Изобретение относится к способам обучения плаванию детей и взрослых и может быть применено как к людям с отсутствием навыков плавания, так и к обучаемым для исправления закрепленных неэффективных навыков плавания.
Известны различные способы обучения плаванию.
Так, например, известен способ, включающий адаптацию обучающихся к водной среде, обучение их занимать правильное положение тела в воде, отработку скоординированных движений рук и ног, обеспечивающих перемещение в воде в требуемом направлении, а также отработку дыхания, корректировку правильности выполнения всех движений и дыхания за счет того, что в процессе обучения используют маску, предохраняющую глаза и нос от прямого контакта с водой и одновременно улучшающую видимость под водой, и дыхательную трубку, обеспечивающую свободное дыхание с опущенным в воду лицом, с последующим последовательным отказом от применения сначала ласт, потом трубки и в последнюю очередь маски, не теряя при этом приобретенный в предыдущих действиях навык (RU 2061521 C1, 10.06.1996, МПК A63B 69/12 (1994.10)).
Из уровня техники также известен способ обучения плаванию детей раннего и дошкольного возраста в малогабаритном бассейне, заключающийся в том, что обучают по меньшей мере одного обучающегося подготовительно-подводящим к плаванию упражнениям сухого плавания, проводят адаптацию его к водной среде путем освоения дыхательных приемов и двигательных упражнений ног и рук с периодическим использованием игровых и поддерживающих на воде средств, обучают его занимать правильное положение тела в воде с одновременной отработкой навыков плавания, закрепляют обучающимся приобретенные навыки плавания, а в качестве поддерживающих средств наряду с другими используют надувные нарукавники, надеваемые на обучающегося и подлежащие, не снимая с него, последовательному уменьшению посредством клапана объема надуваемого воздуха вплоть до его полного удаления, сохраняя при этом обучающимся навыка поддержки его нарукавником на воде, причем адаптацию и закрепление навыков в воде производят при уровне воды в бассейне, соответствующей уровню от пояса до груди обучающегося (RU 2006145198 A, 27.06.2008, МПК A63B 69/12 (2006.01)).
Основными недостатками известных способов является высокая вероятность формирования у обучаемых психологических комплексов, связанных с боязнью воды, при которых могут быть сформированы ошибочные двигательные стереотипы.
Первый вход в воду обучающегося сопряжен с определенными трудностями, одной из которых является страх перед водной средой, чужеродной людям, не умеющим плавать.
Традиционные бассейны-«лягушатники» не позволяют человеку, не умеющему плавать, делать упражнения в горизонтальном положении, приближенном к оптимальному положению тела при плавании. Обучающиеся, вследствие отсутствия навыков плавания, ограничены в двигательной активности, что может привести к их переохлаждению.
Задачей, решаемой изобретением, является обучение основным навыкам плавания, предотвращая формирование психологических комплексов, связанных с боязнью воды, при которых могут быть сформированы ошибочные двигательные стереотипы.
Указанная задача решается за счет того, что в способе обучения плаванию для обучения используют водную среду с возможностью изменения уровня ее глубины в зависимости от характера упражнений для обучения плаванию, причем для выполнения подготовительных упражнений либо упражнений по корректировке базовых навыков плавания устанавливают уровень глубины водной среды, не превышающий уровень, на котором возможно дыхание обучающихся на вытянутых руках в положении «упор лежа» на дне водной среды.
Изменение уровня глубины водной среды могут осуществлять за счет закачивания или откачивания водной среды в сообщающийся сосуд или из него, соответственно, либо за счет изменения положения гидропроницаемой поверхности, выполняющей функцию дна водной среды.
Упражнения по обучению плаванию могут осуществлять с постепенным уменьшением количества точек опоры обучающихся на дно, стремясь к безопорному положению обучающегося лежа в водной среде.
Уровень водной среды могут устанавливать минимальным для возможности плавания, а упражнения выполняют направленными на исключение соприкосновения частей тела обучающихся со дном водной среды.
По закреплению навыков обучающихся безопорного положения тела лежа в воде уровень водной среды могут увеличивать либо повышать сложность упражнений в водной среде.
Глубину водной среды могут устанавливать превышающей половину роста обучающихся для выполнения упражнений, в том числе по изменению направления плавания.
Глубину водной среды могут устанавливать с учетом навыков и телосложения обучающихся.
Техническим результатом является возможность создания оптимальных условий обучения плаванию для групп любого возраста, возможность обеспечения повышенной безопасности нахождения в воде, доступности выполнения упражнений, формирования правильных двигательных навыков, быстрого исправления возможных ошибок, комфортного и последовательного освоения с водной средой.
Эффективность данной методики была доказана практикой ее применения в группах начального обучения и апробирована на занятиях с детьми четырех-шести лет. В контрольных группах обучения по данной методике в занятиях приняли участие более тысячи человек. Результатом применения методики стала беспрецедентная интенсификация обучения навыку плавания и многократное сокращение учебных часов занятий для освоения с водой.
Пример
Практически полная безопасность и дружелюбность обучения достигается в начале обучения за счет того, что обучающий (далее тренер) устанавливает уровень водной среды такой, чтобы обучающиеся имели возможность опереться руками на дно бассейна и даже при падении в воду смогли легко поднять голову над водой для вдоха, что особенно важно для ребенка.
Лицо каждого обучающегося находится постоянно около воды, потому что он не стоит в воде, а лежит на ней. Тем самым обучающийся быстрее осваивается с водной средой, учится закрывать рот при контакте с ней. Возможность передвигаться в водной среде позволяет сформировать правильный навык дыхания в движении.
С самого начала обучения обучающийся находится в горизонтальном положении. Обучающийся выполняет упражнения, постепенно уменьшая количество точек опоры.
Обучающийся принимает положение «упор лежа» и начинает ползти вперед. Руки и ноги касаются дна, но положение тела уже горизонтальное. Увеличивая немного уровень водной среды, тренер просит обучающихся продолжать ползти, но при этом не касаться дна ногами, после чего опора на дно останется только руками. После обучения задержке дыхания обучающийся может легко перемещаться с опущенной в воду головой. Как только эта задача выполнена, остается всего один шаг к формированию базовых навыков плавания - безопорному горизонтальному положению тела в воде. Для этого обучаемый должен просто поджать к себе руки в тот момент, когда он ползет вперед с опущенной в воду головой на задержке дыхания.
При перемещении вперед в положении «упор лежа» на груди невозможно держать стопы в неправильном положении. Голеностоп вытянут, колени сгибаются, но лишь до угла, необходимого для формирования правильных плавательных навыков, появляется большая площадь опоры ногами на воду и вырабатывается стереотип управления телом в воде с помощью ног.
После обучения плаванию лежа в воде «спиной вверх» уровень воды оставляют таким же либо уменьшают для выполнения упражнений в положении лежа на спине. Ребенок не может излишне согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах - мешает близкое дно. Избегая касания дна, тело выпрямляется и принимает необходимое для выполнения упражнений вытянутое горизонтальное положение.
Далее обеспечивается возможность создания комфортных условий для выполнения любых подготовительных упражнений в горизонтальном положении тела. У тренера появляется возможность увеличить количество упражнений, выполняемых в движении, и избежать, таким образом, переохлаждения обучающихся. Регулируемый уровень водной среды позволяет использовать весь набор подготовительных упражнений с постепенным усложнением заданий.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ обучения плаванию и водная гимнастика детей грудного, раннего и дошкольного возраста | 2019 |
|
RU2717150C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ | 2017 |
|
RU2677527C1 |
Способ тренировки при обучении плаванию кролем взрослых людей | 2020 |
|
RU2746350C1 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИОТЕРАПИИ ПАЦИЕНТОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ | 2016 |
|
RU2637091C1 |
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА ТИПА "ГИДРОАЭРОБИКА" | 2002 |
|
RU2232615C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ | 2010 |
|
RU2427407C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА | 2022 |
|
RU2792045C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЛАВАНИЮ | 1994 |
|
RU2061521C1 |
СПОСОБ ГИДРОКИНЕЗИТЕРАПИИ НЕДОНОШЕННЫХ МЛАДЕНЦЕВ И МЛАДЕНЦЕВ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦНС | 2006 |
|
RU2311164C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ПОЗЫ У ИНВАЛИДОВ С ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ | 2006 |
|
RU2305534C1 |
Изобретение относится к способам обучения плаванию детей и взрослых и может быть применено как к людям с отсутствием навыков плавания, так и к обучаемым для исправления закрепленных неэффективных навыков плавания. Способ обучения плаванию заключается в том, что для обучения используют водную среду с возможностью изменения уровня ее глубины. Для выполнения подготовительных упражнений либо упражнений по корректировке базовых навыков плавания устанавливают уровень глубины водной среды, не превышающий уровень, на котором возможно дыхание обучающихся на вытянутых руках в положении «упор лежа» на дне водной среды. Техническим результатом является возможность создания оптимальных условий обучения плаванию для групп любого возраста, возможность обеспечения повышенной безопасности нахождения в воде. 8 з.п. ф-лы.
1. Способ обучения плаванию, характеризующийся тем, что для обучения используют водную среду с возможностью изменения уровня ее глубины в зависимости от характера упражнений для обучения плаванию, причем для выполнения подготовительных упражнений либо упражнений по корректировке базовых навыков плавания устанавливают уровень глубины водной среды, не превышающий уровень, на котором возможно дыхание обучающихся на вытянутых руках в положении «упор лежа» на дне водной среды.
2. Способ обучения плаванию по п.1, отличающийся тем, что изменение уровня глубины водной среды осуществляют за счет закачивания или откачивания водной среды в сообщающийся сосуд или из него соответственно.
3. Способ обучения плаванию по п.1, отличающийся тем, что изменение уровня глубины водной среды осуществляют за счет изменения положения гидропроницаемой поверхности, выполняющей функцию дна водной среды.
4. Способ обучения плаванию по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что упражнения по обучению плаванию осуществляют с постепенным уменьшением количества точек опоры обучающихся на дно, стремясь к безопорному положению обучающегося лежа в водной среде.
5. Способ обучения плаванию по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что уровень водной среды устанавливают минимальным для возможности плавания, а упражнения выполняют направленными на исключение соприкосновения частей тела обучающихся со дном водной среды.
6. Способ обучения плаванию по п.4, отличающийся тем, что по закреплению навыков обучающихся безопорного положения тела лежа в воде уровень водной среды увеличивают.
7. Способ обучения плаванию по п.4, отличающийся тем, что по закреплению навыков обучающихся безопорного положения тела лежа в воде сложность упражнений в водной среде повышают.
8. Способ обучения плаванию по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что глубину водной среды устанавливают превышающей половину роста обучаемых для выполнения упражнений, в том числе по изменению направления плавания.
9. Способ обучения плаванию по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что глубину водной среды устанавливают с учетом навыков и телосложения обучающихся.
Устройство для страховки | 1989 |
|
SU1742454A1 |
JP 2001017592 A, 23.01.2001 | |||
Устройство для обучения плаванию детей | 1990 |
|
SU1790959A1 |
WO 2004041374 A1, 21.05.2004. |
Авторы
Даты
2011-05-10—Публикация
2010-01-13—Подача