, монтаж обделок тоннелей с опиранием обделки среднего тоннеля на опоры и обделок тоннелей на опоры и грунт, а затем последующую разработку грунта до подошвы опор с возведением лотковой части станции [1]
Недостатками данного способа возведения станции является повышенная трудоемкость и материалоемкость при выполнении технологических операций с установкой фасонных тюбингов клинчатой перемычки, тюбингов временного заполнения проемов при проходке боковых и среднего тоннелей, при осуществлении проходки проемов с предварительным демонтажом конструкций временного заполнения и последующим монтажом обделки проемов, а также при выполнении в крайних штольнях опор в виде тюбингов с бетонными приливами и средних опор в виде скрепленных нижних смежных тюбингов.

Наиболее близким к предлагаемому является способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями станции, возведение вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, цикличную проходку вначале станционного, а затем транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделки тоннелей [2]
Недостатком данного способа является узкая область его применения в связи с тем, что при проходке штолен не производится возведение временной крепи, а также из-за недостаточной жесткости возведенной конструкции станции, так как монолитная плита платформенной части станции не связывается непосредственно с обделками транспортных тоннелей.

Задачей изобретения является расширение области применения способа и повышение срока службы станции.

Задача решается за счет того, что в способе возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающем проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, монтаж вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, цикличную проходку станционного и транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей, в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок, а монолитную плиту соединяют с лотковыми частями транспортных тоннелей непосредственно.

На фиг. 1 показана проходка штолен, установка опор с опорными пятами и прогонами, установка распорных элементов; на фиг. 2 проходка станционного и транспортных тоннелей, монтаж обделок с возведением их лотковых частей в форме обратного свода (поперечное сечение); на фиг. 3 показан вид А на плиту, соединенную с опорными пятами и обделкой лотковой части транспортных тоннелей.

Станция метрополитена включает транспортные (боковые) 1 и станционный (средний) 2 тоннели с обделками 3 и лотковой частью 4, две штольни 5 с опорами, выполненными в виде колонн 6 с прогонами 7 и опорными пятами 8, обратные своды 9 лотковой части тоннелей 1 и плоскую монолитную бетонную плиту 10 платформенной части станционного тоннеля.

Способ возведения станции осуществляют следующим образом. Проходку штолен 5 выполняют, например, механизированными горнопроходческими комбайнами с возведением временной крепи (на чертежах не показано). В штольнях 5 размещают опоры колонн 6 с прогонами 7, после чего колонны 6 раскрепляют инвентарными распорками 11. Затем осуществляют циклично заходками, равными шагу колонн, проходку станционного 2 тоннеля с разборкой временной крепи, а также монтаж обделок из блоков, имеющих внутреннюю полость. Обделку 3 монтируют, соединяя блоки между собой последовательно, с использованием специальных платформ (на чертеже не показано). Затем за внешнюю поверхность обделки 3 из блоков нагнетают быстротвердеющий цементный раствор 12 с обеспечением плотного прилегания к стенке тоннеля, после чего бетонируют внутреннюю полость блоков. При этом предусмотрен контроль полного заполнения зазора между внешней поверхностью блоков и стенкой, а также полноты заполнения при бетонировании внутренней полости блоков в соединении. Под опорными пятами 8 и плитой 10 выполняют подготовку, соответственно 13 и 14. Далее производят разработку грунта платформенной части 4 среднего 2 тоннеля и укладку монолитной плиты 10. После этого осуществляют циклично (шаг колонны) проходку боковых 1 тоннелей и монтаж обделок 3 из блоков с опиранием одной стороной на грунт, а другой на плиту 10. Последовательность операций проводится по подобию монтажа обделок среднего тоннеля 2. В процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок инвентарные распорки 11 демонтируют. Соединение плиты 10 с опорными пятами 8 и обделкой 3 боковых тоннелей создает жесткую конструкцию станции в поперечном и продольном сечениях станции.

Похожие патенты RU2102602C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Белов Б.В.
  • Вирин Л.Д.
  • Жуков И.Л.
  • Земельман А.М.
  • Костюченко В.Г.
  • Кривенко А.А.
  • Мамаладзе Э.Г.
  • Манюков А.Г.
  • Милов В.Г.
  • Муромцев Ю.З.
  • Никитин С.О.
  • Меркулов В.В.
  • Томадзе А.Л.
  • Хацкелевич Д.Л.
RU2082884C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Вирин Л.Д.
  • Земельман А.М.
  • Кривенко А.А.
  • Никитин С.О.
  • Хацкелевич Д.Л.
  • Левина Н.П.
RU2082883C1
Способ сооружения станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Фадеева Вера Борисовна
RU2810984C1
Способ сооружения станции метрополитена глубокого заложения на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2825811C1
Способ сооружения станции метрополитена из сборных элементов закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2815900C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1993
  • Барский Е.С.
  • Спирин А.И.
  • Арбузов М.Ю.
  • Андреев А.М.
  • Стрельцов В.Е.
RU2061148C1
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1
Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения 1990
  • Барский Ефим Семенович
SU1763584A1
Способ сооружения пилонной станции метрополитена закрытым способом производства работ на действующей линии метрополитена без перерыва движения поездов 2023
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
RU2824544C1
ДВУХЪЯРУСНЫЙ ОДНОСВОДЧАТЫЙ ПЕРЕСАДОЧНЫЙ СТАНЦИОННЫЙ УЗЕЛ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ 1996
  • Захаров Г.Р.
  • Салан А.М.
  • Кулагин Н.И.
  • Александров В.Н.
  • Филонов Ю.А.
  • Арефьев О.Т.
  • Маслак В.А.
  • Яковлев А.Н.
RU2131960C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 102 602 C1

Реферат патента 1998 года СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ СТАНЦИИ МЕТРОПОЛИТЕНА ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ

Изобретение относится к подземному строительству, в частности к возведению станций метрополитена глубокого заложения. Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения включает проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, возведения вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонам, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, циклическую проходку станционного и транспортных тоннелей и разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение свободных частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей. Отличие состоит в том, что монолитную плиту соединяют непосредственно с лотковыми частями транспортных тоннелей, а в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 102 602 C1

Способ возведения станции метрополитена глубокого заложения, включающий проходку штолен по границам станционного тоннеля с транспортными тоннелями, монтаж вдоль осей штолен опор в виде колонн с опорными пятами и уложенными на колонны прогонами, раскрепление опор с помощью инвентарных распорок в боковые стенки штолен, снятие распорок, цикличную проходку станционного и транспортных тоннелей с разработкой грунта заходками, равными шагу опор, возведение сводовых частей обделок тоннелей с опиранием их на опоры, монтаж платформенной части станционного тоннеля в виде бетонной монолитной плиты и лотковых частей обделок транспортных тоннелей и нагнетание цементного раствора за внешнюю поверхность обделок тоннелей, отличающийся тем, что в процессе проходки штолен и тоннелей производят соответственно монтаж и разборку временной крепи штолен, при этом снятие распорок осуществляют в процессе разработки грунта в тоннелях перед возведением их обделок, а монолитную плиту соединяют с лотковыми частями транспортных тоннелей непосредственно.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1998 года RU2102602C1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
SU, авторское свидетельство, 1763584, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
RU, патент, 2082884, кл
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

RU 2 102 602 C1

Авторы

Бахарев Б.А.

Гаев Д.В.

Жуков И.Л.

Земельман А.М.

Костюченко В.Г.

Кривенко А.А.

Левина Н.П.

Мамаладзе Э.Г.

Манюков А.Г.

Меркулов В.В.

Милов В.Г.

Рахманинов Ю.П.

Тараров Н.А.

Шмерлинг В.А.

Даты

1998-01-20Публикация

1997-04-23Подача