СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ Российский патент 1996 года по МПК A63B69/12 

Описание патента на изобретение RU2061521C1

Изобретение относится к области обучения плаванию и в основном может быть применено для обучения плаванию детей дошкольного возраста, начиная с 4-х лет, в бассейнах и естественных открытых водоемах.

Известен способ обучения плаванию (1), заключающийся в том, что обучают детей самостоятельному перемещению в воде без использования поддерживающих средств, добиваются при этом правильного положения тела в воде, скоординированных движений рук и ног с одновременным правильным дыханием, совершенствуют эти действия, добиваясь автоматизма всех движений.

Известен также способ (2) обучения детей плаванию, заключающийся в том, что проводят адаптацию детей к водной среде, учат детей занимать правильное положение тела в воде, обеспечивающее наименьшее сопротивление при перемещении, отрабатывают скоординированные движения рук и ног с одновременным правильным дыханием, добиваясь самостоятельного перемещения детей в воде в заданном направлении. При обучении детей плаванию по этому способу широко используют игровые методики, а при ускоренном обучении дополнительно используют ласты. Этот способ по своим действиям наиболее близок к заявленному и поэтому принят за прототип.

Недостатком известного способа является значительное количество детей в группах обучения, которые бросают процесс обучения из-за напряженных нервных состояний и стрессов, возникающих во время обучения. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является максимальное увеличение отношения числа детей научившихся плавать к общему числу детей начавших обучение плаванию.

Рассмотрим факторы, которые влияют на процесс обучения детей плаванию. К числу таких факторов относятся: а) уровень мотивации действий, способствующих обучению катализатор процесса обучения, б) беспокойство, напряжение, стресс факторы, замедляющие или вообще прекращающие процесс обучения, в) методики преподнесения изучаемых упражнений факторы, могущие или ускорять, или замедлять процесс обучения. При обучении плаванию пытаются повысить уровень мотивации к обучению и применять прогрессивные методики. При обучении детей таковыми являются различные игровые методики, включающие отдельные элементы плавательных упражнений, а иногда и целые упражнения, непосредственно игры, проводимые в воде.

Однако и повышение уровня мотивации и применение прогрессивных методик не устраняют, а иногда только приуменьшают влияние негативных факторов на процесс обучения плаванию. Попытки насильно, волевым путем преодолеть влияние этих факторов часто приводит к обратным результатам, а именно: ребенок отказывается обучаться плаванию и перестает посещать занятия.

Основными факторами, вызывающими беспокойство, напряжение и стресс, являются: попадание воды в носоглотку и дыхательные пути, а также раздражение слизистой оболочки глаз при прямом контакте с водой. В свою очередь опускание головы с открытыми глазами в воду является обязательным элементом правильного обучения плаванию, т.к. при этом тело занимает положение в воде, обладающее наименьшим сопротивлением при перемещении, а открытые глаза выполняют в воде свои прямые функции, хоть и со значительно меньшим коэффициентом полезного действия. Сложность волевого преодолевания этих факторов, особенно у детей младшего возраста, является основной причиной отказа детей от предложения процесса обучения. Значительно уменьшить, а иногда и полностью исключить влияние этих факторов можно, если использовать при обучении детей маску и дыхательную трубку, которые позволяют при выполнении упражнений, связанных с опусканием лица в воду, максимально уменьшить возможность попадания воды в носоглотку и дыхательные пути, исключить контакт воды со слизистой оболочкой глаз и значительно улучшить видимость под водой. Маска и трубка, используемые при обучении детей плаванию, представляют собой подвергшиеся незначительной модификации маску и трубку, широко применяемые у пловцов-ныряльщиков и подводных охотников. Маска представляет собой устройство из прозрачного материала, надеваемое на лицо таким образом, что оно закрывает глаза и нос, плотно прилегая к коже лица с обеспечением герметичности, и закрепляемое на голове ребенка при помощи резинового оголовника. Дыхательная трубка выполнена в виде полой изогнутой трубки, закрепляемой на голове ребенка и снабженной со стороны конца, вставляемого в рот, резиновым загубником. Длина трубки выбирается, исходя из требований непопадания в нее воды через верхний конец при перемещении пловца по поверхности, а внутренний диаметр с учетом потребляемого при нагрузке объема вохдуха за единицу времени.

Заявляемый способ включает в себя следующие действия. Адаптация детей к водной среде, которая состоит из вхождения в воду, хождения по воде, брызгания, приседания, прыжков, а также прыжков и приседаний с погружением в воду. Во время адаптации используют маску, особенно при брызгании, прыжках и приседаниях с погружением в воду. Ознакомление детей с выталкивающей силой воды, плавучестью и обучение детей занимать правильное положение тела при плавании на груди с опущенным в воду лицом и на спине. При освоении этого действия используют маску и дыхательную трубку. Обучение движениям рук и ног, как раздельно, так и скоординированно. При разучивании и отработке упражнений этого действия используют маску, трубку и ласты. Отработка правильного дыхания. Обучение выдоху в воду без перемещения. Обучение дыханию в движении как при раздельных, так и при скоординированных движениях рук и ног. При освоении дыхании используют маску, трубку, ласты. Отработка автоматизации всех движений с одновременным дыханием на фоне увеличения нагрузок, с целью наиболее эффективного перемещения ребенка по воде в заданном направлении. Последовательный отказ от использования ласт, затем трубки и потом маски по мере овладения всеми действиями способа. При правильном выполнении этого действия приобретенные в предыдущих действиях навыки не теряются. Обучение и отработка всех действий происходит с обязательным применением игровых методик.

Похожие патенты RU2061521C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 2010
  • Васильев Николай Николаевич
  • Филинберг Ирина Николаевна
  • Васильева Вера Васильевна
RU2427407C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 2017
  • Бойко Евгений Николаевич
  • Григорьев Михаил Николаевич
  • Кириллов Александр Андреевич
  • Охочинский Михаил Никитич
RU2677527C1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ 2010
  • Пучковский Илья Владимирович
RU2417811C1
Способ тренировки при обучении плаванию кролем взрослых людей 2020
  • Журилов Максим Олегович
RU2746350C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И БИОУПРАВЛЯЕМЫЙ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРОГРАММНО-АППАРАТНЫЙ ТРЕНАЖЕР ТЕХНИКИ ДЫХАНИЯ И НАВЫКА КОНТРОЛЯ ПЛАВУЧЕСТИ В ДАЙВИНГЕ С АППАРАТАМИ ОТКРЫТОГО ЦИКЛА 2012
  • Иванов Анатолий Борисович
  • Чернов Сергей Александрович
  • Иванов Тимур Анатольевич
RU2517604C2
Способ обучения плаванию и водная гимнастика детей грудного, раннего и дошкольного возраста 2019
  • Котова Виктория Валерьевна
RU2717150C1
Способ выполнения лечебно-восстановительной вокальной вибрационной гимнастики 2015
  • Полякова Ольга Михайловна
RU2612804C2
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС 2006
  • Коновалова Нина Геннадьевна
  • Загородникова Ольга Александровна
  • Федорова Вера Васильевна
  • Коновалова Анна Владимировна
RU2311164C1
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ 2016
  • Филиппов Николай Борисович
RU2654661C1
Устройство для тренировки дыхания 1990
  • Лопухин Валерий Яковлевич
  • Василевский Игорь Юрьевич
SU1729541A1

Реферат патента 1996 года СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ

Способ обучения детей плаванию относится к области образования и обучения. Способ заключается в том, что проводят адаптацию обучающихся к водной среде, добиваются, чтобы они занимали правильное положение тела в воде, обеспечивающее наименьшее сопротивление при перемещении, обрабатывают скоординированные движения рук и ног, обеспечивающее перемещение в требуемом направлении, занимаются постановкой дыхания, скоординированного с движениями рук и ног, проводят корректирование правильности выполнения скоординированных движений и дыхания, добиваются автоматизма всех движений и действий. В процессе обучения используют маску, предохраняющую глаза и нос от прямого контакта с водой, дыхательную трубку и ласты, а по мере овладения всеми действиями способа последовательно отказываются от применения сначала ласт, потом дыхательной трубки, и, в последнюю очередь, маски, не теряя при этом приобретенные навыки.

Формула изобретения RU 2 061 521 C1

Способ обучения детей плаванию, заключающийся в том, что проводят адаптацию обучающихся к водной среде, обучают их занимать правильное положение тела в вода, отрабатывают скоординированные движения рук и ног с периодическим использованием ласт, обеспечивающие перемещение в воде в требуемом направлении, и одновременно отрабатывают дыхание, корректируют правильность выполнения всех движений и дыхания, добиваются их автоматизма, отличающийся тем, что в процессе обучения используют маску, предохраняющую глаза и нос от прямого контакта с водой и одновременно улучшающую видимость под водой и дыхательную трубку, обеспечивающую свободное дыхание с опущенным в воду лицом, и последовательно отказываются от применения сначала ласт, потом трубки, и в последнюю очередь маски, не теряя при этом приобретенный в предыдущих действиях навык.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1996 года RU2061521C1

Каунсилмен Д
Наука о плавании /Пер
с англ.-М.: Физкультура и спорт, 1972, c.155-182
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л.Обучение плаванию в детском саду, -М.: Просвещение, 1991, с.38-40.

RU 2 061 521 C1

Авторы

Татаринский Борис Борисович

Бочаров Николай Дмитриевич

Репетюк Ольга Михайловна

Даты

1996-06-10Публикация

1994-10-20Подача